Дело №2-1651/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Тарасовой Э.Л., при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю., с участием истца Иванова А.М., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии Парфирьевой Н.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Анатолия Михайловича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании включить периоды работы в трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, и назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения,
У С Т А Н О В И Л :
Иванов А.М. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что у него имеется необходимый для этого специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики – Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ Иванову А.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано ввиду неимения специального трудового стажа, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии признало, что специальный трудовой стаж Иванова А.М., связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на момент обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ составляет лишь 21 год 4 месяца 11 дней, с применением постановления Конституционного суда от 29.01.2004г. №2-П – 23 года 1 месяц 23 дня (с учетом того, что индивидуальные сведения представлены по ДД.ММ.ГГГГ). При этом в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья Иванова А.М. не включены периоды нахождения Иванова А.М. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; в административных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики – Чувашии, Иванов А.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что он осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, имеет стаж, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 25 лет в сельской местности.
В судебном заседании истец Иванов А.М. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период прохождения военной службы по призыву и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения. Суду пояснил, что за время нахождения на курсах повышения квалификации у него из зарплаты производились отчисления в пенсионный фонд. Период прохождения военной службы по призыву также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в соответствии с действовавшим на то время законодательством. Просит обязать назначить пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - Чувашии Парфирьева Н.В. исковые требования Иванова А.М. не признала и просила в их удовлетворении отказать, заявив, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано обоснованно по мотивам, указанным в решении, так как специальный трудовой стаж Иванова А.М., связанный с осуществлением медицинской деятельности на момент обращения составляет лишь 23 года 1 месяц 23 дня. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. В связи с чем, решение Управления об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости считает правильным, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Суд, заслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу и материалы пенсионного дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.27 указанного закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года №30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г. утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с указанными выше Списками для зачета в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом «Наименование должностей» Списка и в учреждениях, поименованных разделом «Наименование учреждений».
Согласно представленных документов и объяснений сторон в периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истец Иванов А.М., по направлению работодателя, находился на курсах повышения квалификации.
Суд считает, что периоды нахождения Иванова А.М. на курсах повышения квалификации необходимо включить в специальный стаж, поскольку в соответствии со ст.196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировки и учебных отпусков являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. За периоды нахождения на курсах повышения квалификации Иванов А.М. получал заработную плату, из которой производились налоговые отчисления и отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, требования истца Иванова А.М. о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований Иванова А.М. в части зачета в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР, Управление Пенсионного Фонда в <адрес> Чувашской Республики исходило из того, что на момент обращения истца за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, а действующее правовое регулирование предусматривает такое право только для лиц, проходящих службу в особых условиях, а не по призыву.
Суд считает, что на момент осуществления Ивановым А.М. службы в Вооруженных силах СССР действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Иванова А.М. в Вооруженных силах СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы Иванова А.М. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, с учетом удовлетворенных требований истца, специальный стаж Иванова А.М. на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ составляет более 25 лет (с учетом того, что индивидуальные сведения представлены по ДД.ММ.ГГГГ).
По изложенным выше основаниям, суд приходит к выводу, что ответчиком истцу Иванову А.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения отказано незаконно, так как на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики его специальный стаж, связанный с осуществлением медицинской деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, составлял более 25 лет.
Других доказательств сторонами суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-198, 321 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Иванова Анатолия Михайловича удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Иванову Анатолию Михайловичу во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения незаконным и отменить его в указанной части.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды нахождения Иванова Анатолия Михайловича на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ..
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики-Чувашии назначить и выплачивать Иванову Анатолию Михайловичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Э.Л. Тарасова