Дело № 2-5924/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 июля 2014 года г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи Е.В. Лазаревой
при секретаре А.А. Куценко
с участием заявителя М.В. Круглова,
представителей заявителя: Е.О. Ивановой, действующей на основании
ч.6 ст. 53 ГПК РФ,
Е.Н. Шаланиной, действующей на основании доверенности от 15.04.2014 года,
заинтересованного лица Н.М. Сыс
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Круглова М.В. о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратился в суд с требованиями о признании незаконным постановления Администрации Петрозаводского городского округа (далее – Администрация, заинтересованное лицо) от 29.05.2014 года за № 2612 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий (далее оспариваемое решение).
Требования мотивированы тем, что он является инвалидом 2 группы, ветераном Великой Отечественной Войны.
В апреле 2014 года обратился в Администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако в удовлетворении заявления ему отказано.
Указывает, что не имеет в собственности своего жилья, ранее в приватизации участия не принимал, проживает в однокомнатной квартире с семьей дочери (Сыс Н.М.), являющейся собственником квартиры. Общая площадь квартиры составляет 30,6 кв.м., жилая – 16,2 кв.м.
Полагает, что в силу своего статуса, как инвалида и Ветерана Великой Отечественной войны, а также наличия заболеваний, имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании заявитель, а также его представители требования поддержали, указав, что у заявителя отсутствуют заболевания, которые являются основанием для предоставления дополнительной жилой площади. Обращают внимание, что ранее заявитель обращался в суд с требованиями о предоставлении земельного участка, однако на момент принятия решения Петрозаводским городским судом Республики Карелия от 02.06.2014 года изменилась судебная практика, указывающая на необходимость учета нуждаемости инвалидов в улучшении жилищно-бытовых условий. Несмотря на отказ в удовлетворении требований о предоставлении земельного участка, полагают, что заявитель имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в у в предоставлении жилого помещения.
Заинтересованное лицо Сыс Н.М. требования поддержала.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом. В судебном заседании 14.06.2014 года Аникина Е.В. указала не непризнание требований ввиду обеспеченностью заявителя общей жилой площадью свыше учетной нормы, дающей право для постановки на учет.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, суд приходит к нижеследующим выводам:
Суд полагает возможным рассмотреть по данное заявление в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку заявителем оспаривается именно решение органа местного самоуправления, которым заявителю отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, суд не усматривает оснований для оставления поданного заявления без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, имея ввиду наличие в производстве Петрозаводского городского суда РК гражданского дела по иску Круглова М.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда РФ от 17.10.2012 по делу № 91-КГ12-4.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
На основании ч. 2 ст. 15 вышеназванного Закона, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 того же Закона, инвалидам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Положения п. п. 1, 11 и 11.1 ст. 23.2 указанного закона свидетельствуют о том, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов», не устанавливают порядок признания ветеранов Великой Отечественной Войны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решение вопроса о признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий определяются законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае Законом Республики Карелия от 06.02.2006 года за № 958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в РК» (далее – Закон № 958-ЗРК).
В частности, в соответствие со ст. 7 Закона № 958-ЗРК принятие на учет и отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях … осуществляется в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
В соответствие со ст. 51 ЖК РФ определен перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых собственников жилых помещений и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании чч. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 года за № XXV/XXV-256 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории г. Петрозаводска в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В судебном заседании установлено, что заявитель является инвалидом 2 группы вследствие <данные изъяты> с <данные изъяты> года, что подтверждено соответствующей справкой ВТЭК.
Из удостоверении серии ВВ № 2573669 усматривается, что Круглов М.В. имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14 Закона РФ «О ветеранах».
Заявитель проживает в квартире, собственником которого является Сыс Н.М. (дочь заявителя) в качестве члена её семьи. Даная квартира расположена по адресу № 1, при этом размер общей ее площади составляет 30,6 кв.м., жилой – 16,2 кв.м., квартира однокомнатная, правом пользования данной квартирой обладают Сыс Н.М. и заявитель.
Круглов М.В. 08.05.2014 года обратился с заявлением в Администрацию Петрозаводского городского округа о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, сообщив, что является пенсионером и ветераном войны, в качестве членов семьи указал только себя.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 29.05.2014 года за № 2612 Круглову М.В. отказано в удовлетворении поданного заявления.
Исходя из жилой площади жилого помещения, в котором проживает заявитель, а также с наличием права пользования данной квартирой 2 человек, суд приходит к выводу, что обеспеченность площадью на каждого превышает учетную норму в размере 10 кв. м. (30,6 кв.м. / 2).
При таких обстоятельствах оснований для постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.
При этом суд принимает во внимание, что заявителем ни в Администрацию, ни суду не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у него прав на дополнительную жилую площадь с учетом состояния здоровья последнего, а также состояния здоровья Сыс Н.М.
Кроме того, суд учитывает, что ранее заявитель проживал по адресу № 2, в трехкомнатной благоустроенной квартире (общая площадь 49,4 кв.м., жилая – 34,9 кв.м.) семьей из 4 человек – он, супруга КАА, дочь Сыс Н.М., внучка ИЕО
На каждого члена семьи приходилось 12,35 кв.м. общей площади.
В результате обмена жилыми помещениями, имевшего место 29.05.2009 года заявитель вместе с членами семьи (Сыс Н.М. и Кругловой А.Н.) въехал в однокомнатную квартиру, в которой проживает по настоящее время.
В результате обмена размер приходящейся общей площади на каждого члена семьи стал составлять 10,2 кв.м., что значительно ухудшило жилищные условия заявителя, принимая во внимание общую площадь ранее занимаемого жилого помещения, приходившуюся на каждого члена семьи, а также количество комнат как до, так и после обмена.
При этом суд учитывает, что на момент обмена правом пользования жилым помещением, расположенным по адресу № 2, имела также и ИЕО Договором мены жилья предусматривалась денежная доплата. Условиями договора не предусматривались цели, на которые должны использоваться доплата.
Положения ст. 53 ЖК РФ Администрацией Петрозаводского округа при вынесении оспариваемого решения не применялись.
Оспариваемое решение принято в сроки, установленные Административным регламентом Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденный Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 04.06.2012 года № 2585.
Процедура принятия решения соблюдена.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Е.В. Лазарева
Мотивированное решение будет изготовлено 28.07.2014 года
Последний срок для подачи апелляционной жалобы 28.08.2014 года.