У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Жучкова Ю.П. Дело № 33а-1143/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 30 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Лифановой З.А.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Агентства ветеринарии Ульяновской области, областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2020 года по делу №2а-1-562/2020, по которому постановлено:
уточненные административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о признании незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности восстановить ликвидированные захоронения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника в р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Степановка Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Черненово Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в р.п.Карсун Карсунского района Ульяновской области.
Отменить распоряжение руководителя Агентства
ветеринарии Ульяновской области №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации
неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского,
Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского
районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в
части скотомогильника в р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Степановка Сурского района Ульяновской области;
скотомогильника в с.Черненово Сурского района Ульяновской области;
скотомогильника в р.п.Карсун Карсунского района Ульяновской области.
Обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области, областное государственное бюджетное учреждение «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильника в р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Степановка Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Черненово Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в р.п.Карсун Карсунского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области Пелевиной Н.И., Сафонова А.А., представителей областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» Рузановой Т.Н., Самсоновой Н.И., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Соколовой М.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области о признании незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности восстановить ликвидированные сибиреязвенные захоронения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил.
Указал, что распоряжением руководителя Агентства
ветеринарии Ульяновской области №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации
неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского,
Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского,
Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном
отношении» принято решение о ликвидации скотомогильников в р.п.Карсун
Карсунского района Ульяновской области, в р.п.Сурское Сурского района
Ульяновской области, в с.Степановка Сурского района Ульяновской области, в
с.Черненово Сурского района Ульяновской области.
На основании данного распоряжения организованы мероприятия по
ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых и безопасных в
ветеринарно-санитарном отношении.
Распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области о ликвидации
указанных скотомогильников является незаконным и подлежащим отмене, поскольку
ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники (биотермическую яму)
содержат сведения о том, что захоронения являются сибиреязвенными, в них
захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1972, 1981, 1986 и 1990 годах.
Названные ветеринарно-санитарные карточки оформлены в соответствии с
требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и
уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995
№13-7-2/469.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от
17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых,
запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории
Ульяновской области» под неиспользуемым скотомогильником понимается участок
земли площадью не менее 600 кв.м, имеющий одну или несколько биотермических или
земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых
составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных
ям. При этом требования Порядка не
распространяются на действующие (используемые) скотомогильники (биотермические
ямы); земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались
трупы животных, павших от сибирской язвы, независимо от сроков давности
(сибиреязвенные скотомогильники) (п.1.4).
Полагает, что ликвидация вышеперечисленных скотомогильников
противоречит требованиям законодательства, нарушает гарантированные
Конституцией РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц в области
охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и
сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и
устранении негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду,
создает угрозу распространения сибирской язвы, возникновению чрезвычайной
ситуации. В соответствии с п.2.1, п.2.3, п.2.8.4, п.7.1
Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской
язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 13.05.2010 №56 организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных
захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и состоит из работ по содержанию в
надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических
ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы, а именно
установлении ограждений по всему периметру, исключающих случайный доступ людей
и животных, формировании по всему внутреннему периметру канав и обозначения их
предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».
31.01.2020 заместителем Волжского межрегионального природоохранного
прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области внесен протест
№07-33-2020 на указанное распоряжение, по результатам рассмотрения которого
протест был отклонен.
Уточнив исковые требования, административный истец просил признать
незаконным и отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии
Ульяновской области №776-р от 20.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых
скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского,
Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов
Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части
скотомогильника в р.п.Сурское Сурского района Ульяновской области, в с.Степановка
Сурского района Ульяновской области, в с.Черненово Сурского района Ульяновской
области, в р.п.Карсун Карсунского района Ульяновской области, обязать
ответчиков обеспечить безопасность названных сибиреязвенных захоронений в
соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10.
Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения
по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать
по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими
табличками с надписью «сибирская язва».
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено -
областное государственное бюджетное учреждение (далее – ОГБУ) «Симбирский
референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», в качестве
заинтересованных лиц привлечены: Управление Роспотребнадзора по Ульяновской
области, Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области,
МУ администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области, МУ администрация МО
«Сурский район» Ульяновской области, МУ администрация МО «Лавинское сельское
поселение» Сурского района Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об
отказе в удовлетворении требований прокурора.
Указывает на необоснованность восстановления прокурору срока для подачи
административного искового заявления. Проверка прокуратуры, по результатам
которой вынесен протест №07-33-2020, окончена 31.01.2020. Административное
исковое заявление подается в трехмесячный срок, однако административный истец
обратился в суд лишь 21.10.2020.
Суд не учел требования ветеринарного законодательства, которое с 1940
года запрещает проводить уничтожение биологических отходов животных, павших от
сибирской язвы путем захоронения в землю. Трупы животных, павших от сибирской
язвы, подлежали и подлежат обязательному сжиганию.
Необоснованно не приняты в качестве доказательств представленные в
материалы дела протоколы лабораторных испытаний, экспертных заключений,
выданных аккредитованными организациями, подтверждающие биологическую
безопасность мест захоронений. Базы данных Агентства ветеринарии Ульяновской
области свидетельствуют о том, что в ликвидированных местах захоронений в
Карсунском и Сурском районе Ульяновской области произведены захоронения золы после
сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, а не трупа животного.
Во исполнение постановления Правительства РФ «О порядке создания,
развития и эксплуатации федеральной государственной информационной системы в
области ветеринарии» создана система «Цербер» Россельхознадзора, в которой
имеется информация о 9 поднадзорных Россельхознадзору скотомогильниках на
территории Ульяновской области. Сибиреязвенные захоронения отсутствуют.
Места захоронений, ликвидированные Агентством ветеринарии Ульяновской
области в декабре 2019 года на территории Сурского и Карсунского районов, не
являются сибиреязвенными скотомогильниками.
Ветеринарно-санитарные карточки, на которые ссылается суд в решении, не
являются документами строгой отчетности, порядок ведения карточек не
установлен, их хранение не предусмотрено. Ветеринарно-санитарные карточки были
предусмотрены Инструкцией по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности,
утвержденной Минсельхозом СССР от 03.09.1975, которая признана утратившей силу.
Агентством ветеринарии Ульяновской области представлены документы по
каждому захоронению, в которых указано, что трупы животных сожжены, однако
судом данные документы не приняты во внимание и не отражены в решении.
Ссылается на вступивший в силу с 01.01.2021 приказ Минсельхоза России
от 26.10.2020 №626 «Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения,
переработки и утилизации биологических отходов», которым не предусмотрено
ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, а также установка
ограждений.
Не соглашается с возложенной на Агентство ветеринарии Ульяновской
области обязанностью установить ограждения по периметру захоронений, поскольку
данное правило не установлено в разделах IV и V Закона РФ «О ветеринарии» от
14.05.1993 №4979-1.
Ссылается на отсутствие достоверных географических координат
захоронений, что препятствует исполнению решения суда. Также считает
невозможным исполнение решения суда, поскольку предполагается расходование
бюджетных средств на объекты недвижимости, не находящейся в собственности
Ульяновской области. На момент ликвидации захоронений как объекты недвижимости
они отсутствовали.
В апелляционной жалобе ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и
безопасности продовольствия» просит решение суда отменить, вынести новое
решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, приводит доводы
аналогичные изложенным в апелляционной жалобе Агентства ветеринарии Ульяновской
области.
Указывает, что мероприятия по ликвидации скотомогильников проводились в
соответствии с Планом мероприятий, утвержденным Правительством Ульяновской
области от 12.12.2019. Со стороны Волжской межрегиональной прокуратуры по
данному факту возражений не поступало. В ответ на требование прокуратуры
Агентство ветеринарии Ульяновской области направило письмо №73
ИОГВ-16-01/263исх. с приложением документов на 727 листах. Какого-либо решения
по результатам рассмотрения представленных документов от прокуратуры не
поступало.
В возражениях на апелляционные жалобы Ульяновский межрайонный
природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, а
апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители
заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим
образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц согласно ст.150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений
относительно апелляционных жалоб, проверив правильность применения судом норм
материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что на территории Ульяновской области в Карсунском
районе в р.п.Карсун по ул.Ленина в 20 м от дома №90; в Сурском районе в 1 км
западнее с.Черненово; в р.п. Сурское (1,1 км южнее от р.п. Сурское); на
территории Лавинского сельского поселения в 350 метрах западнее с.Степановка
Сурского района Ульяновской области расположены сибиреязвенные скотомогильники.
На данные скотомогильники были оформлены ветеринарно-санитарные
карточки в соответствии с требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил
сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных
Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке №1 на скотомогильник
(биотермическую яму) по адресу: Ульяновская область, Карсунский район,
р.п.Карсун, ул.Ленина, скотомогильник расположен западнее р.п. Карсун (от р.п.
Карсун – 20 м, СПК «Карсунский» - 4000 м, реки Барыш – 2000 м, дороги
«Карсун-Инза» - 1200 м), имеет площадь 600 кв.м, огорожен. В 1972 году в
скотомогильнике было захоронено животное (корова 1 голова), павшее от сибирской
язвы. Последняя запись о проверке скотомогильника датирована 20.05.2011.
Ветеринарно-санитарная карточка без номера на скотомогильник
(биотермическую яму) в р.п.Сурское содержит сведения, что животные, павшие от
сибирской язвы, захоронены 01.11.1986. Скотомогильник удален от р.п.Сурское на
1,1 км, находится в юго-западном направлении от р.п. Сурское, имеет площадь 30
кв.м, огорожен в 2010 году. Последняя запись о проверке скотомогильника
датирована 17.05.2011.
Ветеринарно-санитарная карточка без номера на скотомогильник
(биотермическую яму) в с.Степановка Сурского района Ульяновской области
содержит сведения о захоронении животных, павших от сибирской язвы, 17.05.1981.
Скотомогильник находится в восточной стороне от с.Степановка на 350 м (жители в
селе не проживают), с.Лава – 10 км, имеет площадь 80 кв.м, огорожен в 2010
году. Последняя запись о проверке скотомогильника датирована 18.05.2011.
Ветеринарно-санитарная карточка без номера на скотомогильник
(биотермическую яму), расположенную в с.Черненово Сурского района Ульяновской
области, содержит сведения о захоронении животных, павших от сибирской язвы
18.11.1990. Скотомогильник расположен в западном направлении от с.Черненово на
расстоянии 1 км, в 3-х км от р.Сура, в 1 км от дороги «Сурское-Кирзять», имеет
площадь 9 кв.м, огорожен в 2010 году. Последняя запись о проверке
скотомогильника датирована 17.05.2011.
Согласно базы данных сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области,
указанные скотомогильники являются сибиреязвенными.
13.11.2019 Волжским межрегиональным природоохранным прокурором в адрес
Правительства Ульяновской области было направлено представление об устранении
нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности сибиреязвенных
захоронений на территории Ульяновской области.
20.12.2019 распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от
№776-р «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского,
Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского,
Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в
ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации, в том числе
скотомогильников: в р.п.Карсун Карсунского района Ульяновской области,
р.п.Сурское, с.Степановка, с. Черненово Сурского района Ульяновской области.
На основании данного распоряжения были организованы и проведены
мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, как неиспользуемых и
безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
Согласно актам о проведении ликвидации неиспользуемых сибиреязвенных
скотомогильников (захоронения золы после сжигания трупа животного, павшего от
сибирской язвы) от 25.12.2019 сибиреязвенные скотомогильники в р.п. Сурское,
с.Черненово, с.Степановка, р.п. Карсун были ликвидированы.
На указанное распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области от
20.12.2019 №776-р Волжским межрегиональным природоохранным прокурором
31.01.2020 был принесен протест, по результатам рассмотрения которого Агентство
ветеринарии Ульяновской области в ответе от 14.02.2020 указало на
недостоверность приведенных в протесте сведений, сославшись на то, что в
скотомогильниках имело место захоронение зольных остатков после сжигания трупов
животных, павших от сибирской язвы, в связи с чем скотомогильники не являются
почвенными очагами сибирской язвы. По результатам проведенных лабораторных
испытаний возбудитель сибирской язвы на территориях скотомогильников не
обнаружен.
Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что ликвидация
спорных сибиреязвенных скотомогильников в р.п.Карсун, р.п.Сурское, с.Степановка
Сурского района, с.Черненово Сурского района Ульяновской области, противоречит
требованиям Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика
сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56, Федеральному закону от 30.03.1999
№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушает
гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные
интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды,
обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при
обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия
биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению
сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на
надлежащей оценке исследованных доказательств, правильном применении норм
права.
В соответствии со ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья
населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие
факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его
жизнедеятельности; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания
человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на
человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных
заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного
к здоровому человеку.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой
не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика
сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56
сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную
бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й
группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в
отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться
генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.
Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются
сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды,
свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит
почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и
вегетативных формах (п.2.3 СП 3.1.7.2629-10).
Почвенными очагами сибирской язвы считаются места захоронения трупов
животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические
ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).
Обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных
условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и
благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной
сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты
Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер
по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе
осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 названного
Федерального закона).
Согласно постановлению правительства Ульяновской области от 17.07.2013
№302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к
эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области»,
принятому во исполнение Закона РФ от 14.05.1993 №4979-I «О ветеринарии»,
Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 26.3
Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации», действовавшему на дату принятия оспариваемого
распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области и на дату принятия
решения суда по настоящему административному делу, земляные скотомогильники и
биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от
сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники) не подлежат ликвидации
независимо от сроков давности.
В силу приведенных норм права у административного ответчика Агентства
ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания для принятия
распоряжения от 20.12.2019 №776-р о ликвидации неиспользуемых скотомогильников
на территории р.п.Карсун Карсунского района Ульяновской области, р.п.Сурское,
с.Степановка, с. Черненово Сурского района Ульяновской области.
Доводы апелляционных жалоб о том, что судом не приняты во внимание
нормы санитарного законодательства, в соответствии с которыми животные, павшие
от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем сжигания, в спорных
скотомогильниках захоронена зола сожженных животных, которая не представляет
опасности, что следует из протоколов лабораторных испытаний и заключений,
которые имеются в материалах дела, ликвидированные места захоронений не
являются сибиреязвенными скотомогильниками, судебная коллегия считает
несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и приведенным
нормам права.
Факт захоронения в спорных скотомогильниках трупов животных, павших от
сибирской язвы, установлен ветеринарными карточками, представленными в
материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в
соответствии с требованиями санитарного законодательства захоронение животных,
павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о
наличии оснований для ликвидации спорных сибиреязвенных скотомогильников,
поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской
язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения зольных остатков павших
от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются
почвенными очагами сибирской язвы, представляющими
эпизоотолого-эпидемиологическую опасность и не подлежат ликвидации вне
зависимости от срока давности формирования захоронения.
При отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут
сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.
Лабораторные исследования, по результатам которых установлено
отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений не может
свидетельствовать о безопасности захоронений, поскольку отсутствуют основания
считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации спор.
Прекращение осуществления в отношении зольного захоронения, оставшегося
после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы, мероприятий,
предусмотренных п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы.
Санитарно-эпидемиологические правила», влечет ухудшение
санитарно-эпидемиологической обстановки и как следствие ухудшение безопасных
условий жизнедеятельности человека.
