Дело № 5-686/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ19 июля 2019 года г. Ухта
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Логинов С.С., при секретаре Кашиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: г. Ухта, ул. Бушуева, д. 6, каб. 32, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний», ИНН ...., ОГРН ...., юридический адрес: ....,
установил:
В Ухтинский городской суд Республики Коми поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении юридического лица – федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее по тексту – ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России).
Из постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от <...> г., вынесенного Ухтинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, следует, что Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований законов при организации и оказании медицинской помощи осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы филиалом «Медицинская часть № 13» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11» Федеральной службы исполнения наказания (далее по тексту – МЧ № 13»).
По результатам проведения проверки <...> г. по месту нахождения МЧ № 13: ...., установлено, что имея лицензию с 49-ю приложениями на осуществление медицинской деятельности от <...> г. № ...., ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России осуществляет эту деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных подп. «б», «д» п. 4, подп. «а», «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.
Так, в нарушение требований п. 4 ст. 10, п. 7 ст. 26, пп. 2 п. 1, пп. 2, пп. 3 п. 2 ст. 37, пп. 2 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», требований Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2011 № 1496н (при осуществлении медицинской помощи в МЧ № 13), требований п. 1, п. 4, п. 12, п. 33 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденных Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, п. 12, Приложения № 2 к Порядку №285:
- в кабинете стоматолога МЧ № 13 отсутствуют следующие медицинских изделия: автоклав (стерилизатор паровой), при отсутствии центральной стерилизационной – .... шт.; аквадистиллятор (медицинский), при отсутствии центральной стерилизационной – .... шт.; аппарат воздушно-абразивный для снятия зубных отложений при отсутствии в универсальном рабочем месте врача-стоматолога (далее – МРУ) и установка стоматологическая (далее – УС) – .... шт.; аппарат для диагностики жизнеспособности пульпы (электроодонтометр) – .... шт.; аппарат для определения глубины корневого канала (апекслокатор) – .... шт.; аппарат для снятия зубных отложений ультразвуковой (скейлер) при отсутствии в МРУ и УС – .... шт.; гипсоотстойники (грязеуловитель) – не менее .... на каждую раковину; горелка стоматологическая (спиртовая, газовая, пьезо) – .... шт.; диатермокоагулятор стоматологический при отсутствии в МРУ и УС – .... шт.; дополнительные аксессуары (ретракционные нити и колья, матричные системы, клинья, материалы для регистрации окклюзии) – не менее .... наименования каждой позиции на кабинет; зонды глазные в ассортименте, для зондирования протока слюнных желез – не менее .... наименований на кабинет; инъектор стоматологический, для карпулъной анестезии – .... шт.; коронкосниматель стоматологический – .... шт.; крючки хирургические, зубчатые разных размеров – .... шт.; ложки хирургические (костные), разных размеров – .... шт.; лупа бинокулярная для врача – .... шт.; микрометр (зуботехнический) – .....; набор (инструменты, щетки диски, пасты) для шлифования и полирования пломб и зубных протезов – .... набор; набор инструментов для трахеотомии – .... шт.; набор инструментов, игл и шовного материала – не менее .... видов; негатоскоп при отсутствии в комплекте МРУ и УС – .... шт.; нож стоматологический для гипса – .... шт.; ножницы зуботехнические коронковые – .... шт.; нож – шпатель зуботехнический – .... шт.; окклюдатор – .... шт.; отсасыватель пыли (стоматологический пылесос) при отсутствии в комплекте МРУ и УС – .... шт.; отсасыватель слюны (стоматологический слюноотсос) при отсутствии в комплекте МРУ и УС – .... шт.; оттискные массы (слепочные стоматологические материалы) разных групп – не менее .... наименований на кабинет; очиститель ультразвуковой (устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий) – .... шт.; очки защитные (от светового излучения) для врача, пациентов и ассистента – .... шт.; прибор и средства для очистки и смазки наконечников при отсутствии автоклава для наконечников – .... шт.; расходные стоматологические материалы и медикаментозные средства – не менее .... наименований каждого вида материала на кабинет: для постоянной фиксации несъемных протезов, для лечения гиперчувствительности,для фторпрофилактики; распаторы стоматологические – .... шт.; ретракторы (десневые) стоматологические – .... шт.; стол письменный для врача – .... шт.; шкаф медицинский для медикаментов – .... шт.; щитки защитные (от механического повреждения глаз) для врача и ассистента – .... шт;
- не предоставлены сведения (документы) о наличии заключивших с лицензиатом – МСЧ-11 трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием), необходимых для выполнения предусмотренных приложением № .... к Лицензии работ при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по стоматологии общей практики.
Административным органом действия ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В судебном заседании представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Щербатых Д.Г. вину медицинского учреждения в совершении административного правонарушения не признал. Указал, что в настоящее время медицинским учреждением частично устранены выявленные нарушения лицензионных требований.
Помощник прокурора Тырышкин Ф.А., выступая в суде, вину ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в совершении правонарушения считал доказанной.
Заслушав представителя привлекаемого лица, должностное лицо административного органа, исследовав представленные материалы и оценив все доказательства в их совокупности, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФосуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы по стоматологии общей практики.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинские организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
Согласно подп. «б», «д» п. 4 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности является: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, также относятся: соблюдение порядков оказания медицинской помощи (подп. «а»); соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подп. «б»).
В силу п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с подп. 1 п. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Факт грубого нарушения юридическим лицом ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности подтверждается следующими письменными доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от <...> г.; заключением специалиста № .... по результатам проверки о <...> г.; лицензией на право ведения медицинской деятельности, а также другими собранными по делу материалами.
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Оценив представленные доказательства, суд полагает, что вина ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в совершении правонарушения выразившееся в грубом нарушении лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, доказана и сомнений не вызывает.
Доводы представителя ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России об отсутствии надлежащего финансирования учреждения не могут служить основанием для освобождения юридического лица от ответственности за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности. Доказательства того, что юридическим лицом предпринимались все зависящие от него необходимые, достаточные и исчерпывающие меры по соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства при осуществлении медицинской деятельности, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Указание представителя привлекаемого лица, что допущенное нарушение лицензионных требований не может быть признано грубым, так как не повлекло последствий, установленных ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», необоснованно, поскольку осуществление медицинской деятельности врачом, квалификация которого не подтверждена в установленном законом порядке, а также отсутствие необходимого медицинского оборудования может повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Следовательно, оснований для переквалификации действий ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ не имеется.
Доводы о том, что большинство выявленных в ходе проверки нарушений устранены, не свидетельствует об отсутствии в действиях медицинского учреждения состава административного правонарушения, поскольку устранение юридическим лицом части нарушений произошло после их установления проведенной проверкой.
С учетом характера совершенного правонарушения, принимая во внимание тот факт, что ранее ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России к административной ответственности не привлекалось, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд полагает возможным не назначать ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России наказание в виде административного приостановления деятельности и ограничиться административным штрафом.
Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей раздела второго настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При определении размера штрафа, суд полагает необходимым учесть, то обстоятельство что ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России является медицинским учреждением, финансируемым из федерального бюджета. При таких обстоятельствах, с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа, в размере .... руб.
Вместе с тем, оснований полагать, что совершенное правонарушение, выразившееся в ряде грубых нарушений лицензионных требований, является малозначительным, не имеется.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ.
Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, является формальным.
В силу изложенного, вменяемое правонарушение не может быть признано малозначительным.
Руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9 - 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать виновным федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний» всовершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере .... рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: .....
Квитанцию об уплате административного штрафа необходимо предъявить в канцелярию Ухтинского городского суда Республики Коми (г. Ухта, ул. Бушуева, д. 6, каб. 14).
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С. С. Логинов