г. Луга 14 мая 2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-833/2013
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.
при секретаре Рой Е.Н.,
участием прокурора Фанибарова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, Крупьян Н.В., администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании сделки ничтожной и применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании недействительной записи о государственной регистрации права аренды, признании недействительным постановления о предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района и Крупьян Н.В. о признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Крупьян Н.В. и муниципальным образованием Лужский муниципальный район. Просит признать недействительным указанный договор, применить последствия недействительности ничтожной сделки: возвратить Крупьян Н.В. денежные средства в сумме <данные изъяты> руб., уплаченные по договору, признать недействительной запись о государственной регистрации права аренды от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признать незаконным постановление главы администрации Лужского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду Крупьян Н.В. указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка исполнения земельного законодательства органами местного самоуправления муниципального образования Лужский муниципальный район при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Лужского муниципального района вынесено постановление № о предоставлении Крупьян Н.В. земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду сроком на десять лет для ведения личного подсобного хозяйства в д.<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лужского муниципального района и Крупьян Н.В. заключен договор аренды № указанного земельного участка, арендная плата за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.
Данный договор прошел государственную регистрацию, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о регистрации права аренды №.
Лужский городской прокурор считает, что указанная сделка ничтожна с момента ее совершения. Проверкой установлено, что Крупьян Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>., т.е. не является жителем сельского поселения. При рассмотрении вопроса о предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства Крупьян Н.В. земельного участка на территории Скребловского сельского поселения администрацией Лужского муниципального района не выяснялось наличие на территории данного поселения свободных земельных участков.
Участвующий в судебном заседании прокурор Фанибаров Р.А. поддерживает заявленные требования, считает их подлежащими удовлетворению по указанным основаниям. При этом дополнительно поясняет, что в отношении рассматриваемого участка проверка проводилась по заявлению ФИО1, являющейся собственником земельного участка расположенного в том же населенном пункте, у которой имеется спор по границам участка с Крупьян Н.В.
Ответчик администрации Лужского муниципального района просит рассматривать дело в отсутствие своего представителя, представив письменный отзыв на иск в котором не соглашается с исковыми требованиями. Представитель данного лица указывает о том, что спорный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлен Крупьян Н.В. в аренду на основании ее личного заявления к ранее приобретенному в собственность земельному участку, с учетом положительного решения межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков и заблаговременной публикации сообщения о предстоящем выделении данного участка в СМИ. Указывает, что истец возражений на публикацию земельного участка не подавал. Кроме того, полагает несостоятельной ссылку Лужского городского прокурора на ч.3 ст.81 Земельного кодекса РФ, поскольку данная норма регулирует порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства) и личного подсобного хозяйства, вместе с тем спорный земельный участок предоставлен Крупьян Н.В. в аренду из состава земель жилой зоны населенного пункта.
Ответчик Крупьян Н.В. исковые требования не признает, полагает что выделение спорного участка ей в аренду произведено с соблюдением действующего законодательства.
Представитель данного ответчика Крупьян Г.А., действующий на основании доверенности от 24.04.2013 года, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поясняет, что процедура согласования всех документов происходила в соответствии с требованием законодательства. В местных СМИ публиковалось объявление о предоставлении участка. Никаких возражений и заявлений по поводу предоставления участка в аренду не поступило. Кроме того, спорный участок на момент его выделения являлся свободным и примыкает к принадлежащему истцу на праве собственности участку площадью <данные изъяты> кв.м. На указанном участке намерен заниматься разведением гусей, для этого на участке оборудована копань.
Ответчик администрация Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в суд не обеспечила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на иск представитель данного лица указал, что с ДД.ММ.ГГГГ (с момента обращения Крупьян Н.В.) с вопросом оформления отвода земельного участка в д.<данные изъяты> в администрацию Скребловского сельского поселения ни одного заявления от граждан, в тои числе и от местных жителей Скребловского сельского поселения, по вопросу отвода земельного участка под ИЖС, ЛПХ в д.<данные изъяты> не поступало. При обращении Крупьян Н.В. администрацией поселения были обследованы зоны населенного пункта <данные изъяты>, выявлены свободные земли деревни, возможные к отводу, и данная информация была предоставлена в администрацию Лужского муниципального района на межведомственную комиссию.
Третье лицо Управление Росреестра по Ленинградской области явку своего представителя в суд не обеспечило, письменного отзыва на иск не представило.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика Крупьян Н.В., ее представителя, изучив материалы дела, находит исковые требования Лужского городского прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Ст.34 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством:
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" определяет:
1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Согласно ст.166 Гражданского кодекса РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения(ст.168 ГК РФ).
Постановлением главы администрации Лужского муниципального района от 1.02.2008 года №49 утверждено Положение о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований Лужского муниципального района (далее Положение (л.д.134-143). К задачам данной комиссии относится рассмотрение поступивших в администрацию муниципального района и поселений в его составе, заявлений граждан по вопросу предоставления земельных участков в том числе для целей не связанных со строительством (п.2.3).
В п.3.3.1 Положения установлено: граждане, заинтересованные в предоставлении в аренду земельного участка для целей не связанных со строительством подают заявление на имя главы администрации Лужского муниципального района. В заявлении должно быть определено целевое назначение земельного участка, его предполагаемые размеры и местонахождение. К заявлению должно быть приложено согласие землепользователя и ходатайство администрации того поселения, где располагается испрашиваемый земельный участок, почтовый адрес и ксерокопия паспорта заявителя. По итогам рассмотрения заявлений принимается решение о предоставлении о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка. Согласно п.3.2.2 Положения, при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, администрация Лужского муниципального района информирует население через газету «Лужская правда» о намерении предоставить участки для жилищного строительства. По истечении месяца после опубликования информации принимается решение о заключении договора аренды или проведении аукциона по продаже земельного участка в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения дела установлено:
Крупьян Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82) и договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83-85).
ДД.ММ.ГГГГ Крупьян Н.В. обратилась с письменным заявлением на имя главы администрации Лужского муниципального района о предоставлении дополнительно земельного участка площадью <данные изъяты> соток в д.<данные изъяты> для обслуживания дома (л.д.63).
Администрация Скребловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес администрации Лужского муниципального района ходатайство о дополнительном отводе земельного участка Крупьян Н.В. в д.<данные изъяты> в размере <данные изъяты> кв.м. с приложением выкопировки из плана землепользования (л.д.103,104).
Решением межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ заявка Крупьян Н.В. о дополнительном отводе земельного участка в аренду ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. в д.<данные изъяты> удовлетворена (л.д.50).
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Лужская правда» опубликовано сообщение о приеме заявления о выделении в аренду участка площадью <данные изъяты> кв.м. в д.<данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.65).
В ДД.ММ.ГГГГ МУП «<данные изъяты>» разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в д.<адрес> (л.д.53).
Постановлением главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка, разработанная МУП «<данные изъяты>» и площадь <данные изъяты> кв.м., земельного участка из состава земель населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.47)
Постановлением главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № Крупьян Н.В. из состава земель жилой зоны населенного пункта в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства в д.<адрес> (л.д.56).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лужского муниципального района и Крупьян Н.В. заключен договор № аренды вышеуказанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-59).
ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право аренды Крупьян Н.В. на указанный земельный участок, номер государственной регистрации № (л.д.23).
Из ответа администрации Скребловского сельского поселения в адрес суда от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в д.<данные изъяты> имеются свободные земли населенных пунктов, возможные к предоставлению для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства площадью около <данные изъяты> га., представлен чертеж свободных земель.
Из выписки из журнала регистрации приема заявлений и выдачи ходатайств администрации Скребловского сельского поселения за ДД.ММ.ГГГГ следует, что за указанный период администрацией поселения были выданы ходатайства на дополнительный отвод земельных участков в д.<данные изъяты> в течении ДД.ММ.ГГГГ одному гражданину, в течении ДД.ММ.ГГГГ двум гражданам (л.д.79).
Таким образом, суд полагает в ходе рассмотрения дела установлено, что рассматриваемый земельный участок предоставлен в аренду Крупьян Н.В. при наличии на территории данного поселения свободных земельных участков, в установленном законом порядке. При этом права каких-либо местных жителей д.<данные изъяты> на предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не нарушены.
В связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований Лужского городского прокурора –отсутствуют.
Основываясь на изложенном, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Лужского городского прокурора к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, Крупьян Н.В., администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Крупьян Н.В. и администрацией муниципального образования Лужский муниципальный район, применении последствий недействительности ничтожной сделки, возврате денежных средств, уплаченных по договору в сумме <данные изъяты> руб., признании недействительной записи о государственной регистрации права аренды от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признании незаконным постановления главы администрации Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении в аренду Крупьян Н.В. указанного земельного участка - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда в окончательной форме изготовлено 20.05.2013 г.
решение суда на 29.05.2013 года в законную силу не вступило