Ссылка в жалобе на то, что в настоящее время не предусмотрено ведение
ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не опровергает
установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорные захоронения
являются сибиреязвенными и не подлежали ликвидации.
Несогласие Агентства ветеринарии по Ульяновской области с решением суда
о возложении на Агентство обязанности по восстановлению скотомогильников и их
ограждению не свидетельствует о необоснованности решения в данной части.
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст.227 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного
иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия
административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий
в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов
административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает в
решении на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения
определенного действия либо на необходимость устранения иным способом
допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку требования административного истца о признании незаконным о
отмене распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области от 20.12.2019
№776-р о ликвидации неиспользуемых скотомогильников удовлетворены, суд
обоснованно возложил на данного административного ответчика обязанность по
обеспечению их безопасности в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10
Решение суда в данной части соответствует требованиям Федерального
закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1 СП
3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические
правила».
Ссылка на то, что координаты скотомогильников не определены на
местности, что будет препятствовать исполнению решения суда, не свидетельствует
о законности принятого Агентством ветеринарии по Ульяновской области
распоряжения о ликвидации скотомогильников и отсутствии оснований для
исполнения данным административным ответчиком требований санитарного законодательства. Описание местоположения
скотомогильников имеется у административных ответчиков, в том числе в
ветеринарно-санитарных карточках. Кроме того названные обстоятельства не
препятствовали административным ответчикам провести мероприятия по отбору проб
почвы с территорий скотомогильников и принять решение об их ликвидации, что
свидетельствует о наличии у них необходимой информации о местах нахождения
спорных сибиреязвенных захоронений.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для
восстановления прокурору срока на подачу настоящего административного иска. При
этом принимает во внимание совершение прокурором действий по принесению
протеста на оспариваемое распоряжение, первоначальное обращение прокурора с
административным иском о признании незаконным данного распоряжения в Ленинский
районный суд г.Ульяновска, обжалование прокурором в апелляционном порядке
определения суда о возвращении административного иска, обращение прокурора в
суд с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
на благоприятную окружающую среду, а также то, что допущенное нарушение
санитарно-экологического законодательства и, соответственно нарушение прав
неопределенного круга лиц, носит длящийся характер.
Доводы административных ответчиков о том, что в настоящее время
изменился порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить
основанием для отмены решения суда в части признания незаконным и отмены
оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области,
поскольку,, как указано выше, распоряжение и действия по ликвидации
скотомогильников были приняты в нарушение действовавшего правового
регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и
биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.
В то же время судебная коллегия не соглашается с решением суда в части
удовлетворения требований административного истца к ОГБУ «Симбирский
референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о возложении
обязанности по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в
соответствии с требованиями «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы.
Санитарно-эпидемиологические правила», поскольку надлежащим ответчиком по
данным требованиям является Агентство ветеринарии по Ульяновской области, как
орган исполнительной власти, в полномочия которого входит организация мер по
обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Ульяновской области
в силу п.7.1 названных СП 3.1.7.2629-10.
Согласно уставу ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и
безопасности продовольствия» подведомственно Агентству ветеринарии Ульяновской
области, которое от имени Правительства Ульяновской области осуществляет
полномочия учредителя в отношении данного учреждения.
Таким образом, решение суда в данной части не может быть признано
законным и обоснованным и подлежит отмене согласно п.4 ч.2 ст.310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации как постановленное с
нарушением норм материального и процессуального права, с принятием в данной
части нового решения об отказе в удовлетворении требований к ОГБУ «Симбирский
референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
В остальной части решение суда является правильным. Оснований для его
отмены по доводам апелляционных жалоб, направленных на иную оценку
установленных судом обстоятельств, не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2020 года в части обязания Областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильника в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Степановка Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в с.Черненово Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 № 56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва» отменить.
Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
В остальной части решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Агентства ветеринарии Ульяновской области, областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации,
Председательствующий
Судьи