Дело № 2-194 / 2018 года
24RS0029-01-2017-000889-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2018г. пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижикова О.В.,
с участием истца пом.прокурора Закревской Е.И.,
представителя ответчика МУП «Родник» ФИО1
при секретаре Дядиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Родник» о возложении обязанности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Родник» о возложении обязанности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению депутата Козульского районного Совета депутатов ФИО2 проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства об охране труда. В ходе проверки установлено, что МУП «Родник» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №, осуществляет свою деятельность на территории Козульского района.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность главный бухгалтер, 1 штатная единица.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ на должность директора МУП «Родник» принят ФИО1. Между работодателем и работником заключен трудовой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность главный бухгалтер, 1 штатная единица.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 принята на должность главного бухгалтера 10-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность мастер, 1,5 штатная единица.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 принят на должность мастера 8-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ на основную работу. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность смотритель ВНБ, 7 штатных единиц. Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ количество штатных единиц должности смотритель ВНБ составляет 4.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 принята на должность смотритель ВНБ 1-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ по совместительству. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 принят на должность смотритель ВНБ 1-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ по совместительству. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 принят на должность смотритель ВНБ 1-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ по совместительству. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность юрисконсульт, 1 штатная единица.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО9 принята на должность юрисконсульта 7-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО10 принята на должность юрисконсульта 7-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ на время очередного отпуска юрисконсульта ФИО9 Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность оператор водозаборных сооружений, 3 штатных единицы.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 принят на должность оператор водозаборных сооружений 2-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ на основную работу. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Родник» проведена аттестация 6 рабочих мест по условиям труда, а именно бухгалтер 1 штатная единица, плотник 1 штатная единица, монтажник санитарно-технических систем и оборудования (слесарь по обслуживанию и ремонту водопроводных сетей 1 штатная единица, машинист насосных установок 1 штатная единица, электромонтер контактных сетей (электромонтер по обслуживанию и ремонту сетей) 1 штатная единица, водитель автомобиля (ГАЗ 3307) 1 штатная единица. При проведении специальной оценки данных рабочих мест аналогичные рабочие места не установлены.
Вместе с тем, специальная оценка условий труда, а также ранее аттестация рабочих мест директор, главный бухгалтер, юрисконсульт, мастер, смотритель ВНБ, оператор водозаборных сооружений, слесарь - электрик по ремонту электрооборудования до настоящего времени не проведена.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда данных рабочих мест отсутствует.
Истец считает, что ответчиком не исполнена обязанность по проведению специальной оценки условий труда на вышеуказанных рабочих местах. Контракт на проведении специальной оценки условий труда на вышеуказанных рабочих местах не заключен.
По данному факту прокуратурой Козульского района в адрес директора МУП «Родник» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Просит суд обязать МУП «Родник» провести специальную оценку условий труда на рабочих местах: директор, главный бухгалтер, юрисконсульт, мастер, смотритель ВНБ, оператор водозаборных сооружений, слесарь - электрик по ремонту электрооборудования в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Козульского района Закревская Е.И. требования иска поддержала в полном объёме по изложенным в нём основаниям.
Представитель ответчика директор МУП «Родник» ФИО1, в судебном заседании требования иска не признал, суду пояснил, что в 2013 году провели аттестацию рабочих мест, была создана комиссия, которая составила список должностей занятых в технологическом процессе, слесарь, плотник, вошли 6 рабочих профессий из 16 должностей. Не вошли мастер, так как нет конкретного рабочего места, документовед, юристконсульт, работает на дому, так как офиса нет. Смотритель, работает 2 часа в день, проживает от водонапорной башни в 70-100 метрах, на данные профессии не представляется возможным провести аттестацию рабочих мест, так как нет рабочего места. При переименовании должностей, рабочее место не поменялось. У директора трудовой договор заключен с администрацией района.
В отзыве на исковое заявление, предоставленном суду указал, что согласно действующему законодательству, аттестация рабочих мест до 01.01.2014г. производится следующим образом:
Подготовка к ее проведению:
Формирование комиссии с нечетным количеством человек в составе;
Выбор председателя комиссии - это должен быть либо непосредственно работодатель, либо его представитель;
Утверждение перечня рабочих мест, которые должны пройти оценку;
Идентификация мест, которые являются потенциально вредными или опасными, при которой учитываются:
Оборудование, используемые материальные ресурсы (которые могут служить источником вредных или опасных факторов);
Результаты предыдущих проверок;
Случаи профессиональных заболеваний и производственных травм;
Предложения сотрудников по проведению идентификации факторов на рабочих местах;
Декларирование соответствия условий труда установленным нормам;
Исследование и измерение выявленных вредных или опасных производственных факторов;
Формирование перечня факторов для последующего анализа;
Проведение испытаний и измерение в лаборатории организации, проводящей проверку;
4.3.Оформление результатов в протоколах;
4.4 Отнесение условий труда по классам опасности и вредности;
Муниципальное унитарное предприятие «Родник» под руководством директора ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ заключило договор с ООО «<...> на проведение аттестации рабочих мест при штатной численности 51,5 единиц.
Председателем аттестационной комиссии был назначен Главный инженер МУП «Родник» ФИО4 и члены аттестационной комиссии Мастер МУП «Родник» ФИО15, документовед МУП «Родник» ФИО13, ФИО14. На основании аттестационной комиссии был утвержден перечень рабочих мест который в свою очередь должны пройти специальную оценку (бухгалтер, плотник, слесарь по обслуживанию и ремонту водопроводных сетей, машинист насосных установок, электромонтер по обслуживанию и ремонту сетей, водитель автомобиля)
Всего 6 рабочих мест, которые непосредственно участвуют в технологическом процессе производства из 16 должностей.
Согласно п.3 статье 3 ФЗ №426 «О специальной оценке условий труда» не вошли следующие рабочие места - смотритель водонапорной башни, так как согласно должностной инструкции, данный работник ведет визуальный надзор и в случаи выявления нарушения сообщает по телефону непосредственно мастеру МУП «Родник, проживает возле водонапорной башни (70-100метров) и ведет работу на дому.
Учитывая большую протяженность сетей водоснабжения и водоотведения, порядка 43 км. <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, определить рабочее место для мастера практически невозможно, поэтому было принято решение о дистанционной работе данной должности.
Так как МУП «Родник» не имеет своих производственных помещений к дистанционным должностям были отнесены: мастер, документовед (юристконсульт).
Считает аттестацию проведенной МУП «Родник» в ДД.ММ.ГГГГ при штатной численности 51,5 единиц аттестованной в полном объеме, а так же проведенная аттестация не выявила ни одного рабочего места, которое не соответствовало нормативным требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ было утверждено новое штатное расписание в количестве 22 единиц (11 должностей).
Согласно новому штатному расписанию произошли переименование должностей к приведению профессионального стандарта № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ
«Машинист насосных установок» на «Оператор водозаборных установок».
«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» на «Слесарь электрик по ремонту электрооборудования».
Без изменения их должностных функций и рабочих мест, на что был составлен комиссионный акт№ от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно проведенной аттестации наличие опасных производственных факторов на предприятии не выявлено, так как условия труда и характер выполняемой работы персонала не связан с тяжелым производственным фактором.
Просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого им в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
При этом суд принимает во внимание, что трудовые отношения представляют собой отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации установлены обязательные для включения в трудовой договор условия к котором в частности относятся: место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция; дата начала работы и срок; условия оплаты труда; компенсации и другие.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Козульского района по обращению депутата Козульского районного Совета депутатов ФИО2 проведена проверка соблюдения МУП «Родник» требований законодательства об охране труда. В ходе проверки установлено, что Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ на должность директора МУП «Родник» принят ФИО1. Между работодателем и работником заключен трудовой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность главный бухгалтер, 1 штатная единица.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 принята на должность главного бухгалтера 10-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность мастер, 1,5 штатная единица.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 принят на должность мастера 8-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ на основную работу. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность смотритель ВНБ, 7 штатных единиц. Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ количество штатных единиц должности смотритель ВНБ составляет 4.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 принят на должность смотритель ВНБ 1-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ по совместительству. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 принят на должность смотритель ВНБ 1-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ по совместительству. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 принят на должность смотритель ВНБ 1-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ по совместительству. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность юрисконсульт, 1 штатная единица.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО9 принята на должность юрисконсульта 7-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО10,С. принята на должность юрисконсульта 7-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ на время очередного отпуска юрисконсульта ФИО9 Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание МУП «Родник» введена должность оператор водозаборных сооружений, 3 штатных единицы.
Приказом директора МУП «Родник» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 принят на должность оператор водозаборных сооружений 2-го разряда МУП «Родник» с ДД.ММ.ГГГГ на основную работу. Между МУП «Родник» и работником заключен трудовой договор.
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Родник» проведена аттестация 6 рабочих мест по условиям труда, а именно бухгалтер 1 штатная единица, плотник 1 штатная единица, монтажник санитарно-технических систем и оборудования (слесарь по обслуживанию и ремонту водопроводных сетей 1 штатная единица, машинист насосных установок 1 штатная единица, электромонтер контактных сетей (электромонтер по обслуживанию и ремонту сетей) 1 штатная единица, водитель автомобиля (ГАЗ 3307) 1 штатная единица. При проведении специальной оценки данных рабочих мест аналогичные рабочие места не установлены.
Вместе с тем, специальная оценка условий труда, а также ранее аттестация рабочих мест директор, главный бухгалтер, юрисконсульт, мастер, смотритель ВНБ, оператор водозаборных сооружений, слесарь - электрик по ремонту электрооборудования до настоящего времени не проведена. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда данных рабочих мест отсутствует. МУП «Родник» не исполнена обязанность по проведению специальной оценки условий труда на вышеуказанных рабочих местах. Контракт на проведении специальной оценки условий труда на вышеуказанных рабочих местах не заключен.
Согласно п.1.4 Устава МУП «Родник» полномочия собственника имущества Предприятия осуществляет администрация Козульского района и иные уполномоченные органы по решению главы администрации Козульского района.
В силу п.5.1 Устава МУП «Родник» Предприятие возглавляет Руководитель – директор, назначаемый на эту должность собственником имущества Предприятия.
Также судом установлено, что работодателем директора МУП «Родник» является администрация Козульского района Красноярского края.
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Родник» проведена аттестация 6 рабочих мест по условиям труда, а именно бухгалтер 1 штатная единица, плотник 1 штатная единица, монтажник санитарно-технических систем и оборудования (слесарь по обслуживанию и ремонту водопроводных сетей 1 штатная единица, машинист насосных установок 1 штатная единица, электромонтер контактных сетей (электромонтер по обслуживанию и ремонту сетей) 1 штатная единица, водитель автомобиля (ГАЗ 3307) 1 штатная единица.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г., в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 1 января 2014 г. должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 1 января 2014 г. осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не реже одного раза в пять лет. Данный документ утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с изданием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено названным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 названного федерального закона. К числу случаев проведения внеплановой специальной оценки условий труда частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ отнесены в том числе получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ; произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Частью 6 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ определено, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 названного федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокурор Козульского района обратился в суд с иском к МУП «Родник» о возложении обязанности, проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в интересах неопределенного круга лиц. Тогда как в исковом заявлении указаны конкретные должности директор, главный бухгалтер, юрисконсульт, мастер, смотритель ВНБ, оператор водозаборных сооружений, слесарь - электрик по ремонту электрооборудования, и работники, занятые на этих местах.
Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации). Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, те лица, которые не заключили трудовой договор с работодателем или фактически не приступили к работе с ведома или по поручению работодателя, то есть не вступили в трудовые отношения с работодателем, не могут быть отнесены к числу работников, и, следовательно, до поступления на работу их права не могут быть нарушены, в связи, с чем довод прокурора Козульского района о том, что неисполнение ответчиком обязанности по проведению специальной оценки условий труда нарушает права неопределенного круга граждан, нельзя признать правомерным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, круг лиц, то есть работников, состоящих на должностях, подлежащих специальной оценке условий труда в МУП «Родник» известен, индивидуализирован и определен.
Обращаясь в суд с иском, прокурор Козульского района в исковом заявлении ссылался на то, что оно подается в защиту неопределенного круга лиц, права которых на безопасные условия труда нарушаются ответчиком, однако из текста заявления и его просительной части усматривается, что прокурором полагались нарушенными ответчиками только права конкретных работников. Таким образом, круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, является определенным, в то время как под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (пункт 35 постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. по делу "Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации").
Кроме того, в материалах дела отсутствуют заявления самих работников, о нарушении их прав, в том числе в части охраны их труда, о снижении уровня предоставляемых им со стороны работодателя льгот и гарантий, связанных с условиями их труда к прокурору Козульского района до обращения его в суд.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Родник» о возложении обязанности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Родник» о возложении обязанности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах: директора, главного бухгалтера, юристконсульта, мастера, смотрителя ВНБ, оператора водозаборных сооружений, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий судья: О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено: 13.08. 2018г.