Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-647/2021 ~ М-745/2021 от 08.09.2021

Дело №2а-647/2021

УИД №13RS0017-01-2021-001162-26

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Лямбирь Республики Мордовия 19 октября 2021 г.

Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе

судьи Солдатова М.О.

при секретаре Бахметовой Л.К.

с участием:

административного истца Миняевой Ларисы Маратовны, не явилась,

представителя административного истца Мирончевой Елены Борисовны, действующей на основании доверенности от 23 апреля 2021 года,

административного ответчика – администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, представитель не явился,

заинтересованного лица Барабанова Виктора Михайловича,

представителя заинтересованного лица - адвоката Емельяновой Светланы Валентиновны, действующей на основании ордера №99 от 18 октября 2021 г. и удостоверения №39 от 27.12.2002 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Миняевой Ларисы Маратовны к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,

установил:

Миняева Л.М. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. Заявленные требования обосновывает тем, что администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия незаконно отказала в удовлетворении её заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес> и земли из неразграниченной государственной собственности площадью 60 кв.м. Отказ, приведенный в письме №724 от 13 августа 2021 г., мотивирован тем, что испрашиваемый ею земельный участок площадью 60 кв.м. вошел в границы ранее утвержденной схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> кв.м. и земли из неразграниченной государственной собственности площадью 91 кв.м.

При этом административный ответчик фактически проигнорировал вступившее в законную силу решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 08 июня 2021 г., которым признано незаконным ранее принятое администрацией района решение об отказе в удовлетворении вышеприведённого заявления Миняевой Л.М. Кроме того, на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть данное заявление.

Просит суд признать незаконным оформленный письмом №724 от 13.08.2021 отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты>м., расположенного по адресу: <адрес>, и земли из неразграниченной государственной собственности площадью 60 кв.м. Утвердить или обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия утвердить схему расположения указанного земельного участка согласно приведенных ею координат характерных точек границ.

В судебное заседание административный истец Миняева Л.М. не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело по существу в её отсутствие.

В судебном заседании представитель истицы Мирончева Е.Б. требования своей доверительницы поддержала. Суду пояснила, что при рассмотрении заявлений Миняевой Л.М. и Барабанова В.М. административным ответчиком проигнорирована очередность поступления этих заявлений, т.к. заявление её доверительницы поступило раньше, кроме того обязанность по его повторному рассмотрению возложена на администрацию района вступившим в законную силу решением суда. Также указывает, что утверждение схемы расположения земельного участка Барабанова В.М. противоречит п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, т.к. привело к изломанности границ его земельного участка. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании заинтересованное лицо Барабанов В.М. и его представитель - адвокат Емельянова С.В. относительно административного иска возразили. Считают, что заявление Миняевой Л.Р. было своевременно рассмотрено 12 февраля 2021 г., соответственно поступившее затем заявление Барабанова В.М. имело безусловный приоритет в очередности рассмотрения обращений. Просят суд в иске отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, их представителей, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законодательство об административном судопроизводстве предусматривает право гражданина, организации, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, и устанавливает срок обращения с административным исковым заявлением.

В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания оспариваемого решения государственного органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

Оспариваемые действия органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: действие совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действия нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания действий органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, 25 января 2021 г. Миняева Л.М., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, обратилась в Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем присоединения земельного участка площадью 60 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, к земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м., с указанным кадастровым номером, расположенном по адресу: <адрес>

Письмом №121 от 12 февраля 2021 г. администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в удовлетворении заявления Миняевой Л.М. отказано, поскольку на испрашиваемом путем перераспределения земельном участке, расположено капитальное сооружение (бетонный забор прочно связанный с землей) принадлежащий другому гражданину. На основании подпункта 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация района приняла решение об отказе в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 8 июня 2021 г. указанный отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия признан незаконным. На ответчика возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Миняевой Л.М. об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с. Берсеневка, площадью <данные изъяты> кв.м. и земли из неразграниченной государственной собственности площадью 60 кв.м. по существу в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом №724 от 13 августа 2021 г. Миняевой Л.М. вновь отказано в утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка. При этом указано, что до вступления в законную силу решения Лямбирского районного суда Республики Мордовия в администрацию района 09.07.2021 поступило заявление от третьего лица об утверждении схемы расположения земельного участка образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> кв.м. и земли площадью 91 кв.м. из неразграниченной государственной собственности, границы которого совпадают с границами испрашиваемого земельного участка площадью 60 кв.м. Также имеется формальная ссылка на положения п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

9 июля 2021 г. Барабанов В.М. обратился в администрацию района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью <данные изъяты> кв.м. и земли площадью 91 кв.м. из неразграниченной государственной собственности.

Постановлением Главы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №710 от 13 августа 2021 г. обращение Барабанова В.М. рассмотрено, предлагаемая им схема расположения земельного участка утверждена.

Как было ранее установлено судом, и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Барабанову В.М. и граничит с земельным участком, принадлежащим административному истцу Миняевой Л.М.

Также установлено, что Миняева Л.М. обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка именно в целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков, в порядке, предусмотренном главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, принятие решения об утверждение схемы расположения земельного участка является основанием для заключения соглашения о перераспределении земельного участка.

Отказ административного ответчика в удовлетворении заявления Миняевой Л.М. со ссылкой на наличие заявления Барабанова В.М. от 09.07.2021, нельзя признать законным по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации

Согласно части 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.

Статьей 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривается, что процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом (ч. 1).

Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало (ч. 3).

В соответствии со статьей 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца (ч. 1).

Вышеприведенное решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия по административному делу №2а-292/2021 от 8 июня 2021 г. изготовлено в окончательной форме 15 июня 2021 г. и вступило в законную силу 16 июля 2021 г.

Соответственно на администрацию района по состоянию на 13 августа 2021 г. была возложена безусловная обязанность повторно рассмотреть заявление Миняевой Л.М. от 23 января 2021 г., при этом решение от 12 февраля 2021 г., которым первоначально данное заявление было рассмотрено, признано незаконным.

Таким образом, указанное заявление Миняевой Л.М. не может считаться рассмотренным в установленном законом порядке и имеет безусловный приоритет в очередности рассмотрения перед заявлением Барабанова В.М. от 09 июля 2021 г.

Ссылка в оспариваемом отказе на положения ч.6 ст.11.9 ЗК РФ также является необоснованной.

Указанная правовая норма носит общий характер и гласит о том, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Административный ответчик не указал каким именно образом согласование схемы земельного участка, предложенной Миняевой Л.М., приведет к нарушению указанных требований.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник земельного отдела администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия К.Р.Р.. пояснил, что при разрешении рассматриваемого вопроса администрация исходила из того, что спорным земельным участком на протяжении многих лет фактически владеет Барабанов В.М.

Однако данные обстоятельства уже были предметом рассмотрения районным судом и отражены в решении по административному делу №2а-292/2021. Поскольку Барабанов В.М. самовольно и незаконно разместил забор на не принадлежащем ему земельном участке, относящемся к землям из неразграниченной государственной собственности, его наличие на испрашиваемом Миняевой Л.М. в целях перераспределения земельном участке, не может относиться к основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, при которых уполномоченный орган обязан принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Исходя из изложенного, суд усматривает достаточные основания для признания оспариваемого отказа незаконным и удовлетворения требований Миняевой Л.М. в части признания незаконным отказа Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, изложенного в письме №724 от 13 августа 2021 г., в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. и земли из неразграниченной государственной собственности площадью 60 кв.м.

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При этом, возложение судом на Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. и земли из неразграниченной государственной собственности площадью 60 кв.м., равно как и утверждение этой схемы судом, означало бы, исходя из положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вмешательство суда в полномочия органа местного самоуправления, что недопустимо.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При определении способа устранения нарушения прав, свобод и законных интересов Миняевой Л.М., суд исходит из того, что рассмотрение поставленного в её заявлении вопроса отнесено к компетенции муниципального образования Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. Поэтому суд считает необходимым обязать администрацию района повторно рассмотреть по существу заявление Миняевой Л.М. в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Указанный срок суд определяет на основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которой письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, что предусмотрено также и частью 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При подаче административного искового заявления Миняевой Л.М. уплачена государственная пошлина в размере 900 рублей.

Исходя из положений п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика в пользу Миняевой Л.М. подлежат взысканию расходы, которые административный истец понес в связи уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.

По вопросу, о возврате излишне уплаченной государственной пошлины Миняева Л.М. имеет право обратиться в налоговый орган по месту совершения действий, за которые уплачена государственная пошлина

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Миняевой Ларисы Маратовны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Миняевой Ларисе Маратовне в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер> расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. и земли из неразграниченной государственной собственности площадью 60 кв.м., оформленный письмом №724 от 13 августа 2021 года.

Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Миняевой Ларисы Маратовны утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. и земли из неразграниченной государственной собственности площадью 60 кв.м. по существу в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

Об исполнении настоящего решения административному ответчику необходимо сообщить в Лямбирский районный суд Республики Мордовия после истечения 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу Миняевой Ларисы Маратовны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.

Судья Лямбирского районного суда

Республики Мордовия     М.О. Солдатов

Решение принято в окончательной форме 20 октября 2021 г.

Судья М.О. Солдатов

1версия для печати

2а-647/2021 ~ М-745/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Миняева Лариса Маратовна
Ответчики
Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Другие
Мирончева Елена Борисовна
Барабанов Виктор Михайлович
Адвокат Емельянова Светлана Валентиновна
Суд
Лямбирский районный суд Республики Мордовия
Судья
Солдатов Михаил Олегович
Дело на сайте суда
lyambirsky--mor.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация административного искового заявления
08.09.2021Передача материалов судье
10.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Подготовка дела (собеседование)
30.09.2021Рассмотрение дела начато с начала
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее