Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-15/2018 от 31.07.2018

Дело № 12-15/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

с. Кривошеино. 23 августа 2018 года

Кривошеинский районный суд Томской области в составе судьи Серазетдинова Д.Р., с участием индивидуального предпринимателя Сысоева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе индивидуального предпринимателя Сысоева В.Г. на постановление старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Сысоев В.Г. подвергнут административному наказанию по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 32000 рублей за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

В постановлении о назначении административного наказания указано, что старшим государственным инспектором Томской области в области охраны окружающей среды Ч.Ю.А. 22.05.2018 в период с 09.00 до 18.00 часов в рамках проведения планового (рейдового) осмотра, на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что в окрестностях с. Кривошеино зафиксировано горение и задымление полигона твердых бытовых отходов , расположенного по адресу: Томская область, Кривошеинский район, 300 м. западнее от 168 км автодороги Кривошеино-Колпашево, земельный участок с кадастровым (ранее присвоенный адрес и кадастровый номер: Томская область, Кривошеинский район, с. Кривошеино, зона специального назначения С-2, сооружение «Полигон твердых бытовых отходов» с кадастровым ), находящегося в аренде ИП Сысоева В.Г., территория полигона обвалована, ограждена забором частично, не по всему периметру. Частично отходы размещены за пределами территории полигона. Таким образом, в результате осуществления хозяйственной деятельности ИП Сысоев В.Г. в нарушение ст. 11 Федерального закона с 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 1, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 18 Федерального закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» допустил на вышеуказанной территории возгорание твердых коммунальных отходов и несоблюдение порядка по эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Не согласившись с данным постановлением, Сысоев В.Г. обжаловал его в суд, указав, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, были рассмотрены представленные представителем ИП Сысоев В.Г. возражения от 14.06.2018, однако оценка возражений в постановлении дана не была. При этом в возражениях и на рассмотрении дела об административном правонарушении, были даны пояснения относительно вменяемых нарушениях: территория объекта обвалована по всему периметру согласно технической документации, для перехвата паводковых вод по границе участка имеется водоотводная канава, по периметру проведено легкое окювечивание и противопожарная полоса. Проводить инженерные коммуникации ИП Сысоев В.Г. не имеет права, поскольку собственником земельного участка является муниципалитет, договор аренды не предусматривает обязанности арендатора по оборудованию полигона инженерными коммуникациями. Горение и задымление полигона, которое было зафиксировано в акте от ДД.ММ.ГГГГ, произошло не по вине ИП Сысоева В.Г., в проверяемый период было зафиксировано возгорание, которое произошло в связи с отжигом территории, находящейся рядом с полигоном. Документальные доказательства вины ИП Сысоева В.Г. во вменяемом нарушении, в материалах проверки отсутствуют. Прилагает к заявлению фотографии, подтверждающие принятие ИП Сысоев В.Г. всех возможных мер, направленных на содержание полигона. Считает, что постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, как вынесенное на основании неполного исследования обстоятельств и материалов дела, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.

В судебном заседании Сысоев В.Г. доводы жалобы поддержал по указанной в ней основаниям. Дополнительно пояснил, что на полигоне в проверяемый период не было открытого огня, лишь задымление. За несколько дней до проверки на полигоне был пожар, поэтому после этого сразу же приступили к обустройству сгоревшего ограждения. Капитального ограждения он обустроить не может, т.к. не является собственником полигона. На его обращения в Администрацию Кривошеинского района, ответа не получил. На полигоне имеется окювечивание и противопожарная полоса. Полагает, что сотрудник Департамента, производя фотографирование, не выходила из автомобиля, поскольку увидела бы наличие данных сооружений. При проведении проверки, его на полигоне не было, его никто не вызывал. Кроме того полагает, что ссылки в постановлении на положения «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем РФ 02.11.1996) в части того, что на расстоянии 1-2 м от водоотводной канавы размещается ограждение вокруг полигона, а по периметру на полосе шириной 5-8 м проектируется посадка деревьев, прокладываются инженерные коммуникации (водопровод, канализация), являются необоснованными, поскольку данные требования предусмотрены для полигонов с жидкими отходами, а на арендованном им полигоне жидкие отходы не завозятся.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы была извещена надлежащим образом. Сам Сысоев В.Г. не возражал относительно рассмотрения жалобы в отсутствие представителя. Неявка представителя не является препятствием к рассмотрению жалобы, в связи с чем судья полагает возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явился, что не является препятствием к рассмотрению жалобы.

Изучив доводы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении, пояснения Сысоева В.Г. в судебном заседании, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее административное правонарушение; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды в результате обращения с отходами производства и потребления, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.

Под требованиями в области охраны окружающей среды (далее - экологически требования) в соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственным стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Согласно подпункту 3.6 пункта 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 "О введении в действие санитарных правил" устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.

Согласно «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем РФ 02.11.1996) участки складирования должны быть защищены от стоков поверхностных вод с вышерасположенных земельных массивов. Для перехвата дождевых и паводковых вод по границе участка проектируется водоотводная канава. На расстоянии 1-2 м от водоотводной канавы размещается ограждение вокруг полигона. По периметру на полосе шириной 5-8 м проектируется посадка деревьев, прокладываются инженерные коммуникации (водопровод, канализация), устанавливаются мачты электроосвещения. При отсутствии инженерных сооружении на этой полосе отсыпаются кавальеры грунта для использования его на изоляцию ТБО. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО перпендикулярно направлению господствующих ветров для задержания легких фракций отходов. Высота ограждений - 4 - 4,5 м. Рама щитов выполняется из легких металлических профилей, обтягивается сеткой с размерами ячеек 40 - 50 мм. Мастер полигона не реже одного раза в декаду проводит осмотр санитарно-защитной зоны и принимает меры по устранению выявленных нарушений (ликвидация несанкционированных свалок, очистка территории и т.д.).

Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г, (далее - Санитарные правила, СП) установлены требования к содержанию полигонов твердых бытовых отходов.

Так, пунктом 4.4 СП установлено, что по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.

Согласно пункту 5.3 СП, переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

В соответствие с пунктом 5.6 СП, один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.

Пунктом 5.7 СП предусмотрено, что на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.

В силу п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение безопасного размещения отходов производства и потребления, проводят мероприятия по восстановлению природной среды рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В судебном заседании установлено, что 22.05.2018 в период с 09-00 по 18-00 часов в окрестностях с. Кривошеино зафиксировано горение и задымление полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: Томская область, Кривошеинский район, 300 м. западнее от 168 км автодороги Кривошеино-Колпашево, земельный участок с кадастровым (ранее присвоенный адрес и кадастровый номер: Томская область, Кривошеинский район, с. Кривошеино, зона специального назначения С-2, сооружение «Полигон твердых бытовых отходов» с кадастровым ), находящегося в аренде ИП Сысоева В.Г., территория полигона обвалована, ограждена забором частично, не по всему периметру. Частично отходы размещены за пределами территории полигона.

Указанное подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, схемой и фототаблицей к нему.

Суд не может согласиться с доводами ИП Сысоева В.Г. об отсутствии в его действиях события правонарушения.

Сам Сысоев В.Г. не отрицал в судебном заседании о размещении части отходов мелких фракций за пределами полгона, указав в этой части, что принимает меры к сбору такого рода отходов, а наличие на имеющихся в деле фотографиях огня и задымления, мотивировал обжигом неизвестными лицами электропроводов, либо остатками возгорания от произошедшего накануне пожара. При этом, объективных и достоверных данных о причинах и местах возгорания, индивидуальным предпринимателем не представлено, в связи с чем довод Сысоева В.Г. в этой части, состоятельным признан быть не может.

Согласно выписке из ЕГРИП от 06.06.2018 индивидуальный предприниматель Сысоев В.Г. <данные изъяты> осуществляет сбор и обработку сточных вод, а также, в том числе, сбор отходов, обработку и утилизацию отходов, деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Из договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что полигон твердых бытовых отходов, кадастровый , общей площадью 82 000 кв. м, расположенный по адресу: Томская область, Кривошеинский район, с. Кривошеино, зона специального назначения С-2, целевое назначение (использование): хранение и утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов IV-V классов опасности, передан индивидуальному предпринимателю Сысоеву В.Г. в аренду на срок 5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4 данного договора Сысоев В.Г. обязуется использовать указанное имущество исключительно по прямому назначению и в соответствии с установленными правилами эксплуатации, обеспечить содержание полигона и подъездной дороги к нему в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, соблюдать требования Роспотребнадзора, а также отраслевые правила и нормы, действующие в отношении арендованного имущества

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенной проверки представителем Департамента природных ресурсов и окружающей среды Томской области установлено, что ИП Сысоев В.Г. на арендованном участке, где располагается полигон твердых бытовых отходов по адресу: Томская область, Кривошеинский район, 300 м. западнее от 168 км автодороги Кривошеино-Колпашево, земельный участок с кадастровым (ранее присвоенный адрес и кадастровый номер: Томская область, Кривошеинский район, с. Кривошеино, зона специального назначения С-2, сооружение «Полигон твердых бытовых отходов» с кадастровым ), в нарушение Федерального закона с 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» допустил на вышеуказанной территории возгорание твердых коммунальных отходов и несоблюдение порядка по эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ.

Объективных данных о порочности, как протокола проверки, так и протокола об административном правонарушении, в судебном заседании Сысоевым В.Г., не представлено. Доказательств того, что старший Государственный инспектор Томской области в области охраны окружающей среды Ч.Ю.А. необъективно отразила фактические обстоятельства при проведении проверки полигона твердых бытовых отходов с. Кривошеино, а также что она имеет какую-либо заинтересованность или предвзятое к нему отношение, сторонами также не представлено. У суда нет оснований не доверять акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. На представленных ею снимках к акту проверки видно открытый огонь и задымление на территории полигона. Часть отходов размещена за пределами территории полигона, часть территории полигона огорожена. В связи с чем, доводы Сысоева В.Г. в этой части, в том числе со ссылками на представленные в судебное заседание фотографии от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вынесения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, обоснованными признаны быть не могут.

Законность проведения проверки государственного инспектора подтверждается заданием на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из характера задания, вызов проверяемого лица в ходе проведения проверки, не предусматривался.

При таких обстоятельствах, старшим государственным инспектором Томской области в области охраны окружающей среды Ч.Ю.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ИП Сысоев В.Г. на основании изученных доказательств, правильно установлены фактические обстоятельства дела и обоснованно вынесено обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, вопреки доводам жалобы, оценка возражениям Сысоева В.Г., отраженные в его отзыве от 14.06.2018 получили надлежащую оценку, что следует из постановления, не соглашаться с которыми, суд оснований также не находит.

Нельзя признать обоснованным и довод Сысоева В.Г. в части незаконности ссылки государственного инспектора на положения «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», в связи с неверным толкованием норм действующего законодательства, поскольку данная Инструкция содержит требования именно к полигонам для твердых бытовых отходов. Указания в обжалуемом постановлении об эксплуатации Сысоевым В.Г. полигона для жидких бытовых отходов, не содержится.

Действия Сысоева В.Г. верно квалифицированы должностным лицом по ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Выявленное правонарушение посягает на экологическую безопасность, под которой соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Наказание Сысоеву В.Г. назначено с учетом его личности и в переделах санкции, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ.

Срок давности привлечения индивидуального предпринимателя Сысоева В.Г. к административной ответственности не истек.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жалоба Сысоева В.Г. на постановление старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.- ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░

12-15/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Сысоев Владимир Геннадьевич
Другие
Перковская Ольга Владимировна
Суд
Кривошеинский районный суд Томской области
Судья
Серазетдинов Дамир Рафаильевич
Дело на сайте суда
krivosheinsky--tms.sudrf.ru
01.08.2018Материалы переданы в производство судье
23.08.2018Судебное заседание
29.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.09.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
17.09.2018Вступило в законную силу
17.09.2018Дело оформлено
01.11.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее