Решение по делу № 2-48/2021 (2-1582/2020;) ~ M-1645/2020 от 03.08.2020

Дело № 2-48/2021

УИД 22RS0069-01-2020-002711-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 апреля 2021 года                                                        г. Барнаул                   

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего                     Амана А.Я.,

при секретаре                                    Гелашвили К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Троицкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «ЭКО-Комплекс» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троицкого района Алтайского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ленинский районный суд г. Барнаула с исковым заявлением к АО «ЭКО-Комплекс» о признании незаконным бездействие регионального оператора АО «ЭКО-Комплекс», выразившееся в непредоставлении населению <данные изъяты> Алтайского края коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества с д.м.г. по настоящее время, возложении обязанности на регионального оператора АО «ЭКО-Комплекс» предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него (потребителя) объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, об обращении к немедленному исполнению решения суда.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, отходах производства и потребления на территории <данные изъяты>, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности регионального оператора в сфере обращения с отходами АО «ЭКО-Комплекс».

Между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и АО «ЭКО-Комплекс» по результатам конкурсного отбора подписано соглашение от д.м.г. «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне Алтайского края», в соответствии с которым АО «ЭКО-Комплекс» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО.

Согласно п. 2.3.1. соглашения, региональный оператор обязан осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой, руководствуясь основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 2.3.17. соглашения, региональный оператор обязан своевременно уведомлять Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и соответствующие органы местного самоуправления Алтайского края о временном прекращении или ограничении оказания услуг по обращению с ТКО.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что АО «ЭКО-Комплекс» с д.м.г. приостановило оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в с. <данные изъяты> Алтайского края. При этом, соответствующие уведомления в адрес администрации Троицкого района и администраций указанных поселений района региональным оператором направлены не были.

Пунктом 2.3.22. соглашения закреплено, что региональный оператор обязан исполнять обязанности в соответствии с условиями настоящего соглашения до вступления в силу нового соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с другим региональным оператором по обращению с ТКО в зоне его деятельности.

Кроме того, жители Троицкого района в соответствии со ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, предусматривающей, чторегиональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, заключили соответствующие договоры, согласно которым региональный оператор выполняет установленные законодательством Российской Федерации и Соглашением функции по обеспечению обращения с ТКО на территориях соответствующих поселений.

По результатам проверки в адрес генерального директора АО «ЭКО-Комплекс» прокуратурой Троицкого района д.м.г. внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, которое д.м.г. рассмотрено и отклонено.

Согласно ответам, представленным АО «ЭКО-Комплекс» от д.м.г., д.м.г. и д.м.г., оказание услуг по обращению с ТКО, в указанных населенных пунктах района, будет возобновлено при условии создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органами местного самоуправления, а также после отмены Арбитражным судом Алтайского края предписаний и постановлений Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края, вынесенных по фактам нарушения АО «ЭКО-Комплекс» законодательства в сфере обращения с ТКО.

Между тем, истец считает, что указанные доводы являются необоснованными, поскольку АО «ЭКО-Комплекс» являясь региональным оператором, осуществляющим деятельность в сфере ТКО на закрепленной территории, не вправе отказаться от возложенных на него обязанностей по оказанию услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с территорий указанных населенных пунктов Троицкого района, что также противоречит п. 2.3.22. соглашения.

Решением Троицкого районного Совета депутатов от д.м.г. полномочия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов переданы администрацией района администрациям сельсоветов с предоставлением на реализацию данных полномочий межбюджетных трансфертов.

Между администрацией района и администрациями Беловского сельсовета д.м.г. (на территории которого расположено с. Загайново), Гордеевского сельсовета д.м.г. (на территории которого расположены п. Гордеевский, п. Клюквенный и п. Октябрьский), Петровского сельсовета д.м.г. (на территории которого расположено с. Петровка) и Боровлянского сельсовета д.м.г. (на территории которого расположено с. Боровлянка) заключены соглашения о передаче осуществления части полномочий администрации Троицкого района по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов администрациям Беловского, Гордеевского, Петровского и Боровлянского сельсоветов Троицкого района.

В д.м.г. между администрацией района и администрацией Беловского сельсовета от д.м.г., Гордеевского сельсовета от д.м.г. и Петровского сельсовета от д.м.г. подписаны дополнительные соглашения в новой редакции, в части внесения изменений по тексту соглашений слова «по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов» заменены словами «по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов».

Между тем, территория сельского поселения Боровлянского сельсовета (на территории которого расположено с. Боровлянка) осталась в ведении администрации Троицкого района.

Незаконные действия ответчика нарушают права неограниченного круга лиц, проживающих на территории Троицкого района, на благоприятную среду обитания, санитарно-эпидемиологическое благополучие, поскольку отходы производства и потребления складируются населением в неустановленных местах, что приводит к образованию стихийных свалок и загрязнению территорий района.

Таким образом, АО «ЭКО-Комплекс», наделенное статусом регионального оператора по обращению с ТКО, не лишенное данного статуса, в нарушение действующего законодательства неправомерно устранилось от возложенных обязанностей, что в свою очередь отрицательно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке территорий поселений Троицкого района, ставит под угрозу законные интересы жителей сельских поселений района, в том числе на получение коммунальной услуги, на охрану здоровья и оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Замедление исполнения решения суда по вопросу соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и организации обращения с отходами потребления на территории района может привести к значительному ущербу для его населения, а, следовательно, решение суда подлежит немедленному обращению к исполнению.

Помощник прокурора Ленинского района г. Барнаула в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что на данный момент вывоз ТКО производится.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из ст. 8 Федерального закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с пп. а п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктами 9, 10 Порядка осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов (раздел II), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В судебном заседании установлено, что д.м.г. между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и АО «ЭКО-Комплекс» заключено соглашение «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне Алтайского края», в соответствии с которым АО «ЭКО-Комплекс» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО.

Согласно п. 2.3.1. соглашения региональный оператор обязан осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой, руководствуясь основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 2.3.2. соглашения, региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и в месте, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Согласно п. 2.3.4. соглашения в течение месяца со дня наделения статусом регионального оператора направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора.

Региональный оператор обязан своевременно уведомлять Министерство и соответствующие органы местного самоуправления Алтайского края в случае временного прекращения или ограничения оказания услуг по обращению с ТКО (п. 2.3.17. соглашения).

д.м.г. в адрес генерального директора АО «ЭКО-Комплекс» прокуратурой Троицкого района внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что с д.м.г. АО «ЭКО-Комплекс» приостановило оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в с. <данные изъяты> Алтайского края. Соответствующие уведомления администрации Троицкого района и администрациям указанных поселений района региональным оператором направлены не были.

Жители указанных поселений заключили соответствующие договоры, согласно которым региональный оператор выполняет установленные законодательством Российской Федерации и соглашением функции по обеспечению обращения с ТКО на территориях соответствующих поселений. Значительная часть жителей осуществляют оплату предоставляемых АО «ЭКО-Комплекс» услуг.

Согласно ответу АО «ЭКО-Комплекс» от д.м.г. места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в Троицком районе органами местного управления не созданы.

Оказание услуг по обращению с ТКО будет возобновлено при условии создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органами местного самоуправления.

В ходе рассмотрения настоящего спора, администрацией Троицкого района Алтайского края предоставлены временные графики вывоза ТКО, согласно которым в с. <данные изъяты> определен день вывоза ТКО - четверг, в с. <данные изъяты> день вывоза - каждый понедельник месяца, в. <данные изъяты> день вывоза - каждый четверг месяца, в п. <данные изъяты> не более одного раза в три дня.

Согласно п. 17 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, вывоз ТКО из мест (площадок) накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) производится не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; - не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.

Учитывая изложенное, периодичность вывоза ТКО установлена императивно, направлена на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем предоставление услуги с периодичностью, не отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологических норм, является нарушением прав и интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, судом установлено на основании совокупности представленных доказательств, оцененных по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что если расположенные на территории Троицкого района Алтайского края места накопления отходов находятся в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 приложения № 1 Правил № 354, касающиеся периодичности вывоза твердых коммунальных отходов при предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми вывоз твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) осуществляется не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал факт вывоза твердых коммунальных отходов с периодичностью не соответствующей вышеуказанным Правилам.

Поскольку судом установлено, что периодичность вывоза ТКО АО «ЭКО-Комплекс» не соответствует п. 17 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, требования прокурора Троицкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что решение суда не относится к категории подлежащих немедленному исполнению, правовых оснований для удовлетворения требований истца в данной части суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Троицкого района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие акционерного общества «ЭКО-Комплекс», выразившееся в непредоставлении населению с. <данные изъяты> Алтайского края коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии п. 17 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Возложить на акционерное общество «ЭКО-Комплекс» обязанность обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с периодичностью, установленной п. 17 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 с территории с. <данные изъяты> Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Барнаула.

Судья           А.Я. Аман

Мотивированное решение составлено 14 апреля 2021 года.

2-48/2021 (2-1582/2020;) ~ M-1645/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Троицкого района
Прокуратура Ленинского района г. Барнаула
Ответчики
АО "Эко-Комплекс"
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края
Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края
Чугунцов Тимур Владимирович
Администрация Петровского сельсовета Троицкого района
Администрация Беловского сельсовета Троицкого района
Администрация Троицкого района
Администрация Гордеевского сельсовета Троицкого района
Институт водных и экологических проблем
Суд
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Аман Алексей Яковлевич
Дело на странице суда
leninsky--alt.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2020Передача материалов судье
05.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.08.2020Предварительное судебное заседание
24.09.2020Судебное заседание
26.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
15.03.2021Производство по делу возобновлено
15.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
07.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее