Дело № 12-12/2018
РЕШЕНИЕ
19 января 2018 года г. Лысьва
Судья Лысьвенского городского суда Пермского края Шадрина Т.В., при секретаре Гатиной Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации г. Лысьвы в лице главы администрации г. Лысьвы А.Л. Гончарова на постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю от 27 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Лысьве Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 27.11.2017 № 560/17/59027-АП администрация города Лысьвы признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В жалобе и дополнениях к ней, поданными в Лысьвенский городской суд, представитель администрации г.Лысьвы просит об отмене постановления. В обоснование требований указал, что с вынесенным постановлением не согласен, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Невыполнение администрацией г. Лысьвы обязанности в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить ограждения на пешеходном переходе со светофорным регулированием пр. Победы – ул. Чайковского в г. Лысьва Пермского края не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода, связано с объективными причинами, а именно в связи с недостаточностью денежных средств, находящихся в распоряжении администрации г. Лысьвы. Решение суда от 19.05.2014 будет выполнено в 2018-2020 годах при наличии бюджетного финансирования. Вопрос о наличии или отсутствии (недостаточности) денежных средств у администрации г. Лысьвы судебным приставом-исполнителем не выяснялся.
В судебном заседании защитник администрации г. Лысьвы Чадова О.В. требования поддержала по доводам, изложенным в жалобе и дополнениях к ней. Просила постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю от 27.11.2017 года № 560/17/59027-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ в отношении администрации г. Лысьвы отменить, производство по делу прекратить.
Представитель взыскателя, заместитель начальника Отдела судебных приставов по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю Перетягина С.А в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав защитника администрации г. Лысьвы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Частью 2 статьи 36 данного Закона установлено, что, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Как усматривается из материалов дела решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 19 мая 2014 года на администрацию г. Лысьвы была возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, установить ограждения на пешеходном переходе со светофорным регулированием пр. Победы, - ул. Чайковского в г. Лысьва Пермского края не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода.
25.09.2014 постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю на основании исполнительного листа, выданного Лысьвенским городским судом Пермского края по делу № 2-629/2014 предметом исполнения которого являлось: обязать администрацию г. Лысьвы Пермского края в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, установить ограждения на пешеходном переходе со светофорным регулированием пр. Победы, - ул. Чайковского в г. Лысьва Пермского края не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода, возбуждено исполнительное производство № 47311/14/59027-ИП. Должнику администрации г. Лысьвы было предложено в пятидневный срок с момента получения постановления исполнить требования, указанные в постановлении в добровольном порядке, и разъяснено, что в случае неисполнения документа без уважительных причин в установленный срок, с должника будет взыскан исполнительский сбор, а также то, что должник может быть привлечен к административной ответственности.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в пятидневный срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, 19.11.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Лысьве УФССП Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с администрации города Лысьвы исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
27.03.2015 исполнительное производство № 47311/14/59027-ИП от 25.09.2014 передано в МРОСП по исполнению Особых исполнительных производств.
17.04.2015 исполнительное производство № 47311/14/59027-ИП от 25.09.2014 принято к исполнению судебным приставом исполнителем МО по ИОИП РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю, исполнительному производству присвоен № 10001/15/59046-ИП.
21.02.2017 исполнительное производство № 10001/15/59046-ИП передано в ОСП по г. Лысьве, исполнительному производству присвоен № 12888/17/59027-ИП от 25.09.2014.
22.05.2017 судебным приставом исполнителем ОСП по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю в адрес должника – администрации г. Лысьвы, - направлено требование об исполнении исполнительного документа в срок до 22 июня 2017 года.
23.06.2017 судебным приставом исполнителем ОСП по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление об объединении исполнительного производства № 12888/17/59027-ИП от 25.09.2014 в сводное исполнительное производство, которому присвоен № 12905/17/59027-СД.
В связи с тем, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок, требования исполнительного документа должником не были исполнены, 23 июня 2017 года в отношении администрации города Лысьвы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, 14 июля 2017 года - вынесено постановление № 360/17/59027-АП о привлечении администрации города Лысьвы к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
17.07.2017 исполнительное производство № 12888/17/59027-ИП от 25.09.2014 исключено из сводного исполнительного производства № 12905/17/59027-СД.
27.07.2017 года судебным приставом исполнителем ОСП по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю в адрес должника – администрации г.Лысьвы, - вынесено требование об исполнении исполнительного документа в срок до 28 августа 2017 года.
В связи с неисполнением указанного требования, 29.08.2017 судебным приставом исполнителем ОСП по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю в отношении администрации г. Лысьвы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Лысьве Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 09.10.2017 № 439/17/59027-АП администрация города Лысьвы признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Решением Лысьвенского суда от 18.12.2017 данное постановление было отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение.
06.10.2017 года судебным приставом исполнителем ОСП по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю в адрес должника – администрации г.Лысьвы, - вынесено требование об исполнении исполнительного документа в срок до 31 октября 2017 года.
В связи с неисполнением указанного требования, 01.11.2017 судебным приставом исполнителем ОСП по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю в отношении администрации г. Лысьвы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Лысьве Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 27.11.2017 № 560/17/59027-АП администрация города Лысьвы признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении помимо иных сведений, указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.
В силу ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
Как видно из обжалуемого постановления вина администрации г. Лысьвы в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ установлена протоколом об административном правонарушении от 01.11.2017, постановлением о возбуждении исполнительного производства, копией исполнительного документа, копией уведомления от 06.10.2017.
Вместе с тем, поскольку объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и постановление по делу должны содержать сведения о наложении на лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, административного штрафа, а также доказательства установления судебным приставом-исполнителем нового срока для исполнения требований исполнительного документа и незаконности неисполнения требований исполнительного документа в период установленного срока.
Материалы исполнительного производства не содержат сведений о том, направлялось ли требование от 06.10.2017 в адрес администрации г. Лысьвы. Указанное требование не содержит сведений о том, кому оно вручено (отсутствует расшифровка подписи лица, получившего требование, наименование должности) а также отсутствует документ, подтверждающий полномочия лица получившего требование.
В соответствии с ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В силу ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В отсутствие доказательств вручения требования от 06.110.2017 законному представителю администрации г. Лысьвы или его защитнику (уполномоченному представителю), а также в отсутствие доказательств направления требования (почтовое уведомление, печати или штампы входящей корреспонденции администрации г. Лысьвы), при рассмотрении дела невозможно установить было ли вручено данное требование администрации г. Лысьвы или уполномоченному лицу.
Кроме того, протокол об административном правонарушении от 01.11.2017 не содержит сведений о дате месте и времени совершения административного правонарушения, а лишь содержит ссылку на неисполнение требования от 06.10.2017.
Согласно части 1 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона об исполнительном производстве срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается:
1) в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты;
2) в день, указанный в исполнительном документе.
Поскольку администрации г. Лысьвы судебным приставом-исполнителем был установлен срок для исполнения требований исполнительного документа с указанием конкретной даты исполнения, то протокол об административном правонарушении должен содержать указание на конкретную дату совершения административного правонарушения, его места и времени.
В соответствии с ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Протокол об административном правонарушении от 01.11.2017 и постановление по делу об административном правонарушении от 27.11.2017 в нарушение ст. 28.2, ст. 29.10 КоАП РФ, а также иные материалы дела об административном правонарушении, не содержит обстоятельств, установленных судебным приставом-исполнителем, и свидетельствующих о возможности для выполнения требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом, являющихся основанием для выводов о виновности администрации г. Лысьвы в неисполнении требования.
Таким образом, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом были допущены нарушения процессуальных норм, которые не позволили всесторонне и полно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Более того, согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Однако, как следует из материалов дела об административном правонарушении, сведения о том, что протокол об административном правонарушении был направлен в адрес администрации г. Лысьвы, а также администрация г. Лысьвы была извещена надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, отсутствуют.
В пунктах 2, 4 статьи 29.7 Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняются, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке и причины их неявки.
Установленный законом порядок применения административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела судебных приставов по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю от 27 ноября 2017 года № 560/17/59027-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Лысьвы отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в отдел судебных приставов по г. Лысьве УФССП России по Пермскому краю.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: