Дело № 2-3278/2015 01 октября 2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ермишкиной Т.В.,
при секретаре Токарчук Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Пертоминское»,
УСТАНОВИЛ:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Приморский муниципальный район» об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МО «Пертоминское». В обоснование требований указано, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории Приморского района Архангельской области, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования. В состав МО «Приморский муниципальный район» входят 18 сельских поселений. Согласно информации, представленной администрацией МО «Приморский район», в наиболее крупных населенных пунктах муниципальных образований имеются места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов от населения, на часть из которых имеется землеустроительная и кадастровая документация. Вместе с тем, согласно информации Управления Росприроднадзора по области указанные свалки не являются объектами размещения отходов, на которых в силу ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» можно размещать, т.е. утилизировать твердые бытовые отходы от населения. На территории Приморского зарегистрировано 16 свалок твердых бытовых отходов на территории сельских поселений. Складирование отходов на данных свалках не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, а также представляет собой экологическую опасность, поскольку неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Таким образом, вопросы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Приморского района администрацией муниципального образования не решены. В частности, сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения МО «Пертоминское», осуществляется на несанкционированные места без их дальнейшей утилизации и переработки.
В судебном заседании помощник прокурора Федорова А.И. поддержала требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении, дополнениях.
Представитель ответчика администрации МО «Приморский муниципальный район» Качалина Е.Ю. в судебном заседании представила отзыв на исковое заявление, с иском не согласилась. Полагает, что администрация МО «Приморский муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком по делу, в то время как надлежащим ответчиком является Управление по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству МО «Приморский муниципальный район». Кроме того, в настоящее время утверждена и действует муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального комплекса в муниципальном образовании «Приморский муниципальный район» на 2014-2020 годы», одной из задач которой является обустройство мест размещения производственных и бытовых отходов. В соответствии с указанной программой в МО «Пертоминское» запланированы мероприятия, направленные на организацию санкционированных мест размещения отходов, в бюджете муниципального образования предусмотрены денежные средства.
Представители третьих лиц МО «Пертоминское», Управления Росприроднадзора по Архангельской области и Управления по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству МО «Приморский муниципальный район» в судебное заседание не явились.
По определению суда в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пп. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Обязанность по организации утилизации и переработке бытовых отходов возложена на администрацию МО «Приморский муниципальный район» Уставом, принятым решением Собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» 26 ноября 2009 года.
Судом установлено, что на территории МО «Приморский муниципальный район» в пределах МО «Пертоминское» не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, что не оспаривается сторонами по делу.
Указанная обязанность должна была быть исполнена с момента введения в действие Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», т.е. с 1999 года.
При этом, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что утилизация отходов – это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Таким образом, в целях исполнения требований прокурора ответчик обязан не просто не допустить появление несанкционированных свалок, а организовать утилизацию отходов в целях дальней переработки и использования.
Поскольку ответчиком не выполняется утилизация и переработка твердых бытовых отходов, промышленных отходов в пределах МО «Пертоминское» в соответствии с санитарными нормами и правилами, то суд полагает необходимым возложить обязанность на администрацию муниципального образования организовать утилизацию и переработку отходов.
Доводы представителя ответчика о том, что администрацией МО «Приморский муниципальный район» приняты меры по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов не соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку в материалы гражданского дела не представлены документы, свидетельствующие об организации использования отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Доводы представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиков по делу должно быть Управление по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству МО «Приморский муниципальный район», не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку организация указанных мероприятий законом отнесена к вопросам местного значения, в соответствии со ст. 23 Устава МО «Приморский муниципальный район» администрация обладает правами юридического лица, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. В порядке исполнения решения суда глава муниципального образования вправе поручить подчиненным ему организациям, должностным лица исполнение решения суда.
С учетом пояснений сторон, бюджетного характера исполнения решения суда, и в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, учитывая принцип разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон, суд считает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливается федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик освобожден от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Пертоминское» удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Приморского района Архангельской области в муниципальном образовании «Пертоминское» в течение 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Т.В. Ермишкина