Решение по делу № 2-111/2014 ~ М-101/2014 от 07.04.2014

    

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2014 года город Иваново

Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Пызикова Д.Г.,

при секретаре Фанда Т.Н.,

с участием истца Вакулы О.С. и представителя командира войсковой части 00000 Иванова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску бывшего военнослужащего войсковой части 00001 Вакулы О.С. к войсковой части 00000 и федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» о взыскании суммы неполученной ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий с учетом убытков ввиду несвоевременной выплаты, денежной компенсации за не предоставленные дополнительные отпуска и воинские перевозочные документы, денежных средств в связи с финансовыми потерями,

УСТАНОВИЛ:

Вакула обратился в суд с иском, в котором указал, что он проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации с 8 сентября 1994 года по 7 сентября 2005 года. В период прохождения военной службы по контракту он в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта на прилегающих к Чеченской Республике территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта. С 1 января 2004 года истец стал относится к категории «ветеран боевых действий», в связи с чем командир войсковой части 00001, в которой Вакула на тот момент проходил военную службу, ему должен был выдать удостоверение ветерана боевых действий. Как ветеран он имел право на дополнительные отпуска продолжительностью 15 суток каждый за 2004 и 2005 годы.

Вместе с тем командиром воинской части названное удостоверение истцу выдано не было, в результате чего он был лишен возможности своевременной реализации льгот, установленных законодательством Российской Федерации о ветеранах.

С учетом последующих уточнений Вакула просил суд взыскать с Управления финансового обеспечения Минобороны России по Ивановской области, как финансового довольствующего органа войсковой части 00000 (правопреемника войсковой части 00001):

- сумму ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий за период с января 2005 года по декабрь 2013 года в размере <данные изъяты>;

- денежную компенсацию (проценты) за неполученные в срок суммы ежемесячных денежных выплат за период с 1 февраля 2005 года по 2 апреля 2014 года в размере <данные изъяты>;

- денежную компенсацию за не предоставленные дополнительные отпуска за 2004 и 2005 годы и воинские перевозочные документы за указанный период в общем размере <данные изъяты>;

- финансовые потери (упущенную выгоду) из-за невозможности отказа от набора социальных услуг в составе ежемесячной денежной выплаты на 2014 год в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании Вакула, поддержав исковые требования, пояснил, что о своем нарушенном праве он узнал в июле 2013 года, ознакомившись в справочно-информационной системе «Консультант» с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий». Тогда же истец узнал о том, что с 1 января 2004 года он является ветераном боевых действий, и удостоверение ветерана в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 года № 77 ему должно быть выдано в 2004 году командиром войсковой части 00001, где в тот момент он проходил военную службу. Из-за допущенных командиром воинской части нарушений прав истца, он также был лишен возможности своевременно воспользоваться социальными льготами, предусмотренными для ветеранов боевых действий.

Также истец пояснил, что к командиру войсковой части 00001 с рапортом о выдаче удостоверения ветерана боевых действий он не обращался, так как на момент службы в указанной воинской части он не знал, что имеет право на получение названного удостоверения.

Представитель Управления финансового обеспечения Минобороны России по Ивановской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом в письменных возражениях требования заявителя не признал, пояснив, что процедура выдачи удостоверения ветерана боевых действий имеет заявительный характер. В связи с тем, что истец не обращался к командиру войсковой части 00001 с заявлением о выдаче названного удостоверения, командиром части не нарушено его право на получение указанного удостоверения. Кроме того, в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы военнослужащим не предусмотрена выплата компенсации за неиспользованный отпуск.

Представитель финансового органа обращает внимание на то, что все изменения законодательства Российской Федерации находятся в прямом доступе для ознакомления. В связи с чем, учитывая законодательно установленные сроки исковой давности, удовлетворение требований истца в части осуществления ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий возможно только за трехгодичный период, предшествующий обращению в суд, то есть с 3 апреля 2011 года.

Представитель командира войсковой части 00000 Иванов М.В. требования заявителя не признал и пояснил, что согласно закону «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Граждане, после возникновения права на получение указанных выплат должны обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда. Также представитель ответчика пояснил, что право на получение данных выплат возникло у истца в декабре 2013 года, и именно с этого времени он может получать указанные выплаты и соответствующие социальные льготы.

Более того, по мнению представителя должностного лица, если бы Вакула обратился к командиру с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий и получил бы его в период прохождения военной службы, все выплаты он бы получал через органы социальной защиты, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 года № 294.

Заслушав стороны и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Вакулы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакциях Федеральных законов от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ и от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ) к ветеранам боевых действий, наряду с другими указанными лицами, относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

При этом социальная поддержка ветеранов включает в себя и получение ежемесячной денежной выплаты, которая в силу пункта 6 статьи 23.1 приведенного Федерального закона устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам боевых действий был определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года № 294, действовавшим до 18 мая 2013 года, а с указанной даты Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 года № 353н.

Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за ежемесячной денежной выплатой считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок до 1 октября текущего года лично или иным способом.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 26 июля 2001 года № 105-ФЗ) военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах", предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток, являющийся дополнительным.

Для подтверждения статуса ветерана боевых действий предусмотрено установленного образца удостоверение. Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации регулировался в обозначенный заявителем период постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 года № 77, действовавшим до 26 апреля 2010 года.

В соответствии с названым постановлением Правительства Российской Федерации удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Согласно Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 года № 77, удостоверение ветерана боевых действий выдается военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и лицам, уволенным с военной службы, военнослужащим, переведенным в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и проходившим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, принимавшим участие в боевых действиях в период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, либо участвовавшим в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").

Основанием для выдачи удостоверений указанным лицам, кроме лиц гражданского персонала, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», либо получение подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").

Выдача удостоверений лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, производится при наличии документов:

подтверждающих прохождение ими военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, или в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 года;

подтверждающих их прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечни, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 года по декабрь 1996 года или в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 года;

подтверждающих их прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах государственного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, выполнявших задачи в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) о непосредственном участии военнослужащих в боевых действиях или реализованный наградной материал.

Пунктом 2 данного приказа Министра обороны Российской Федерации было предписано заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, военным комиссарам субъектов Российской Федерации организовать выдачу удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации через кадровые органы соединений, частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и военных комиссариатов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм законов и подзаконных актов в их взаимосвязи следует прийти к выводу, что предание военнослужащему статуса ветерана боевых действий требовало документального подтверждения факта участия военнослужащего в выполнении соответствующих задач и не исключало обращения самого военнослужащего с соответствующим заявлением к командованию и предоставления подтверждающих документов, то есть в принятии решения необходимо учитывать волеизъявление военнослужащего, для чего он должен его выразить в заявлении (рапорте).

Как установлено в судебном заседании Вакула, выполнявший задачи в условиях вооруженного конфликта при прохождении военной службы в другой воинской части и уже пользовавшийся определенными преимуществами и льготами, предусмотренными для ветеранов боевых действий в <данные изъяты> области, по новому месту службы в войсковой части 00001 в городе <данные изъяты> к командованию с соответствующим ходатайством о выдаче удостоверения ветерана боевых действий не обращался, как и после исключения из списков личного состава воинской части с сентября 2005 года при увольнении. Не обращался Вакула вплоть до декабря 2013 года с предусмотренным заявлением и в органы военного комиссариата. Это исключало саму возможность воинским командованием приступить к рассмотрению вопроса о его соответствии требованиям и возможности выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Данное обстоятельство в свою очередь не позволяло командованию со своей стороны как принять меры к реализации права истца на обеспечение ежемесячной денежной выплатой, так и предоставить ему дополнительный отпуск.

Более того, по своей природе предоставление ежемесячной денежной выплаты и дополнительного отпуска ветеранам не является обязательным, а носит исключительно заявительный характер.

Истец для реализации дополнительных льгот и преимуществ с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий обратился в военный комиссариат только в 2013 году, поэтому его требования к воинской части и уполномоченному финансовому органу в возмещение самой выплаты за период с января 2005 года по декабрь 2013 года, убытков ввиду ее не назначения, компенсаций за не предоставленные в 2004 и 2005 годах дополнительные отпуска и воинские перевозочные документы и финансовых потерь (упущенной выгоды) из-за невозможности отказа от набора социальных услуг с составе ежемесячной денежной выплаты на 2014 год являются несостоятельными.

Что касается утверждения истца о невозможности им в 2004 году ознакомиться с внесенными в Федеральный закон «О ветеранах» изменениями, в результате которых он стал обладать статусом ветерана боевых действий, то оно является неубедительным, поскольку этот правовой акт был установленным порядком опубликован для всеобщего ознакомления и объективных препятствий для реализации истцом своих прав по данному закону не имелось.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Вакуле О.С. в удовлетворении иска отказать.    

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий    Д.Г. Пызиков

2-111/2014 ~ М-101/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вакула Олег Сергеевич
Другие
ФКУ "УФО МО РФ по Ивановской области"
войсковая часть 41520
Суд
Ивановский гарнизонный военный суд (Ивановская область)
Судья
Пызиков Д.Г.
Дело на странице суда
gvs--iwn.sudrf.ru
07.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2014Передача материалов судье
07.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2014Подготовка дела (собеседование)
11.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2014Судебное заседание
29.04.2014Судебное заседание
05.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2014Дело оформлено
29.07.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее