Дело № 2а-4848/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Базылевой О.В.,
с участием представителя административного истца Ткачевой С.Ю., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Защитниковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Русина В. М. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Русин В.М. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1256 кв.м, расположенный по адресу Амурская область, г. Благовещенск, в юго-западной части кадастрового квартала, граница которого проходит по контуру СПУ-6, район 7-го км Новотроицкого шоссе. Истцом в администрацию города Благовещенска подано заявление о перераспределении земельного участка с приложенной схемой земельного участка, на которое получен отказ. Из полученного ответа администрации города Благовещенска № 442/16 от 26 февраля 2018 г. следует, что основанием к отказу в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером *** послужило расположение земельного участка в границах зоны инженерной и транспортной инфраструктуры на территории уличной дорожной сети согласно Генеральному плану города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенского городской Думы от 26 июля 2007 г. № 30/75. Считает указанный отказ незаконным, поскольку земельный участок расположен на землях садового товарищества Винзавода, длительное время использовался для садоводства и не затрагивал земли общего пользования, рядом расположены другие садовые участки, дорога проходит в стороне, тротуаров и стоянок не располагается, спорный участок не расположен в границах зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, не относится к территории общего пользования. На основании изложенного просил признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска от 26 февраля 2018. № 442/16 в заключении соглашения о перераспределении земель, обязать администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление Русина В.М.
В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиях настаивала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Благовещенска возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что 20.02.2018г. в администрацию города Благовещенска поступило заявление Ураковой И.А., действующей по доверенности от имени Русина В.М. о перераспределении земельных участков: земельного участка с кадастровым номером *** и земельного участка, находящегося в государственной собственности, согласно прилагаемой схемы, при рассмотрении которого администрацией города Благовещенска было установлено, что согласно Генеральному плану города Благовещенска часть образуемого земельного участка, расположена в границах зоны инженерной инфраструктуры - «зоны улично-дорожной сети», в границах данной зоны не предусмотрено строительство объектов капитального строительства. Данная территория относится к землям общего пользования. Таким образом, утверждение представленной к заявлению истца схемы расположения спорного земельного участка будет противоречить сведениям Генерального плана, что не допускается. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд определил в порядке статьи 150 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что Русин В.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование индивидуальный жилой дом, общая площадью 1256 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18 ноября 2010г. серии 28 АА 475948.
20.02.2018 года Русин В.М. обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося в собственности Русина В.М..
На данное заявление администрацией г. Благовещенска 26.02.2018 года был дан ответ № 442/16, в соответствии с которым Русину В.М. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером ***, в связи с тем, что согласно в соответствии с Генеральным планом города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенского городской Думы от 26 июля 2007 г. № 30/75, часть земельного участка, образование которого предусмотрено прилагаемой схемой, расположена в границах зоны инженерной и транспортной инфраструктуры на территории уличной дорожной сети. Согласно главе 6 Положения о территориальном планировании входящего в утверждаемую часть Генерального плана города Благовещенска, функциональное назначение данной зоны - это размещение в ее границах элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок). Использование земельных участков для размещения индивидуальных жилых домов в границах функциональной зоны улично-дорожной сети не предусмотрено.
Не согласившись с данным решением, Русин В.М. обратился с настоящим иском в суд.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В частности, подпунктом 3 пункта 1 названной статьи допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
При этом пунктом 2 той же статьи установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом согласно статье 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации процедура заключения такого соглашения инициируется заявлением заинтересованного лица о перераспределении земельных участков.
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 данной статьи.
Согласно п.п. 11 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 11.10 ЗК РФ также предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Как предусмотрено в п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы поселений.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно выкопировке основного чертежа Генерального плана г. Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 года № 30/75 (с изменениями, внесенными решением Благовещенской городской Думы от 26.03.2015 года № 8/92), запрашиваемый Русиным В.М. земельный участок находится в функциональной зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (зоне улично-дорожной сети), то есть относится к территории общего пользования, следовательно, в силу вышеприведенных положений Земельного кодекса РФ, а также Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не может быть отчужден в пользу Русина В.М..
Согласно главе 6 Положения о территориальном планировании, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от 26.03.2015 N 8/92 "О внесении изменений в Генеральный план города Благовещенска", входящего в утверждаемую часть Генерального плана города Благовещенска, назначение функциональной зоны объектов инженерной инфраструктуры - для размещения элементов улично-дорожной сети (дорожного покрытия, тротуаров, озеленения, стоянок). Использование земельных участков для размещения индивидуальных жилых домов в границах функциональной зоны улично-дорожной сети не предусмотрено.
Таким образом, анализ исследованных доказательств позволяет прийти к выводу, что у ответчика имелись правовые основания для отказа Русину В.М. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером ***, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Ссылка административного истца на отсутствие на земельном участке элементов улично-дорожной сети, не имеет юридического значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (зоне улично-дорожной сети) согласно Генеральному плану города Благовещенска, который является действующим, в установленном порядке никем не оспорен.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
требования Русина В. М. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения №442/2016 от 26.02.2018г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 15 июня 2018г.
Судья Т.А. Коршунова