Дело №2-1118/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2014 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стреляева Ю.А. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на получение мер социальной поддержки и компенсации морального вреда,
установил:
Стреляев Ю.А. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании за ним, как за ветераном боевых действий, права на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>
В обоснование своих требований Стреляев Ю.А. указал, что обладая званием ветерана боевых действий имеет право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в предоставлении которых ему необоснованно было отказано ответчиком ввиду отсутствия у него (истца) регистрации по месту постоянного проживания.
Стреляев Ю.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Иванова Е.П. в судебном заседании требования не признала, пояснив, что истец не имеет право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку он (истец) не зарегистрирован в жилом помещении, в связи с оплатой которого просит назначить ему выплату денежной компенсации.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В судебном заседании установлено, что Стреляев Ю.А. является ветераном боевых действий, имеет права на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», о чем ему выдано соответствующее удостоверение (л.д. 7).
Стреляев Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел социальной защиты населения в Ленинском районе Департамента Смоленской области по социальному развитию с заявлением о признании за ним, как за ветераном боевых действий, права на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представив необходимые документы.
Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Стреляеву Ю.А. было отказано в назначении выплаты денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со ссылкой на отсутствие у истца регистрации по месту его постоянного проживания.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются в том числе меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 и ч. 6 ст. 23.2. Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона «О ветеранах» Постановлением Администрации Смоленской области от 19 декабря 2008 года № 713 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» утверждено Положение о предоставлении на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» (далее – Положение).
По правилам п.п. 2.1, 2.2. Положения получатель меры социальной поддержки с заявлением о начислении и выплате денежного эквивалента 50-процентной скидки в оплате занимаемой общей площади жилых помещений представляет: документ, удостоверяющий личность; удостоверение, подтверждающее право на меры социальной поддержки; справку об установлении инвалидности, выданную уполномоченным на то органом; квитанции об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения; документы, содержащие сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае, если указанные документы не находятся в распоряжении органов или организаций; соглашение о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (если у получателя имеется такая задолженность) в случае, если информация о сведениях, содержащихся в указанном соглашении, не находится в распоряжении органов или организаций; справку с места жительства (места пребывания) получателя, содержащую сведения о количестве лиц, зарегистрированных совместно с получателем по месту его жительства (месту пребывания), в случае если указанная справка не находится в распоряжении органов или организаций.
В соответствии с п. 2.19. Положения основаниями для отказа в начислении денежного эквивалента являются: отсутствие у получателя права на получение денежного эквивалента; непредставление или представление получателем (его представителем), членом семьи умершего получателя, нетрудоспособным иждивенцем получателя или его законным представителем в сектор Учреждения или в МФЦ не в полном объеме документов, указанных в пунктах 2.1, 2.2, 2.2.1, 2.12, 2.13, 2.14 настоящего Положения; выявление в заявлении и (или) в документах (копиях документов), представленных сектором Учреждения или МФЦ для начисления денежного эквивалента, недостоверных сведений.
Согласно п. 2.6. Положения начисление и выплата денежного эквивалента по месту пребывания на территории Смоленской области производятся при условии неполучения денежного эквивалента по месту жительства.
Из материалов дела усматривается, что Стреляев Ю.А. – майор запаса, с ДД.ММ.ГГГГ является работником Министерства обороны Российской Федерации при военном комиссариате Смоленской области, своей жилплощади не имеет, зарегистрирован в домовой книге военного комиссариата Смоленской области с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (административное здание) (л.д. 8,9).
Согласно представленному в материалы дела договору найма служебного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Стреляев Ю.А. является нанимателем жилого помещения – <адрес> у ФГКЭУ «Смоленская КЭЧ района» в связи с работой в военном комиссариате Смоленской области. Жилое помещение предоставлено наймодателем Стреляеву Ю.А. для проживания, без права регистрации (л.д. 10).
Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Стреляев Ю.А. проживает по адресу: <адрес> один, задолженности по оплате коммунальных услуг нет (л.д. 13).
В соответствии с абз. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 2 вышеназванного закона под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, фактическим местом жительства Стреляева Ю.А. является жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставленное ему по договору найма служебного помещения в общежитии для проживания без права регистрации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что истец как ветеран боевых действий имеет право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении занимаемой им комнаты в общежитии по договору найма служебного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подлежащими удовлетворению.
Статья 1099 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая общие положения компенсации морального вреда, при определении основания и размера такой компенсации отсылает к правилам, предусмотренным главой 59 и ст.151 ГК РФ.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда предусмотрена в случае, если нарушены личные неимущественные права либо совершены действия, посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Доказательств, свидетельствующих о факте причинения вреда, связи действий ответчика с причинением вреда, о наличии оснований денежной компенсации морального вреда, а также обоснованности заявленных требований истцом по правилам ст.56 ГПК РФ не представлено.
Поскольку истцом не представлено каких-либо доказательств причинения ему физических и нравственных страданий действиями ответчика по заявленному спору оснований для удовлетворения требования о взыскании денежной компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Стреляева Ю.А. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на меры социальной поддержки и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамент Смоленской области по социальному развитию в предоставлении Стреляеву Ю.А. меры социальной поддержки в виде 50% скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставить Стреляеву Ю.А. меру социальной поддержки в виде 50% скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>
В иске Стреляева Юрия Алексеевича к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Председательствующий К.М.Макарова