Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Боровск 23 июля 2019 года
Калужская область
Боровский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Гришиной Л.В.,
при секретаре Мусиновой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КРИВОКОРЫТОВОЙ ФИО10, ШАЛЕВА ФИО11 к Администрации МО СП <адрес>, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ истцы Шалев В.А. и Кривокорытова Е.А. обратились в суд с иском к Администрации МО СП ФИО1, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании права собственности в порядке наследования по закону.
В судебном заседании представитель истцом ФИО9 исковые требования поддержала и пояснила, что Кривокорытова Е.А. и Шалев В.А. являются собственниками по ? доле в праве собственности на жилой дом, площадью 25 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>. Указанное право у Кривокорытовой Е.А. и Шалева В.А. возникло на основании свидетельств о праве на наследство по закону после смерти ФИО12 умершей ДД.ММ.ГГГГ. Указанный жилой дом расположен на земельном участке, приобретенном ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи. Как следует из указанного договора приобретенное ФИО7 домовладение расположено на земельном участке площадью 1000 кв.м. Согласно выписки из похозяйственной книги за ДД.ММ.ГГГГ г.г. в пользовании ФИО7 находится земельный участок, площадью 1000 кв.м., а с ДД.ММ.ГГГГ кв.м. ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Открывшееся наследство принял сын Шалев А.А., в том числе и жилой дом по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>. Шалев А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. Открывшееся наследство приняла его жена Шалева А.А. Вместе с тем, согласно сведениям кадастрового учета земельный участок имеющий кадастровый №, присвоенный ДД.ММ.ГГГГ, имеет площадью 600 кв.м. Согласно выписками из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО13. на праве пользования при доме в д.<адрес> имела земельной участок, площадью 600 кв.м. В связи с чем просила признать факт принятия наследства ФИО14 после смерти его матери ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ года рождения, факт принятия наследства ФИО15. после смерти мужа ФИО16 умершего ДД.ММ.ГГГГ, а также признать за Кривокорытовой Е.А, и Шалевым В.А. право собственности на ? долю в праве на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО17 умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истцы Кривокорытова Е.А. и Шалев В.А., представитель ответчика МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, нотариус ФИО8, не явились, извещались судом надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
В соответствии с п. 1 ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Согласно ч. 2 ст. 1152 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
На основании ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что Кривокорытова Е.А. и Шалев В.А. являются собственниками по 1/2доле в праве собственности жилого дома, площадью 25 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>.
Указанное право у Кривокорытовой Е.А. и Шалева В.А. возникло на основании свидетельств о праве на наследство по закону после смерти ФИО18., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке, приобретенном ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи.
Как следует из указанного договора приобретенное ФИО7 домовладение расположено на земельном участке площадью 1000 кв.м.
Согласно выписки из похозяйственной книги за ДД.ММ.ГГГГг. в пользовании ФИО7 находится земельный участок, площадью 1000 кв.м., а с ДД.ММ.ГГГГ кв.м.
ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Открывшееся наследство принял сын ФИО19 в том числе и жилой дом по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>, что следует из свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО20 умер ДД.ММ.ГГГГ. Открывшееся наследство приняла его жена ФИО21., что следует из свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, согласно сведениям кадастрового учета земельный участок имеющий кадастровый №, присвоенный ДД.ММ.ГГГГ, имеет площадью 600 кв.м.
Согласно выписками из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО22 на праве пользования при доме в д.<адрес> имела земельной участок, площадью 600 кв.м.
Таким образом, судом установлено, что на момент смерти ФИО23 владела земельным участком, площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, ФИО1 <адрес>. Оснований для признания факта владения и пользования на законных основаниях ФИО24. земельным участком, площадью 1500 кв.м. у суда не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО25. умерла.
Открывшееся наследство приняли Кривокорытова Е.А. и Шалев В.А., приходившаяся наследодателю дочерью и сыном.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства не требуется только для приобретения выморочного имущества (статья 1151).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство, а также совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (ст. 1153 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
При этом, согласно абзацу второму п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные истцом требования в части признания права собственности на спорный земельный участок, площадью 600 кв.м., обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как истцы Кривокорытова Е.А. и Шалев В.А. являются наследниками ФИО26 открывшееся наследство приняли и вступили в его владение.
Оснований признания факт принятия наследства ФИО27 после смерти его матери ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также факта принятия наследства ФИО28 после смерти мужа ФИО29 умершего ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, так как указанными лицами наследство принято, о чем нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство указанным лицам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░30 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ? ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 600 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░1 <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░31 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ? ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 600 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░1 <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░