РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуваркиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-987/2023 по административному иску МИ ФНС России № 23 по Самарской области к Красавиной В.В. в лице законного представителя Кантеевой Г.М., с участием заинтересованных лиц МИ ФНС России № 21 по Самарской области, ООО «Самара» о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском о взыскании с Кантеевой Г.М., действующей в интересах несовершеннолетней Красавиной В.В., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 152 179, 46 рублей, в обоснование заявленных требований указав, что Красавина В.В. является собственником недвижимого имущества, в силу закона плательщиком обязательных платежей, от уплаты которых в установленный законом срок уклонилась, что привело к образованию недоимки по налогу на имущество физических лиц. По заявлению налоговой инспекции мировым судьей судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области 13.09.2022 г. вынесен судебный приказ №2а-1928/2022 о взыскании с Красавиной Н.Н. недоимки на сумму 152 179, 46 рублей, который 02.12.2022 г. отменен в порядке ст. 129 КАС РФ в связи с поступлением возражений должника относительно исполнения судебного приказа. До настоящего времени права взыскателя на истребование недоимки в принудительном порядке не восстановлены, что явилось основанием для подачи административного иска в суд.
Протокольным определением к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены МИ ФНС России № 21 по Самарской области, ООО «Самара».
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Административный истец МИ ФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.8).
Законный представитель административного ответчика Красавиной В.В. – Кантеева Г.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, на вопросы суда пояснила, что договор купли-продажи объектов недвижимости, указанных в административном иске, в судебном порядке признан недействительной сделкой, объекты недвижимого имущества переданы в собственность ООО «Самара», на которого возлагается обязанность по оплате налогов. Административным истцом пропущен процессуальный срок для истребования задолженности в судебном порядке, поскольку срок исполнения требования №82842 установлен до 15.02.2022 г., в суд с заявлением о вынесении судебного приказа следовало обратиться до 15.08.2022 г., заявление направлено в адрес мирового судьи лишь 06.09.2022 г., то за пределами срока исковой давности.
Заинтересованные лицо МИ ФНС России № 21 по Самарской области, ООО «Самара» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, уважительность причин неявки суду не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не представили.
Учитывая требования ст.ст. 96, 150 КАС РФ, п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, письменные возражения административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 НК РФ.
На основании ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст. 403 НК РФ).
На основании сведений об имуществе налогоплательщика (л.д.22), данных регистрационного органа, указанных в выписках из ЕГРН, установлено, что Красавина В.В. являлась собственником до 02.11.2020 следующих объектов недвижимого имущества:
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>;
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Налоговая ставка на имущество физических лиц определена Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц».
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, срок уплаты налога за 2020 г. – не позднее 01.12.2021 г.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом – ч. 2 ст. 409 НК РФ.
При этом согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в таком случае обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 4 ст. 52 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 6 статьи 69 НК РФ определено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч. 4).
Из материалов дела следует, что налоговая инспекция исчислила Красавиной В.В. за отчетный период 2020 г. (10/12 мес.) имущественный налог на общую сумму 151 455 рублей, направив в адрес налогоплательщика налоговое уведомление № 42825871 от 01.09.2021 г. со сроком исполнения до 01.12.2021 г. (л.д.20).
Надлежащее направление налогового уведомления подтверждается списком почтовой корреспонденции № 28460, принятым в отделении почтовой связи 08.10.2021 г., что подтверждается оттиском печати отделения (л.д.17).
В связи с неисполнением требований налогового уведомления, налоговой инспекцией в порядке, предусмотренном ст. ст. 69, 70 НК РФ, на имя Красавиной В.В. выставлено требование № 82842 об уплате налога и пени по состоянию на 21.12.2021 г. со сроком исполнения до 15.02.2022 г. (л.д.10-11) и направлено в адрес налогоплательщика посредствам выгрузки в личный кабинет налогоплательщика 25.01.2022 г., получено – 26.01.2022 г.
