Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2447/2012 ~ М-2183/2012 от 31.07.2012

Дело № 2-2447/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 сентября 2012 год г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Мох Е.М.,

при секретаре: Трубицыной Ю.М.,

с участием помощника Минусинского межрайонного прокурора Оловниковой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов Устава Жерлыкского сельсовета Минусинского района,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими пунктов Устава Жерлыкского сельсовета Минусинского района, требование мотивировал тем, что Решением Жерлыкского сельского Совета депутатов №15-рс 16 октября 2000г. утвержден Устав Жерлыкского сельсовета.

Последние изменения и дополнения в Устав Жерлыкского сельсовета внесены 19 августа 2011 года решением № 34-рс, которые зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 14.09.2011г. и опубликованы в газете «Власть труда» 22 сентября 2011г. № 106/1.

В соответствии со статьей 43 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Аналогичная норма закона закреплена в статье 1 Устава Жерлыкского сельсовета.

Основным федеральным законом, который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В данный закон с августа 2011г. девятью Федеральными законам вносились изменения и дополнения, которые не учтены в Уставе Жерлыкского сельсовета (далее-Устав), в связи с данными изменения ряд норм Устава противоречат ФЗ №131-ФЗ.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее №131-Ф3) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым акт субъектов Российской Федерации.

Так в нарушении п. 3 ст. 12 ФЗ №131-Ф3 (в редакции Федерального закона 30.11.2011 N 361-ФЗ) об изменении границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов территориям других поселений, п.3 ст.9-1 Устава не предусматривает вышеназванные изменения границ поселений, на сходах граждан, в указанном ст.25.1 ФЗ №131-ФЗ порядке.

Также, несмотря на требования ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей, что собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ), в пункте 3 ст. 41 Устава сельсовета определено, что собрание граждан по вопросам организации осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительной компетенции представительного органа относится, в том числе, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п.6 ч.10 ст.35 ФЗ №131-Ф3). Статья 20 Устава противоречит данной норме Закона, так как к компетенции совета депутатов в данной части относит «определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий, а также иные полномочия, установленные федеральным законом» (п. 1.6).

Вопросы местного значения, указанные в п. 1.6 ч.1 ст.7 Устава изложены в редакции, противоречащей закону: «обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства».Статья 43 ФЗ №131-Ф3 предусматривает, что председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования. Часть 4 ст. 18-1 ограничивает права председателя Жерлыкского сельского Совета депутатов, так как устанавливает, что он «подписывает решения сельского Совета депутатов, не имеющие нормативного характера».Пункт 6 ч.1 ст. 14 ФЗ №131-Ф3 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ к вопросам местного значения поселения относит: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктом 1 ст. 59 Устава предусмотрено, что Устав, а также вносимые в него изменения и дополнения вступают в силу в день, следующий за днем официального опубликования, осуществляемого при наличии государственной регистрации, в течение 30 дней за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки. Названный пункт противоречит требованиям ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку закон предусматривает, что глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Также подпунктом 1.34 ч.1 ст. 7 Устава Жерлыкского сельсовета установлено, к вопросам местного значения относится осуществление муниципального лесного надзора, тогда как статьей 50 Федерального закона № 242-ФЗ от 18.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации вопросам осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля» из пункта 32 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исключены полномочия по осуществлению муниципального лесного надзора.

Наличие незаконных правовых норм в Уставе Жерлыкского сельсовета
Минусинского района Красноярского края нарушает права неопределенного круга лиц, по осуществлению местного самоуправления может привести к принятию неправомочных решений на собраниях и конференциях граждан.

На основании изложенного, просит признать п.3 ст.9-1, п.3 ст.41, п. 1.6 ст.20, ч.4 ст. 18-1, п.1.6 ч.1 ст. 7,п.1 ст.59, п. 1.34 ч.1 ст.7 Устава Жерлыкского сельсовета Минусинск района Красноярского края недействующими со дня вступления в законную силу нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым оспариваемый нормативный правовой акт вошел в противоречие.

В судебном заседании прокурор Оловникова Г.А. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив аналогично изложенному в описательной части решения.

Представитель заинтересованного лица администрации Жерлыкского сельсовета Коннов М.П., действующий на основании Решения избирательной комиссии муниципального образования № 44 от 15 марта 2010 года (л.д. 38), в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя администрации Жерлыкского сельсовета (л.д.42).

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает требования Минусинского межрайонного прокурора поданные в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Решением Жерлыкского сельского Совета депутатов №15-рс 16 октября 2000г. утвержден Устав Жерлыкского сельсовета (л.д. 5-37).

Последние изменения и дополнения в Устав Жерлыкского сельсовета внесены 19 августа 2011 года решением № 34-рс, которые зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 14.09.2011г. и опубликованы в газете «Власть труда» 22 сентября 2011г. № 106/1 (л.д.4).

24 августа 2012 года в газете «Власть труда» № 94/1 опубликовано Постановление от 22 августа 2012 года № 29-п О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта изменений и дополнений в Устав Жерлыкского сельсовета Минусинского района Красноярского края: Проект Решения о внесении изменений и дополнений в Устав Жерлыкского сельсовета Минусинского района (л.д. 43-44).

В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно п. 17 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ установлено: если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Жерлыкский сельский Совет депутатов был полномочен на принятие решений об утверждении Устава Жерлыкского сельсовета и о внесении в него дополнений и изменений.

Оспариваемый Устав Жерлыкского сельсовета является нормативным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления на территории Жерлыкского сельсовета в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вместе с тем, содержание оспариваемого Устава: п.3 ст.9-1, п.3 ст.41, п. 1.6 ст.20, ч.4 ст. 18-1, п.1.6 ч.1 ст. 7, п.1 ст.59, п. 1.34 ч.1 ст.7 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пункт 1.6 ч.1 ст.7 Устава - обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (л.д.8).

Пункт 1.34 ч.1 ст. 7 Устава - вопросам местного значения относится осуществление муниципального лесного надзора (л.д.9).

Пункт 3 ст.9-1 Устава гласит - изменение границ сельсовета, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений (л.д.12).

Часть 4 ст. 18-1 Устава председатель Жерлыкского сельского Совета депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности сельского Совета депутатов, подписывает решения сельского Совета депутатов, не имеющие нормативного характера (л.д.16).

Пункт 1.6 ст. 20 Устава - определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий, а также иные полномочия, установленные федеральным законом (л.д.17).

В пункте 3 ст. 41Устава сельсовета определено, что собрание граждан по вопросам организации осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (л.д. 31).

Пункт 1 ст. 59 Устава - Устав, а также вносимые в него изменения и дополнения вступают в силу в день, следующий за днем официального опубликования, осуществляемого в течение 30 календарных дней, при наличии государственной регистрации, за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки (л.д.37).

Вышеприведённые пункты Устава противоречат нормам Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакциях Федерального Закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ,от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, где пунктом 3 статьи 12 предусмотрено, что изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений; статьей 27 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста; пунктом 6 ч. 10 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; часть 5 ст. 43 ФЗ № 131-ФЗ предусматривает, что председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования; в соответствии с пунктом 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; часть 8 статьи 44 ФЗ № 131-ФЗ гласит Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Статьей 20 ФЗ № 242-ФЗ от 18 июля 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» из пункта 32 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ исключены полномочия по осуществлению муниципального лесного надзора.

Таким образом, органы местного самоуправления были обязаны внести изменения в Устав Жерлыкского сельсовета в соответствии с действующей редакцией Федерального Закона № 131-ФЗ о 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

В силу положений ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание, что у суда нет сведений о том реализовывались ли права граждан на основании оспариваемых пунктов данного акта суд считает необходимым оспариваемый нормативный правовой акт признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части п.3 ст.9-1, п.3 ст.41, п. 1.6 ст.20, ч.4 ст. 18-1, п.1.6 ч.1 ст. 7, п.1 ст.59, п. 1.34 ч.1 ст.7 Устава Жерлыкского сельсовета, со дня вступления решения суда в законную силу

В соответствии с ч.3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

С учетом изложенного сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в газете «Власть труда».

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силуп.3 ст.9-1, п.3 ст.41, п. 1.6 ст.20, ч.4 ст. 18-1, п.1.6 ч.1 ст. 7, п.1 ст.59, п. 1.34 ч.1 ст.7 Устава Жерлыкского сельсовета.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

По вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Власть труда».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 22 октября 2012 года.

2-2447/2012 ~ М-2183/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Минусинская межрайонная прокуратура
Другие
администрация Жерлыкского сельсовета
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
!Мох Елена Михайловна
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
31.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2012Передача материалов судье
06.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2012Подготовка дела (собеседование)
16.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2012Судебное заседание
02.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее