№5-174/2021
УИН 77RS0029-02-2021-001686-48
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 28 января 2021 года
Судья Тушинского районного суда г. Москвы Чирков Д.В., рассмотрев с участием Казаченко М.В., защитника Зборошенко Н.С. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Казаченко *, * года рождения, уроженца Республики Бурятия, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: *, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Казаченко *совершил нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, при следующих обстоятельствах
Так, 23 января 2021 года в период времени в 15 час. 03 мин. по адресу: г.Москва, Цветной бульвар, д.1, состоялось публичное массовое мероприятие в форме митинга несогласованного с органами исполнительной власти города Москвы с количеством участников около 5 000 человек, одним из участников которого являлся гражданин Казаченко М.В., уведомлений о проведении публичных массовых акций 23 января 2021 года в центральной части города Москвы, в том числе по адресу: г.Москва, Цветной бульвар, д.1 в Правительство г. Москвы не поступало и согласовывалось. В целях информации граждан, в том числе граждан, желающих принять участие в данной акции, в сети «Интернет» с 12 час. 00 мин. 22 января 2021 года на общедоступном официальном сайте ГУ МВД России по г. Москве (77.мвд.рф) в разделе «Новости» размещено официальное предупреждение о том, что проведение публичного мероприятия 23 января 2021 года и участие в нем незаконно. Кроме того, 23 января 2021 года сотрудниками полиции непосредственно во время проведения данного несанкционированного митинга посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 23 января 2021 года и участие в нем незаконно. Вместе с тем, 23 января 2021 года примерно в 15 час. 03 мин. по адресу: г. Москва, Цветной бульвар, д.1 гражданин Казаченко *в составе группы граждан в количестве около 5 000 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал по содержанию оскорбляющие лозунги, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга, чем допустил нарушение требований Федерального Закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и требований Закона города Москвы №10 от 04.04.2007 года «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Казаченко *в судебное заседание явился, вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что противоправных действий не совершал, никаких лозунгов не выкрикивал, имел исключительно намерение принять участие в мирной акции, однако незаконно был задержан сотрудниками полиции.
Защитник Зборошенко Н.С. доводы Казаченко *поддержал, указал на отсутствие состава вмененного правонарушения в действиях Казаченко М.В., задержание которого имело цель устрашения, недоказанность вины Казаченко *в совершении правонарушения, просил о прекращении производства по делу.
Выслушав Казаченко М.В., защитника Зборошенко Н.С., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Виновность Казаченко *в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, подтверждается исследованными доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении сер. СЗАО №0531231 от 23.01.2021 г., составленном должностным лицом ОМВД России по району Митино г. Москвы, который в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемыми к его содержанию и порядку составления, содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и о Казаченкое *как о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 23.01.2021 г.;
- рапортом командира взвода ОР ППСП УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве Михайлова А.В. об обнаружении признаков административного правонарушения и обстоятельствах, послуживших основанием к доставлению Казаченко *в ОМВД России по району Южное Тушино г. Москвы;
- рапортом полицейского ОР ППСП УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве Ванюхина Е.В. об обнаружении признаков административного правонарушения и обстоятельствах, послуживших основанием к доставлению Казаченко *в ОМВД России по району Южное Тушино г. Москвы;
- письменными объяснениями командира взвода ОР ППСП УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве Михайлова А.В., отобранными должностным лицом на досудебной стадии производства по делу об административном правонарушении после предупреждения об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ;
- письменными объяснениями полицейского ОР ППСП УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве Ванюхина Е.В., отобранными должностным лицом на досудебной стадии производства по делу об административном правонарушении после предупреждения об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ;
- сведениями ИБДР в отношении Казаченко М.В.;
- ответом первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы на запрос врио начальника Управления охраны общественного порядка ГУ МВД России по г. Москве, согласно которому 23 января 2021 г. в центральной части г. Москвы проведение публичных массовых мероприятий с органами исполнительной власти города Москвы не согласовывалось;
- иными материалами дела.
При получении иных доказательств, каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку, сотрудниками ОМВД России по району Южное Тушино г. Москвы допущено не было.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 04 апреля 2007 г. №10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Казаченко *в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований закона Казаченко * 23 января 2021 года принял участие в митинге, не согласованном с органом исполнительной власти в г. Москве. Действия Казаченко *как участника не согласованного с органами исполнительной власти публичного мероприятия, нарушившего установленный порядок его проведения, правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Участие Казаченко *в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга прямо следует из рапортов и письменных объяснений сотрудников полиции Михайлова А.В. и Ванюхина Е.В., согласно содержанию указанных документов, 23 января 2021 года в примерно в 15 час. 03 мин. по адресу: г.Москва, Цветной бульвар, д. 1 сотрудниками полиции был выявлен Казаченко М.В., принявший участие в несогласованном с органами исполнительной власти Москвы публичном мероприятии в форме митинга, при этом выкрикивал лозунги тематического содержания, на требования и предупреждения о прекращении несанкционированного публичного мероприятия и о необходимости покинуть место его проведения, не реагировал.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Рапорты сотрудников полиции отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
Рапорты сотрудников полиции Михайлова А.В. и Ванюхина Е.В. о выявленном административном правонарушении содержат необходимые сведения, указывающие как на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорта, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Казаченко *административного правонарушения.
При даче письменных объяснений сотрудники полиции Михайлов А.В. и Ванюхин Е.В. были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
Не доверять перечисленным выше доказательствам оснований не имеется, поскольку изложенные в рапортах и письменных объяснений должностных лиц полиции обстоятельства согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении в отношении Казаченко *составлен должностным лицом полиции, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28.3 КоАП РФ в нормативном единстве с п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, в данном протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ.
Непризнание Казаченко *вины в совершении административного правонарушения суд расценивает как позицию защиты, избранную с целью избежать ответственности за совершенное административное правонарушение, поскольку его вина нашла свое объективное подтверждение совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, достоверность которых сомнений у суда не вызывает.
Существенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Казаченко М.В., которые могли бы повлиять на установление обстоятельств, имеющих значение для правильного и объективного рассмотрения дела, судом не установлено.
Ссылка Казаченко *на намерение принять участие в мирной акции не может повлечь прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу «М. против Российской Федерации», от 14 февраля 2006 г. по делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» и от 20 февраля 2003 г. по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции»).
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав Казаченко *на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Как усматривается из материалов дела, в целях информирования граждан, в том числе граждан, желающих принять участие в данной акции, в сети «Интернет» с 12 час. 00 мин. 22 января 2021 года на общедоступном официальном сайте ГУ МВД России по г. Москве (77.мвд.рф) в разделе «Новости» размещено официальное предупреждение о том, что проведение публичного мероприятия 23 января 2021 г. массовое мероприятие в центре столицы, и участие в нем незаконны. Кроме того, 23 января 2021 г. сотрудниками полиции непосредственно во время проведение данного несанкционированного митинга посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 23 января 2021 г. и участие в нем незаконны.
При таких обстоятельствах, Казаченко М.В., зная о несогласованности публичного мероприятия, приняла в нем участие, не прекратила свое участие в нем, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Казаченко *судом не установлено.
При назначении наказания, суд принимает во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, степень его общественной опасности, учитывает данные о личности Казаченко М.В., приходит к выводу о назначения Казаченко *наказания в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ * ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.5 ░░.20.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░)
░░░░░░░░░ ░░░░ 401 028 105 453 700 000 03
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░
░░░: 773 411 78 94 ░░░: 77 34 01 001
░░░: 044 525 000 ░░░░░: 453 73 000
░░░: 188 116 012 010 190 001 40
░░░: 188 804 772 100 053 123 14
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░