Дело 2-384/2021
УИН № 29RS0025-01-2021-000775-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 ноября 2021 года пос. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Рогачевой А.М., при секретаре Демидкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пановой О.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, компенсации при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, компенсации морального вреда,
установил:
истец Панова О.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС № 8) с учетом уточнения исковых требований о взыскании суммы ...., в том числе: компенсация за неиспользованный отпуск в размере ...., выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка в сумме ... руб., проценты (денежная компенсация) в размере ... компенсация морального вреда в размере 100 000 руб. 00 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с ... г. проходила службу в МИФНС № 8. С ...г. занимала должность старшего государственного налогового инспектора в отделе работы с налогоплательщиками. Уволена 30 ноября 2020 г., служебный контракт расторгнут в связи с отказом от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). При расторжении контракта была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск и пособие в размере двухнедельного среднего заработка. При расчете компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка в расчет среднего заработка не включены выплачиваемые средства материального стимулирования. В период работы истцу, как государственному служащему территориального органа ФНС России, выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, которые относятся к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка для оплаты при увольнении компенсации за неиспользованные отпуска и выходного пособия.
На судебное заседание истец Панова О.А. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, просила удовлетворить исковые требования с учетом заявления об уточнении размера заявленных требований.
Ответчик МИФНС № 8 извещен времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представитель ответчика- врио начальника МИФНС № 8 Трофимова О.М. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Согласно письменному отзыву против удовлетворения исковых требований ответчик возражал, пояснив, что порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, в т.ч. и в случае увольнения, определен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562. Пунктом 2 Правил определен исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, который соответствует ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Порядок выплаты разовых премий не установлен, они выплачиваются за счет средств, выделяемых сверх установленного фонда оплаты труда, а потому не могут учитываться при расчете компенсации за неиспользованный отпуск и расчете двухнедельного выходного пособия при увольнении, в связи с чем правовые основания для выплаты процентов за задержку выплат отсутствуют, истцом не предоставлено документальных доказательств, подтверждающих причинение работнику физических и (или) нравственных страданий, совершения работодателем виновных неправомерных действий (бездействий), а также наличия причинной связи между неправомерными виновными действиями (бездействием) работодателя и физическими и (или) нравственными страданиями работниками. Также указала, что заявленная истцом к взысканию сумма компенсации за неиспользованный отпуск продолжительностью 35 календарных дней соответствует контррасчету ответчика, при расчете выходного пособия истцом использован коэффициент 29,3 при расчете среднедневного показателя, следовало использовать количество рабочих дней в месяце- 23 дня, по расчетам инспекции среднедневной показатель составляет ...., сумма к доплате- ....
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1). Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3).
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Судом установлено, что истец Панова О.А. проходила службу у ответчика с ...г., что подтверждается, в том числе выпиской из приказа от ...г. ..., от ...г. ..., от ...г. ..., приказом от ...г. ..., трудовым договором от ...г. ..., служебным контрактом от ...г. ..., дополнительными соглашениями к нему, копией трудовой книжки, иными материалами дела.
Приказом МИФНС № 8 от 25 ноября 2020 г. ... действие служебного контракта от ...г. ... с Пановой О.А. – старшим государственным налоговым инспектором отдела работы с налогоплательщиками прекращено с 30 ноября 2020 г. в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий служебного контракта на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
На основании указанного приказа при увольнении Пановой О.А. произведены следующие выплаты: выходное пособие в размере двухнедельного заработка (ст. 178 ТК РФ) в размере ....; компенсация за неиспользованные отпуска: за период работы с ...г. по ...г. дополнительный отпуск за ненормированный служебный день - 6 календарных дней, за период работы с ...г. по ...г. дополнительный отпуск за выслугу лет - 10 календарных дней, за период работы с ...г. по ...г. дополнительный отпуск за ненормированный служебный день - 1 календарный день, за период работы с ...г. по ...г. основной отпуск и дополнительный отпуск за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 18 календарных дней, всего за 35 календарных дней в размере .... (п. 13 ст. 46 ФЗ № 79-ФЗ).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнением особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г., гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производится в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
В соответствии с абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно абз. 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных государственных служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента; 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа Президента Российской Федерации установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании абз. 8 подп. р п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Пановой О.А. суд принимает во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Судом установлено на основании материалов дела, в том числе расчетных листков, и ответчиком это не оспаривается, что Пановой О.А. в течение 12 месяцев перед увольнением выплачивались суммы средств в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Таким образом, выплаченное Пановой О.А. материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и подлежит учету при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а также выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка.
Как следует из положений ч. 13 ст. 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ст. 73 Федерального закона «От государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В силу положений ст. 178 ТК РФ работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка при расторжении трудового договора, в том числе в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
Согласно представленному истцом Пановой О.А. расчету с учетом уточнения исковых требований недоначисленные и невыплаченные ей денежные суммы составили ...., в том числе компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 35 дней в размере ...., выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка в сумме ....
Расчет истца аналогичен предоставленному в материалы дела расчету ответчика.
Суд проверил данные расчеты, принимает их за основу, как арифметически верные и основанные на законе.
В соответствии с абз. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Таким образом, днем нарушения трудовых прав истца является дата увольнения - 30 ноября 2020 г.
С исковым заявлением о восстановлении своих нарушенных трудовых прав, выразившихся в выплате причитающихся при увольнении сумм не в полном размере, Панова О.А. обратилась 23 сентября 2021 г., то есть в пределах предусмотренного законом одногодичного срока.
Следовательно, требования Пановой О.Н. к МИФНС № 8 о взыскании недоначисленных и невыплаченных ей денежных сумм в размере ...., в том числе компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 35 дней в размере ...., выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка в сумме .... подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая требования истца о взыскании с МИФНС № 8 процентов (денежной компенсации) при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, суд руководствуется следующим.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. (статья 236 ТК РФ).
В связи с тем, что при увольнении 30 ноября 2020 г. истцу не были в полном объеме выплачены причитающиеся денежные суммы, до настоящего времени указанные суммы ответчиком не выплачены, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с МИФНС № 8 в пользу Пановой О.А. процентов (денежной компенсации) за нарушение срока выплат при увольнении.
Проверив расчет процентов (денежной компенсации), предоставленный истцом, суд находит его арифметически верным и основанным на законе, в связи с чем удовлетворяет требование истца о взыскании процентов (денежной компенсации) за нарушение срока выплат при увольнении в заявленном размере .... за период с 2 декабря 2020 г. по 23 сентября 2021 г.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии со статьей 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в редакции от 6 февраля 2007 г.).
Суд находит обоснованным утверждение истца о том, что в связи с неполной выплатой денежных сумм, подлежащих выплате при увольнении, нарушены трудовые права истца, повлекшие причинение морального вреда.
Надлежащих и достаточных доказательств в обоснование заявленного к взысканию размера компенсации морального вреда- 100 000 руб. истцом не предоставлено.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд учитывает фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, характер и степень перенесенных истцом нравственных страданий, степени вины ответчика, требования разумности и справедливости.
С учетом изложенного суд определяет размер денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, в размере 5 000 рублей.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым, в том числе, судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации освобождаются.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Пановой О.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия, компенсации при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Пановой О.А. недоначисленную и невыплаченную денежную сумму в размере ...., в том числе компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 35 дней в размере ...., выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка в сумме ...., проценты (денежную компенсацию) в размере ... коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. 00 коп., всего взыскать ....
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий Рогачева А.М.