Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4724/2016 ~ М-4660/2016 от 19.09.2016

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

8 декабря 2016 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-4724/16 по заявлению Л. об оспаривании решения Главы г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 декабря 2016 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-4724/16 по заявлению Л. об оспаривании решения Главы г.о. Самара,

установил:

Л. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что является собственницей 2 земельных участков: площадью 730,00 м2 по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, СДТ «Железнодорожник», массив 26, участок 1, с кадастровым номером , и площадью 600,00 м2 по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, СДТ «Железнодорожник», массив 26, участок 65, с кадастровым номером Земельные участки расположены в составе территориальной зоны Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов). В целях перевода разрешенного использования земельных участков из «садоводства» в «дачное» разрешенного использования она обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара за выпиской из ИСОГД. В выписке, которую она получила, вид разрешенного использования не указан, а испрашиваемый земельный участок расположен в «полосе отвода железной дороги» по территориальному признаку. В целях приведения Карты правового зонирования в соответствие с требованиями законодательства, она обратилась в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с заявлением о рассмотрении на заседании Комиссии вопроса о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части, касающейся изменения зонирования земельных участков на зону Р-5. На заседании Комиссии по застройке и землепользованию 7.07.2016 г. было принято решение рекомендовать Главе г.о. Самара отклонить её предложение, отказав в рассмотрении на публичных слушаниях вопроса об изменении зонирования земельных участков, в связи с несоответствием генеральному плану (протокол заседания Комиссии от 7.07.2016 г. №8). Причиной отказа во внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре явилось то, что части земельных участков находятся в полосе отвода железной дороги и, соответственно, не имеют градостроительного регламента, части земельных участков находятся в составе функциональной зоны «планируемые санитарно-защитные зеленые насаждения», что соответствует зоне Р-3 (зона природных ландшафтов) Правил застройки и землепользования в городе Самаре, а не зоне Р-5. Считает, что земельные участки не находятся в полосе отвода железной дороги и расположены в составе территориальной зоны Р-5 согласно Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре. Отнесение земельных участков к функциональной зоне «планируемые санитарно-защитные зеленые насаждения» согласно Генеральному плану г.о. Самара не свидетельствует о том, что их использование для садоводства противоречит Генеральному плану. Генеральный план г.о. Самара, в отличие от Правил застройки и землепользования в городе Самаре, не содержит расшифровки, какие территориальные зоны могут входить в состав той или иной функциональной зоны. Просит признать незаконным постановление Администрации г.о. Самара от 10.08.2016 г. №1136 в части отклонения её предложения о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, обязать Администрацию г.о. Самара повторно рассмотреть его заявление об изменении зонирования земельного участка площадью 730 м2 и 600 м2 по адресу: железнодорожная платформа «Ягодная», СДТ «Железнодорожник», массив 26, участки 1 и 2, на зону Р-5 (садоводство), признать незаконным постановление Администрации г.о. Самара от 10.08.2016 г. №1136 в части указания в графе «Правовая зона по КПЗ» - «полоса отвода железной дороги», обязать Администрацию г.о. Самара подготовить проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре по её предложению об изменении зонирования земельных участков с кадастровыми номерами на зону Р-5 (садоводство) для использования под садово-дачные участки и организовать его рассмотрение на публичных слушаниях.

В ходе разбирательства дела истица заменила ответчика на Главу г.о. Самара.

В судебном заседании заявительница заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика и заинтересованного лица Администрации г.о. Самара по доверенности от 22.12.2015 г. №3-01-02/12120 Краснопевцева Т.Н. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах (л.д. 149-155, 109-115).

Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от 11.01.2016 г. №Д05-01/8 Агапова О.С. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 73-78).

Заинтересованное лицо Комиссия по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте разбирательства дела извещена, отзыва на иск не представила.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истице принадлежат на праве собственности 2 земельных участка: с кадастровым номером площадью 600 м2 по адресу: <адрес>, СДТ «Железнодорожник», массив 26, участок 2, и с кадастровым номером площадью 730 м2 по адресу: <адрес>, СДТ «Железнодорожник», массив 26, участок 1 (л.д. 14, 15). Согласно правоподтверждающим документам, разрешенное использование обоих земельных участков – садоводство. Земельные участки приобретены истицей по договорам купли-продажи в 2015 г.

Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61, территория земельных участков отнесена к полосе отвода железной дороги (л.д. 120, 122, 123, 125).

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки определен ст.31-33 ГрК РФ.

В соответствии с пп.2 п.2 ст.33 ГрК РФ, основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в частности, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Такие предложения. согласно пп.5 п.3 ст.33 ГрК РФ, могут вноситься физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Согласно п.6 ст.31 ГрК РФ главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Названная комиссия, в силу п.4 ст.33 ГрК РФ, в течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (п.5 ст.33 ГрК РФ).

В случае принятия главой местной администрации решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки проект разрабатывается упомянутой выше комиссией.

В соответствии с п.9-12, 15, 16 ст.31, п.1 ст.33 ГрК РФ, уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта изменений в правила землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов РФ, схемам территориального планирования РФ. По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект изменений в правила землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия вышеуказанным требованиям и документам в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта изменений в правила землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта.

Публичные слушания по проекту изменений в правила землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

После завершения публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект изменений в правила землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту изменений в правила землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Глава местной администрации в течение 10 дней после представления ему проекта изменений в правила землепользования и застройки и указанных выше обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта изменений в правила землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Согласно ст.32, п.1 ст.33 ГрК РФ, изменения в правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта изменений в правила землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить изменения в правила землепользования и застройки или направить проект изменений в правила землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Состав комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара утвержден постановлением Главы г.о. Самара от 15.08.2016 г. №1138.

Судом установлено, что 19.02.2016 г. истица обратилась в комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с письменными заявлениями о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре в части изменения зонирования обоих принадлежащих ей земельных участков с полосы отвода железной дороги на территориальную зону Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов) для использования под садоводство (л.д. 101, 102).

Согласно протоколу заседания комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара от 7.07.2016 г. №8 (л.д. 56-72), предложения истицы были рассмотрены на этом заседании, принято решение рекомендовать Главе г.о. Самара отклонить оба предложения в связи с их несоответствием Генеральному плану г.о. Самара (п.7, 10 подвопроса «Красноглинский район» второго вопроса повестки дня).

Постановлением Главы г.о. Самара от 10.08.2016 г. №1136 (л.д. 43-55) оба предложения истицы о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре были отклонены по причине их несоответствия Генеральному плану г.о. Самара.

Решение об отклонении предложений о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре очевидным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорено ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В силу приведенных выше положений п.5 ст.33 ГрК РФ ответчик был компетентен принять оспариваемое истицей решение об отклонении предложений о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре.

Специальной процедуры принятия решения об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки закон не устанавливает.

Законом не предусмотрено оснований, по которым глава местной администрации вправе отклонить предложения заинтересованных заявителей о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Заключение комиссии по застройке и землепользованию носит рекомендательный характер, глава местной администрации не связан её мнением. Следовательно, при принятии решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила глава местной администрации обладает дискреционными полномочиями, т.е. определенной свободой усмотрения. Вместе с тем, закон обязывает главу местной администрации в случае отклонения поступивших предложений мотивировать свое решение – указывать причину отклонения. Следовательно, решение об отклонении предложений должно быть обоснованным, а также удовлетворять общеправовым принципам (законности, недискриминационности, правовой определенности, ненарушения прав и свобод человека как высшей конституционной ценности и др.).

Согласно пп.3 п.1 ст.18 ГрК РФ, генеральный план городского округа является документом территориального планирования. В силу п.3 ст.9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Следовательно, Глава г.о. Самара не вправе принимать управленческие решения, противоречащие требованиям Генерального плана г.о. Самара.

В соответствии с пп.4 п.3 ст.23 ГрК РФ генеральный план городского округа содержит карту функциональных зон городского округа.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , принадлежащие истице земельные участки находятся в функциональной зоне планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0340004:860 относится к ней полностью, а земельный участок с кадастровым номером – частично (л.д. 120, 121, 123, 124).

Установленные ст.30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре градостроительные регламенты для территориальной зоны Р-5, к которой истица просила отнести принадлежащие ей земельные участки, предусматривают такие не требующие предварительного согласования виды разрешенного использования земельных участков, как дачи, сады, огороды, выращивание сельскохозяйственных культур, размещение теплиц, оранжерей, сараев для садовых принадлежностей, туалетов, бань, резервуаров для хранения воды. Очевидно, что такое использование не соответствует определенному Генеральным планом г.о. Самара функциональному назначению соответствующей территории – устройство зеленых насаждений санитарно-защитного характера. Следовательно, довод ответчика о несоответствии предлагавшихся истицей изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре Генеральному плану г.о. Самара нашел свое подтверждение в ходе разбирательства дела. Решение о подготовке проекта изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре на основе предложений истицы противоречило бы требованиям Генерального плана г.о. Самара и не могло было быть принято ответчиком в силу п.3 ст.9 ГрК РФ.

Кроме того, в силу пп.2 п.1 ст.34 ГрК РФ границы территориальных зон в правилах землепользования и застройки устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Таким образом, решение ответчика об отклонении предложений истицы является законным, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Для изменения территориальной зоны, к которой относятся земельные участки истицы, на зону Р-5 необходимо предварительное внесение изменений в Генеральный план г.о. Самара.

Истица также оспаривает постановление Главы г.о. Самара от 10.08.2016 г. №1136 в части указания на принадлежность обоих принадлежащих ей земельных участков к полосе отвода железной дороги по карте правового зонирования.

Оснований для удовлетворения требования истицы в этой части не имеется по следующим причинам.

Как указано выше, судом при разбирательстве дела было установлено, что оба принадлежащих истице земельных участка в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, а именно являющейся их составной частью картой правового зонирования отнесены к полосе отвода железной дороги.

Следовательно, указание в постановлении Главы г.о. Самара от 10.08.2016 г. №1136 на принадлежность земельных участков истицы, согласно Правилам застройки и землепользования в г. Самаре, к полосе отвода железной дороги соответствует действительности.

Истицей представлены доказательства того, что фактически данные земельные участки для нужд железнодорожного транспорта не используются, находятся вне полосы отвода, что подтверждено письмом главного инженера Куйбышевской железной дороги ОАО «Российские железные дороги» от 3.11.2016 г. №2265/КБШНГ (л.д. 134). Из материалов дела усматривается, что земельные участки были отведены под садоводство и предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения первым владельцам, К. и П.. ещё в 1994 г. постановлением Администрации г. Самары от 4.03.1994 г. №348 (л.д. 7, 136-137, 161). Однако данное обстоятельство указывает не на несоответствие закону оспариваемого истицей административного акта, а на ошибочное отнесение земельных участков к полосе отвода железной дороги при разработке и принятии в 2001 г. Правил застройки и землепользования в г. Самаре.

По смыслу закона (по аналогии с п.8 ст.36 ГрК РФ) и исходя из принципа правовой определенности, ошибочное отнесение земельных участков истицы к полосе отвода железной дороги никак не препятствует их использованию для садоводства, начавшемуся задолго до разработки и утверждения Правил застройки и землепользования в г. Самаре. По тем же причинам не является препятствием для продолжения прежнего использования земельных участков и отнесение их территории в 2008 г. к функциональной зоне планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара. Данное обстоятельство не может служить основанием ни для изъятия у истицы земельных участков, ни для предъявления к ней органами местного самоуправления требования изменить характер их использования. Однако если сама истица пожелает изменить вид разрешенного использования земельных участков, она будет связан ограничениями, установленными Генеральным планом. Преодоление этих ограничений возможно только путем изменения Генерального плана в соответствующей части в установленном законом порядке.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.12.2016 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-4724/2016 ~ М-4660/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ларина Т.В.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Глава г.о.Самара
Другие
Комиссия по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара
Департамент градостроительства г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
19.09.2016Регистрация административного искового заявления
20.09.2016Передача материалов судье
22.09.2016Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2016Подготовка дела (собеседование)
11.10.2016Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.10.2016Подготовка дела (собеседование)
27.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2016Судебное заседание
28.11.2016Судебное заседание
08.12.2016Судебное заседание
12.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее