Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3666/2010 ~ М-3380/2010 от 11.10.2010

Дело № 2-3666/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Хныкиной И.В.,

при секретаре Репниковой Р.А.,

с участием истца Проскурякова И.В., представителя истца по доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) Руднева Е.А., представителя ответчика ОАО (ФИО3) Валуйского А.П., действующего на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ), представителя третьего лица - (ФИО4) Железовской О.В., действующей на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Проскурякова <данные изъяты> к открытому акционерному обществу (ФИО3) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

(ФИО2) обратился в суд с иском к ОАО (ФИО3) о признании права собственности на жилое помещение - комнату (№) общей площадью 12,5 кв.м. в <адрес> в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что с (ДД.ММ.ГГГГ) года по настоящее время является нанимателем указанного жилого помещения и проживает в нем. Здание по <адрес> было построено под нужды общежития и принадлежало государственному предприятию (ФИО3). Решением (ФИО5) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) утвержден план приватизации государственного предприятия посредством преобразования его в ОАО (ФИО3) с включением общежития в уставной фонд общества. В (ДД.ММ.ГГГГ) г. ответчик зарегистрировал право собственности на здание общежития. Сделка по приватизации общежития, расположенного по адресу: <адрес>, по мнению истца, была совершена с нарушениями действовавшего на момент приватизации законодательства, согласно которому стоимость объектов жилищного фонда не включается в уставной капитал при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Общежитие должно быть передано в муниципальную собственность, истец имеет право проживать в общежитии на условиях договора социального найма и приобрести право собственности на помещение в порядке приватизации. Нахождение общежития в собственности ОАО (ФИО3) препятствует истцу в получении жилого помещения в собственность в порядке приватизации (л.д. 9-10).

Определением судьи Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены (ФИО7), (ФИО6), (ФИО4) (л.д.2).

В судебном заседании истец и его представитель Руднев Е.А., действующий на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.11) исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО (ФИО3) Валуйский А.П., действующий на основании доверенности (л.д.83), возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку здание общежития принадлежит ответчику на праве собственности. Истец проживает в комнате общежития по договору коммерческого найма и права на приватизацию не имеет (л.д.37).

Представитель третьего лица - (ФИО8) (ФИО1), действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) - д (л.д.32), в разрешении спора полагается на усмотрение суда.

Третье лицо - (ФИО6) о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Направил суду отзыв на иск, по которому в разрешении спора полагается на усмотрение суда (л.д.69-70).

Третье лицо - (ФИО7) в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил (л.д.67).

Суд, выслушав объяснения истца, представителей сторон, третьего лица, исследовав представленные по делу доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на жилище закреплено в Конституции РФ (статья 40).

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан на бесплатную передачу в их собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетний членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Судом установлено, что (ФИО2) вселился в указанное общежитие (ДД.ММ.ГГГГ) на основании ордера на жилую площадь в общежитии (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), выданного АООТ (ФИО3).

Ордер выдан на право занятия истцом составом семьи 1 человек комнаты (№) в общежитии АО (ФИО3)» по <адрес>, размером 12,0 кв.м. на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета АО «(ФИО3)» от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.14).

Истец зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении с (ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время, что подтверждается данными его паспорта и выпиской из домовой книги (л.д.61).

В установленном законом порядке истец обратился с заявлением в (ФИО7) о приватизации комнаты в общежитии, однако ему было отказано в связи с тем, что общежитие по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества не значится, в муниципальную собственность не передавалось (л.д.20).

Право собственности на общежитие по адресу: <адрес>, Лит. А,А1,а, площадью 4105,2 кв.м. зарегистрировано в (ФИО8) за ОАО (ФИО3) о чем (ДД.ММ.ГГГГ) сделана запись регистрации в ЕГРПН (л.д.56). Документами - основаниями для регистрации права собственности ОАО (ФИО3) в (ДД.ММ.ГГГГ) г. явился план приватизации, утвержденный решением (ФИО5) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.38)

Установлено, что Решением (ФИО5) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) на основании предложения трудового коллектива треста (ФИО3), зафиксированного протоколом общего собрания от (ДД.ММ.ГГГГ) о приватизации государственного имущества, создана комиссия по приватизации, разработавшая План приватизации специализированного строительно-монтажного треста (ФИО3), утвержденный в дальнейшем вышеназванным решением Комитета (л.д.50 ).

Общежитие, находящееся по адресу: <адрес>, на <данные изъяты> мест, (ДД.ММ.ГГГГ) года постройки, вошло в указанный план приватизации, учтено в Акте оценки стоимости зданий и сооружений треста по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.49).

Решением (ФИО5) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в соответствии с «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992год» в соответствии с Указами Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) и от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), государственное предприятие трест (ФИО3) преобразовано в АООТ (ФИО3) согласно утвержденному плану приватизации, утвержден также Устав (л.д.51-52). На основании ст.34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от (ДД.ММ.ГГГГ) постановлением (ФИО9) от (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировано АООТ (ФИО3) на базе треста (ФИО3) (л.д.55).

Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (ст.1 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 (ред. от 05.06.1992) "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации")

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1) приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально - культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

Закон РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР": жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится (ст.18).

В дальнейшем федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

В силу ст. 9 Закона РФ от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

По Указу Президента РФ от 10.01.1993 №8 «Об использовании объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.

План приватизации (ФИО3) был утвержден в период действия Указа Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", по которому приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", предусматривающего, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.

В первом разделе Плана приватизации (ФИО3) в соответствии с указанными нормами закреплено, что здания и сооружения непроизводственного назначения включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, а также на предложения по использованию акционерным обществом объектов социально-бытового, социально-культурного назначения и других объектов, не подлежащих приватизации: жилые дома, включая незаконченные строительством, передать акционерному обществу с дальнейшей приватизацией эксплуатируемых жилых домов по действующему законодательству, а незаконченные для их достройки и также для последующей приватизации; детские ясли-сады и другие объекты социально-культурного и социально-бытового назначении, включая незаконченные строительством, передать по договору акционерному обществу до принятия законодательных актов, регулирующих их приватизацию (л.д.38-40). Однако в нарушение норм закона и положений Плана приватизации общежитие по адресу: <адрес>, было включено в состав имущества предприятия, подлежащего приватизации, наряду с складами, учебно-административным корпусом и иными подобными объектами.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

Поскольку общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, как объект коммунально-бытового назначения и жилищного фонда в силу закона - приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов <адрес> и <адрес> и муниципальную собственность" являлось муниципальной собственностью, и на день преобразования государственного предприятия в акционерное общество приватизация объектов жилищного фонда в составе имущества государственного предприятия и условия такой приватизации не были предусмотрены законодательством, сделка в части приватизации общежития в составе имущества государственного предприятия (ФИО3) является ничтожной. Ссылку на телеграммы зампредов Госкоммуимущества РФ о разрешении включать в уставные фонды акционерных обществ общежитий суд не может принять во внимание. Указные документы не относятся к категории нормативно правовых актов, обязательных для исполнения. Законодательством не была предусмотрена приватизация общежития, отнесенного законом к муниципальной собственности, о чем должно было быть известно юридическим лицам из законодательных актов, изданных по этому вопросу. Неправомерное включение в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства общежития не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Сделка приватизации начала исполняться (ДД.ММ.ГГГГ),что подтверждается решением (ФИО5) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), которым утвержден план приватизации. Право собственности ОАО (ФИО3) было зарегистрировано в установленном законом порядке (ФИО8) (ДД.ММ.ГГГГ), к этой дате завершено исполнение сделки по приватизации общежития.

Довод ответчика о том, что ОАО (ФИО3) является собственником спорного жилого помещения с (ДД.ММ.ГГГГ) не основан на законе.

В соответствии с Законом РФ № 1531-1 от 03 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации…3. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли - продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 27).

Статья 50 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик от 31мая1991года в п. 2 устанавливала что, если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает в момент регистрации или удостоверения договора, а при необходимости нотариального удостоверения и государственной регистрации договора - в момент его регистрации.

Аналогичная норма содержалась в ст. 135 ГК РСФСР:

Право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором…Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.

На основании анализа вышеуказанных нормативных актов в совокупности, суд приходит к выводу, что моментом перехода спорного общежития из государственной собственности в собственность АООТ (ФИО3) является дата выдачи обществу свидетельства о государственной регистрации права собственности на здание (№) по <адрес> в <адрес>.

Право собственности ОАО (ФИО3) было зарегистрировано в установленном законом порядке (ФИО8) (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.56), то есть к этой дате завершено исполнение сделки по приватизации общежития.

Как видно из материалов дела, Проскуряков И.В. приобрел право пользования комнатой <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ), то есть, он вселился в общежитие до приобретения ответчиком права собственности на него, зарегистрирован там по месту жительства и проживает постоянно.

Из материалов дела следует, что комната предоставлялась истцу в связи с трудовыми отношениями - работой в (ФИО10) треста (ФИО3) <адрес> (л.д73-74). Вселение истца в комнату в (ДД.ММ.ГГГГ) году на основании ордера показывает, что он вселялся в нее, как в жилое помещение государственного жилищного фонда.

Предоставлением жилого помещения на основании ордера опровергает довод ответчика о проживании истца на условиях договора коммерческого найма. Выдавая ордер, общество тем самым признавало себя балансодержателем, но не собственником спорного жилого помещения. Довод ответчика о предоставлении истцу комнаты в общежитии по ордеру на условиях коммерческого найма без оформления договора коммерческого найма не основан на законе.

В силу ст.47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.

В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от 11.08.1988г. №328, сказано, что жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.

Действующий Жилищный Кодекс также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в ст.19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 7 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Проживание в жилом помещении истца носит постоянный характер, следует признать, что истец занимает его на условиях договора социального найма.

Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, т.е., в т.ч., права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Лица, проживавшие в общежитии по договору социального найма до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии. От того, кто потенциально может являться стороной в договоре приватизации, объем указанных прав не изменяется.

Как уже было сказано выше, поскольку указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность, то при приватизации в 1992 г. имущественного комплекса (ФИО3) общежитие, в котором проживает истец, было включено в перечень приватизируемых объектов неправомерно. Включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации и после, к категории которых и относится Проскуряков И.В., в том числе и на его право бесплатной передачи жилья в собственность.

Согласно справке (№), выданной (ФИО7) от (ДД.ММ.ГГГГ), Проскуряков И.В. не принимал участие в приватизации жилых помещений на территории <адрес> (л.д.19).

Занимаемая истцом комната (№) является изолированным жилым помещением общей площадью 12,5 кв.м., расположенным на 5 этаже в литере А, что подтверждается экспликацией поэтажного плана комнаты (№) БТИ от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.60).

Истец исполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма, производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями (л.д.17).

При таких обстоятельствах комната подлежит передаче в собственность истца в соответствии с его волеизъявлением.

Решение суда о признании за истцом права собственности на комнату (№) в порядке приватизации является основанием для внесения изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним: исключения из записи (№) о государственной регистрации права ОАО (ФИО3) на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, указания на комнату номер 139.

<данные изъяты>

РЕШИЛ :

Исковые требования Проскурякова <данные изъяты> удовлетворить.

Признать за Проскуряковым <данные изъяты> право собственности на комнату (№) общей площадью 12,5 кв.м. в <адрес> в порядке приватизации.

Данное решение является основанием для внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним: исключения из записи (№) о государственной регистрации права собственности ОАО (ФИО3) на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, указания на комнату (№) площадью 12,5 кв.м. на 5 этаже, литер А.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья И.В.Хныкина

Мотивированное решение

составлено (ДД.ММ.ГГГГ)

Дело № 2-3666/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Хныкиной И.В.,

при секретаре Репниковой Р.А.,

с участием истца Проскурякова И.В., представителя истца по доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) Руднева Е.А., представителя ответчика ОАО (ФИО3) Валуйского А.П., действующего на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ), представителя третьего лица - (ФИО4) Железовской О.В., действующей на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Проскурякова <данные изъяты> к открытому акционерному обществу (ФИО3) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

(ФИО2) обратился в суд с иском к ОАО (ФИО3) о признании права собственности на жилое помещение - комнату (№) общей площадью 12,5 кв.м. в <адрес> в порядке приватизации. В обоснование иска указал, что с (ДД.ММ.ГГГГ) года по настоящее время является нанимателем указанного жилого помещения и проживает в нем. Здание по <адрес> было построено под нужды общежития и принадлежало государственному предприятию (ФИО3). Решением (ФИО5) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) утвержден план приватизации государственного предприятия посредством преобразования его в ОАО (ФИО3) с включением общежития в уставной фонд общества. В (ДД.ММ.ГГГГ) г. ответчик зарегистрировал право собственности на здание общежития. Сделка по приватизации общежития, расположенного по адресу: <адрес>, по мнению истца, была совершена с нарушениями действовавшего на момент приватизации законодательства, согласно которому стоимость объектов жилищного фонда не включается в уставной капитал при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Общежитие должно быть передано в муниципальную собственность, истец имеет право проживать в общежитии на условиях договора социального найма и приобрести право собственности на помещение в порядке приватизации. Нахождение общежития в собственности ОАО (ФИО3) препятствует истцу в получении жилого помещения в собственность в порядке приватизации (л.д. 9-10).

Определением судьи Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены (ФИО7), (ФИО6), (ФИО4) (л.д.2).

В судебном заседании истец и его представитель Руднев Е.А., действующий на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.11) исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО (ФИО3) Валуйский А.П., действующий на основании доверенности (л.д.83), возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку здание общежития принадлежит ответчику на праве собственности. Истец проживает в комнате общежития по договору коммерческого найма и права на приватизацию не имеет (л.д.37).

Представитель третьего лица - (ФИО8) (ФИО1), действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) - д (л.д.32), в разрешении спора полагается на усмотрение суда.

Третье лицо - (ФИО6) о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Направил суду отзыв на иск, по которому в разрешении спора полагается на усмотрение суда (л.д.69-70).

Третье лицо - (ФИО7) в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил (л.д.67).

Суд, выслушав объяснения истца, представителей сторон, третьего лица, исследовав представленные по делу доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на жилище закреплено в Конституции РФ (статья 40).

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан на бесплатную передачу в их собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетний членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Судом установлено, что (ФИО2) вселился в указанное общежитие (ДД.ММ.ГГГГ) на основании ордера на жилую площадь в общежитии (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), выданного АООТ (ФИО3).

Ордер выдан на право занятия истцом составом семьи 1 человек комнаты (№) в общежитии АО (ФИО3)» по <адрес>, размером 12,0 кв.м. на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета АО «(ФИО3)» от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.14).

Истец зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении с (ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время, что подтверждается данными его паспорта и выпиской из домовой книги (л.д.61).

В установленном законом порядке истец обратился с заявлением в (ФИО7) о приватизации комнаты в общежитии, однако ему было отказано в связи с тем, что общежитие по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества не значится, в муниципальную собственность не передавалось (л.д.20).

Право собственности на общежитие по адресу: <адрес>, Лит. А,А1,а, площадью 4105,2 кв.м. зарегистрировано в (ФИО8) за ОАО (ФИО3) о чем (ДД.ММ.ГГГГ) сделана запись регистрации в ЕГРПН (л.д.56). Документами - основаниями для регистрации права собственности ОАО (ФИО3) в (ДД.ММ.ГГГГ) г. явился план приватизации, утвержденный решением (ФИО5) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.38)

Установлено, что Решением (ФИО5) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) на основании предложения трудового коллектива треста (ФИО3), зафиксированного протоколом общего собрания от (ДД.ММ.ГГГГ) о приватизации государственного имущества, создана комиссия по приватизации, разработавшая План приватизации специализированного строительно-монтажного треста (ФИО3), утвержденный в дальнейшем вышеназванным решением Комитета (л.д.50 ).

Общежитие, находящееся по адресу: <адрес>, на <данные изъяты> мест, (ДД.ММ.ГГГГ) года постройки, вошло в указанный план приватизации, учтено в Акте оценки стоимости зданий и сооружений треста по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.49).

Решением (ФИО5) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в соответствии с «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992год» в соответствии с Указами Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) и от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), государственное предприятие трест (ФИО3) преобразовано в АООТ (ФИО3) согласно утвержденному плану приватизации, утвержден также Устав (л.д.51-52). На основании ст.34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от (ДД.ММ.ГГГГ) постановлением (ФИО9) от (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировано АООТ (ФИО3) на базе треста (ФИО3) (л.д.55).

Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (ст.1 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 (ред. от 05.06.1992) "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации")

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (в ред. Закона РФ от 05.06.92 N 2930-1) приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально - культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

Закон РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР": жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится (ст.18).

В дальнейшем федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

В силу ст. 9 Закона РФ от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

По Указу Президента РФ от 10.01.1993 №8 «Об использовании объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.

План приватизации (ФИО3) был утвержден в период действия Указа Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", по которому приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", предусматривающего, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.

В первом разделе Плана приватизации (ФИО3) в соответствии с указанными нормами закреплено, что здания и сооружения непроизводственного назначения включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, а также на предложения по использованию акционерным обществом объектов социально-бытового, социально-культурного назначения и других объектов, не подлежащих приватизации: жилые дома, включая незаконченные строительством, передать акционерному обществу с дальнейшей приватизацией эксплуатируемых жилых домов по действующему законодательству, а незаконченные для их достройки и также для последующей приватизации; детские ясли-сады и другие объекты социально-культурного и социально-бытового назначении, включая незаконченные строительством, передать по договору акционерному обществу до принятия законодательных актов, регулирующих их приватизацию (л.д.38-40). Однако в нарушение норм закона и положений Плана приватизации общежитие по адресу: <адрес>, было включено в состав имущества предприятия, подлежащего приватизации, наряду с складами, учебно-административным корпусом и иными подобными объектами.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

Поскольку общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, как объект коммунально-бытового назначения и жилищного фонда в силу закона - приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов <адрес> и <адрес> и муниципальную собственность" являлось муниципальной собственностью, и на день преобразования государственного предприятия в акционерное общество приватизация объектов жилищного фонда в составе имущества государственного предприятия и условия такой приватизации не были предусмотрены законодательством, сделка в части приватизации общежития в составе имущества государственного предприятия (ФИО3) является ничтожной. Ссылку на телеграммы зампредов Госкоммуимущества РФ о разрешении включать в уставные фонды акционерных обществ общежитий суд не может принять во внимание. Указные документы не относятся к категории нормативно правовых актов, обязательных для исполнения. Законодательством не была предусмотрена приватизация общежития, отнесенного законом к муниципальной собственности, о чем должно было быть известно юридическим лицам из законодательных актов, изданных по этому вопросу. Неправомерное включение в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства общежития не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Сделка приватизации начала исполняться (ДД.ММ.ГГГГ),что подтверждается решением (ФИО5) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), которым утвержден план приватизации. Право собственности ОАО (ФИО3) было зарегистрировано в установленном законом порядке (ФИО8) (ДД.ММ.ГГГГ), к этой дате завершено исполнение сделки по приватизации общежития.

Довод ответчика о том, что ОАО (ФИО3) является собственником спорного жилого помещения с (ДД.ММ.ГГГГ) не основан на законе.

В соответствии с Законом РФ № 1531-1 от 03 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации…3. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли - продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 27).

Статья 50 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик от 31мая1991года в п. 2 устанавливала что, если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает в момент регистрации или удостоверения договора, а при необходимости нотариального удостоверения и государственной регистрации договора - в момент его регистрации.

Аналогичная норма содержалась в ст. 135 ГК РСФСР:

Право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором…Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.

На основании анализа вышеуказанных нормативных актов в совокупности, суд приходит к выводу, что моментом перехода спорного общежития из государственной собственности в собственность АООТ (ФИО3) является дата выдачи обществу свидетельства о государственной регистрации права собственности на здание (№) по <адрес> в <адрес>.

Право собственности ОАО (ФИО3) было зарегистрировано в установленном законом порядке (ФИО8) (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.56), то есть к этой дате завершено исполнение сделки по приватизации общежития.

Как видно из материалов дела, Проскуряков И.В. приобрел право пользования комнатой <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ), то есть, он вселился в общежитие до приобретения ответчиком права собственности на него, зарегистрирован там по месту жительства и проживает постоянно.

Из материалов дела следует, что комната предоставлялась истцу в связи с трудовыми отношениями - работой в (ФИО10) треста (ФИО3) <адрес> (л.д73-74). Вселение истца в комнату в (ДД.ММ.ГГГГ) году на основании ордера показывает, что он вселялся в нее, как в жилое помещение государственного жилищного фонда.

Предоставлением жилого помещения на основании ордера опровергает довод ответчика о проживании истца на условиях договора коммерческого найма. Выдавая ордер, общество тем самым признавало себя балансодержателем, но не собственником спорного жилого помещения. Довод ответчика о предоставлении истцу комнаты в общежитии по ордеру на условиях коммерческого найма без оформления договора коммерческого найма не основан на законе.

В силу ст.47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.

В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от 11.08.1988г. №328, сказано, что жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.

Действующий Жилищный Кодекс также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в ст.19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 7 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Проживание в жилом помещении истца носит постоянный характер, следует признать, что истец занимает его на условиях договора социального найма.

Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, т.е., в т.ч., права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Лица, проживавшие в общежитии по договору социального найма до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии. От того, кто потенциально может являться стороной в договоре приватизации, объем указанных прав не изменяется.

Как уже было сказано выше, поскольку указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность, то при приватизации в 1992 г. имущественного комплекса (ФИО3) общежитие, в котором проживает истец, было включено в перечень приватизируемых объектов неправомерно. Включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации и после, к категории которых и относится Проскуряков И.В., в том числе и на его право бесплатной передачи жилья в собственность.

Согласно справке (№), выданной (ФИО7) от (ДД.ММ.ГГГГ), Проскуряков И.В. не принимал участие в приватизации жилых помещений на территории <адрес> (л.д.19).

Занимаемая истцом комната (№) является изолированным жилым помещением общей площадью 12,5 кв.м., расположенным на 5 этаже в литере А, что подтверждается экспликацией поэтажного плана комнаты (№) БТИ от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.60).

Истец исполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма, производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями (л.д.17).

При таких обстоятельствах комната подлежит передаче в собственность истца в соответствии с его волеизъявлением.

Решение суда о признании за истцом права собственности на комнату (№) в порядке приватизации является основанием для внесения изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним: исключения из записи (№) о государственной регистрации права ОАО (ФИО3) на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, указания на комнату номер 139.

<данные изъяты>

РЕШИЛ :

Исковые требования Проскурякова <данные изъяты> удовлетворить.

Признать за Проскуряковым <данные изъяты> право собственности на комнату (№) общей площадью 12,5 кв.м. в <адрес> в порядке приватизации.

Данное решение является основанием для внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним: исключения из записи (№) о государственной регистрации права собственности ОАО (ФИО3) на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, указания на комнату (№) площадью 12,5 кв.м. на 5 этаже, литер А.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья И.В.Хныкина

Мотивированное решение

составлено (ДД.ММ.ГГГГ)

1версия для печати

2-3666/2010 ~ М-3380/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПРОСКУРЯКОВ ИВАН ВИКТОРОВИЧ
Ответчики
ОАО "Связьстрой-1"
Другие
Управление жилищного фонда и жилищной политики
Управление Росреестра ВО
Департамент имущественных и земельных отношений
Руднев Евгений Анатольевич
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Хныкина Ираида Викторовна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
11.10.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2010Передача материалов судье
14.10.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2010Судебное заседание
08.11.2010Судебное заседание
24.11.2010Судебное заседание
24.11.2010Судебное заседание
30.11.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее