Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-564/2021 ~ М-269/2021 от 10.03.2021

Дело № 2а-564/2021                      13RS0011-01-2021-000513-60

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Зубова Поляна                                        07 июня 2021 г.

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:председательствующего судьи Пивкиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Ворфоломееве А.Н.,

с участием в деле:

административного истца Сидорова В.В., участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи,

административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России, его представителя Аверкиной И.В.,

административного ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, его представителя Аверкиной И.В.,

административного ответчика – заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия Саблина Д.Н.,

заинтересованного лица - Федерального казённого учреждения «Исправительная колония » Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, его представителя Холодовой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сидорова В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконными действий, выраженных в предоставлении недостоверного ответа на обращение,

установил:

В.В.Сидоров обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее - УФСИН России по Республике Мордовия) о признания незаконными действий (бездействия).

Заявленные требования мотивированы тем, что ему 25.02.2021 г. заместителем начальника УФСИН России по Республике Мордовия был направлен ответ на его обращение, содержащий недостоверную информацию о том, что в адрес начальника ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия обращение осужденного Сидорова В.В. не поступало. Считает, что предоставлением ему недостоверной информации нарушены его права, просил суд признать действия УФСИН России по Республике Мордовия, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации, незаконными; взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании административный истец В.В.Сидоров заявленные требования поддержал.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Мордовия И.В.Аверкина исковые требования не признала.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Н.М.Холодова просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебное заседание ответчик – заместитель начальника УФСИН России по Республике Мордовия Д.Н.Саблин не явился, о дне и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вопросы реализации гражданином права обращаться лично в государственные органы регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту также Федеральный закон №59-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

В соответствии со статьёй 5 обозначенного Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Из содержания статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ следует, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ч. 1). Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч. 2).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что Сидоров В.В. отбывает наказание в ФКУ ИК- УФСИН России по Вологодской области.

27 января 2021 г. за входящим номером №Л-5гр в УФСИН России по Республике Мордовия от Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия поступило обращение Сидорова В.В. на нарушение права на получение и отправление корреспонденции. Указано на длительное отсутствие корреспонденции от брата заявителя ФИО1., отбывающего наказание в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия. Кроме того, заявителем указано на направление 17.11.2020 г. в адрес начальника ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, ответ на которое он не получил.

05 февраля 2021 г. за исходящим номером 14/ТО/1-169 Сидорову В.В. за подписью заместителя начальника УФСИН России по Республике Мордовия Д.Н.Саблина был направлен ответ на обозначенное обращение. Указано, что в ноябре-декабре 2020 года обращения от осужденного Сидорова В.В. в адрес начальника ИК- не поступало. Сообщено о том, что изложенные в обращении сведения о возможном нарушении прав осужденного ФИО1 не нашли своего подтверждения.

Обозначенный ответ на обращение 17 февраля 2021 г. поступил в канцелярию ФКУ ИК- УФСИН России по Вологодской области и был вручен осужденному Сидорову В.В.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец обосновывает свои требования тем, что ему предоставлена недостоверная информация, что нарушает его права, свободы и законные интересы. Поскольку фактически обращение истца от 19.11.2020 г. было вручено начальнику ИК- 02.12.2020 г., что подтверждается сообщением Кирилловского почтамта УФПС Вологодской области от 05.04.2021 г. №5, а также квитанцией об отправке и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором .

По запросу суда заместителем начальника УФСИН России по Республике Мордовия были представлены документы, на основании которых 05.02.2021 г. административному истцу был дан оспариваемый ответ.

Из представленных материалов следует, что после поступления обращения Сидорова В.В. в УФСИН России по Республике Мордовия из ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия были истребованы:

- справка в отношении осужденного ФИО1, из содержания которой следует, что за 2020 г. исправительным учреждением направлено 4 письма, в том числе два письма (28.05.2020, 07.12.2020 г.) Сидорову В.В. ФИО1. за обозначенный период было получено 10 писем, в том числе четыре письма (от 15.01.2020, 15.05.2020, 08.07.2020, 23.11.2020 г.) от Сидорова В.В.;

- характеристика на осужденного ФИО1,

- справка о поощрениях и взысканиях в отношении ФИО1,

- справка о том, что в течение 2020 г. осужденный ФИО1 на личный прием к начальнику ФКУ ИК- не обращался;

- справки старшего инспектора канцелярии ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия ФИО2 от 02.02.2021 г. и 05.02.2021 г. о том, что входящая корреспонденция за ноябрь, декабрь 2020 г. от осужденного Сидорова В.В., содержащегося в ФКУ ИК- УФСИН России по Вологодской области в адрес ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия не поступала.

Таким образом, УФСИН России по Республике Мордовия выполнены требования закона о рассмотрении обращения гражданина, ответ мотивирован, дан по существу поставленных в заявлении вопросов и в установленный законом срок. Права заявителя действиями административных ответчиков не нарушены.

Доводы административного истца относительно недостоверности информации, отраженной в оспариваемом ответе, о том, что в адрес начальника ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия обращение осужденного Сидорова В.В. в ноябре-декабре 2020 г. не поступало, поскольку представленными им доказательствами подтверждается обратное, основанием для признания незаконными ответа от 05.02.2021 г. не являются, исходя из следующего.

Отраженные в ответе заместителя начальника УФСИН России по Республике Мордовия Д.Н.Саблина от 05.02.2021 г. выводы о том, что в адрес начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия обращение осужденного Сидорова В.В. в ноябре-декабре 2020 г. не поступало, были основаны на представленных администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия сведений об отсутствии в журналах входящей корреспонденции данных о поступлении в адрес исправительного учреждения какого-либо обращения административного истца.

Данное обстоятельство нашло своё подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу.

Так, из истребованных из ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия Журнала №784 учета входящих документов и Журнала №748 учета входящих документов следует, что какое-либо обращение Сидорова В.В. в ноябре-декабре 2020 г. в них не зарегистрировано.

То обстоятельство, что административным истцом в ходе рассмотрения дела представлены номер почтового идентификатора (), квитанция об отправке почтового отправления, свидетельствующие о том, что действительно 02.12.2020 г. начальнику ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия было вручено обращение Сидорова В.В. от 19.11.2020 г., основанием для признания незаконным бездействия УФСИН России по Республике Мордовия не является, поскольку, как следует из содержания обращения осужденного Сидорова В.В., направленного в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия, какие-либо сведения, позволяющие идентифицировать почтовое отправление (номер почтового идентификатора), направленное им в адрес начальника ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, в заявлении не содержались.

Следовательно, ответ заместителя начальника УФСИН России по Республике Мордовия от 05.02.2021 г. был предоставлен заявителю на основании данных, содержащихся в журналах регистрации входящей корреспонденции.

Тогда как ненадлежащая регистрация входящей корреспонденции администрацией ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела не является. При этом административный истец не лишен возможности обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц администрации ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия в указанной части.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что для удовлетворения требований необходимо одновременное наличие двух условий: оспариваемое решение или действие не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушены права либо свободы лица, обратившегося в суд.

Однако на основании вышеприведенных нормативных положений и установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения настоящего административного дела не установлена совокупность условий, установленных статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административных исковых требований.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Принимая во внимание, что требования истца о компенсации морального вреда являются производными от требования о признании незаконным действия (бездействия) административного ответчика, оснований для их удовлетворения судом также не установлено.

Руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Сидорова В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконными действий, выраженных в предоставлении недостоверного ответа на обращение оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Зубово-Полянского районного суда

Республики Мордовия                                     )                  Е.А.Пивкина

    Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2021 г.

Председательствующий                )            Е.А.Пивкина

1версия для печати

2а-564/2021 ~ М-269/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сидоров Вячеслав Владимирович
Ответчики
УФСИН России по Республике Мордовия
заместитель начальника УФСИН России по РМ Саблин Дмитрий Николаевич
ФСИН России
Другие
ФКУ ИК-6 УФСИН России по РМ
Суд
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия
Судья
Пивкина Елена Алексеевна
Дело на странице суда
zubovo-polyansky--mor.sudrf.ru
10.03.2021Регистрация административного искового заявления
10.03.2021Передача материалов судье
11.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2021Подготовка дела (собеседование)
25.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее