РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Безенчук 19 августа 2019 г.
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего Каткасовой И.В.
При секретаре Велькиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-576/19 по административному исковому заявлению МИ ФНС России №16 по Самарской области к Габдуллиной ФИО4 о взыскании обязательных платежей
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России №16 по Самарской области обратилась в суд с иском к Габдуллиной ФИО5. о взыскании задолженности в сумме 5762 руб.63 коп, в т.ч. транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 3517 руб., пени в сумме 77 руб. 37 коп., налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 921 руб., пени в сумме 20 руб.26 коп., транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 1046 руб., налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 181 руб., ссылалась на то, что ответчик в добровольном порядке не уплатил налоги в срок указанный в требованиях об уплате налога.
Представитель истца в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Габдуллина ФИО6 исковые требования не признала, ссылаясь на пропуск административного истца в суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности по налогам.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговым кодексом РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3); налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый п. 1 ст. 45).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Судом установлено, что на основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление №№ от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.10-13) об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 3517руб., земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 921 руб. за земельный участок с кадастровым номером № № и кадастровым номером №, срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой указанного налога Габдуллиной ФИО7 выставлено требование №№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. с предложением погасить недоимку по транспортному налогу в сумме 3517 руб. и земельному налогу в сумме 921 руб. и начисленные пени в общей сумме 97руб.63 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.8).
В адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление, №№ от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14) об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 1046 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 181 руб. Срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой указанных налогов Габдуллиной ФИО8. выставлено требование №№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. с предложением погасить недоимку по налогу и начисленные пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 48 НК РФ налоговый орган имел право обратиться в суд за взысканием задолженности по указанным требованиям в течение шести месяцев со дня истечения срока его исполнения, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, заявление Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по данным требования подано мировому судье судебного участка №125 Безенчукского судебного района Самарской области только ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается штампом входящей корреспонденции на заявлении о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка №125 Безенчукского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ №2а-831/2018 о взыскании с Габдуллиной ФИО9. недоимки на общую сумму 5762 руб.63 коп.
ДД.ММ.ГГГГ. данный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению с заявлением о выдаче судебного приказа, по делу не установлено и налоговым органом не указано.
То обстоятельство, что настоящий административный иск подан в суд в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, не является основанием для вывода о соблюдении налоговым органом сроков принудительного взыскания.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.
Следовательно, при рассмотрении требований налоговых органов о взыскании недоимки по налогам судам следует проверять соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе, срока подачи заявления о выдаче судебного приказа.
Истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, свидетельствует о том, что требование не является бесспорным, что является препятствием для выдачи судебного приказа (п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ).
Исходя из этого, мировой судья при рассмотрении заявления о вынесении судебного приказа обязан проверить соблюдение срока обращения в суд. Если данная обязанность мировым судьей не выполнена, вопрос о соблюдении срока должен быть рассмотрен вышестоящим судом при разрешении требований о взыскании недоимки в административном исковом порядке либо при оспаривании судебного приказа. Иначе создается ситуация, когда контрольный орган может обратиться к мировому судье с заявлением о взыскании налога в любое время с пропуском установленного законом срока, но при этом соблюсти срок обращения в суд в исковом порядке после отмены судебного приказа, что в случае удовлетворения требований приведет к взысканию налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
Следует также учесть, что вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановление срока на принудительное взыскание, так как вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Поскольку установлено, что налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Габдуллиной ФИО10. вышеуказанной недоимки по истечении установленного законом срока, суд приходит к выводу, что требования о взыскании данной недоимки удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования МИ ФНС России по №16 по Самарской области к Габдуллиной ФИО11 о взыскании обязательных платежей оставить без удовлетворения в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области в течение месяца.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 23.08.2019г.
Председательствующий И.В. Каткасова