Согласно пояснениям законного представителя административного ответчика Красавиной В.В. - Кантеевой Г.М. денежные средства в счет оплаты исчисленной налоговым органом суммы налога не вносились, оснований для истребования недоимки в судебном порядке не имеется в виду пропуска инспекцией установленных законом сроков.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику был предоставлен срок для уплаты начисленных налогов до 15.02.2022 г. включительно, следовательно, с заявлением о вынесении судебного приказа для истребования задолженности в бесспорном порядке налоговый орган вправе был обратиться до 15.08.2022 г.
Согласно ответу мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 13.06.2023 г., с заявлением о вынесении судебного приказа налоговая инспекция первоначально обратилась 17.03.2022 г., т.е. в установленный законом шестимесячный срок. Определением мирового судьи в принятии заявления было отказано в связи с наличием спора о праве, поскольку требования предъявлены в отношении несовершеннолетнего лица, которые в силу закона подлежат разрешению в порядке искового производства.
В шестимесячный срок с момента отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, 06.09.2022 г., налоговая инспекция повторно обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении в отношении Красавиной В.В. в лице законного представителя Кантеевой Г.М. судебного приказа.
Судебным приказом №2а-1928/2022 от 13.09.2022 г. с Красавиной В.В. в лице законного представителя Кантеевой Г.М. взыскана недоимка за 2020 г. в размере 151 455 рублей, пени в размере 724, 46 рублей.
Определением мирового судьи от 02.12.2022 г. судебный приказ №2а-1928/2022 от 13.09.2022 г. отменен, за взыскателем в силу ст. 123.7 КАС РФ сохранено право на предъявление аналогичных требований в порядке искового производства.
С административным иском в суд налоговая инспекция обратилась 25.01.2023 г.
Таким образом, процессуальный срок на предъявление требований в порядке приказного и искового производства административным истцом соблюден.
Доводы административного ответчика о том, что взыскание недоимки за 2020 год следует производить с ООО «Самара», как законного собственника, право собственности которого установлено на основании судебный актов Арбитражного суда Самарской области об оспаривании сделок, в том числе договора купли-продажи заявленного недвижимого имущества, являются несостоятельными. Материалами дела подтверждается и в ходе судебного разбирательства установлено, что в спорный период времени объекты недвижимого имущества были зарегистрированы на Красавину В.В., фактически находились в ее законном владении, пользовании и распоряжении, позволяли извлекать выгоду из их пользования, что само по себе говорит об обязанности Красавиной В.В. нести расходы на содержание такого имущества, в частности: оплачивать обязательные платежи. Кроме того, налоговым органом в соответствии с ч. 5 ст. 408 НК РФ расчет налогообложения произведен из расчета периода, в течение которого объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика, что подтверждается налоговым уведомлением № 42825871 от 01.09.2021 г. с указанием на период владения, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости с отметкой о возобновлении права собственности ООО «Самара» на объекты недвижимого имущества. Таким образом, материалы дела содержат достаточно доказательств, позволяющих суду прийти к выводу о том, что в спорный период времени объекты недвижимости находились в фактическом пользовании Красавиной В.В. и были зарегистрированы на ее имя. Суждения административного ответчика являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
При указанных обстоятельствах, требования налогового органа о взыскании с Красавиной В.В. в лице законного представителя недоимки за 2020 год по налогу на имущество физических лиц, исчисленному за период фактического владения объектами налогообложениями, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться начислением пени.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Как следует из просительной части административного иска, налоговая инспекция просит суд взыскать с налогоплательщика пени по налогу за 2020 г. в размере 724, 46 рублей.
Проверяя представленный административный истцом расчет, суд находит его арифметически верным, поскольку расчет пени произведен с учетом действующей ставки рефинансирования Центрального банка России в соответствие периоды взыскания, в отсутствие контр-расчета задолженности административного ответчика, полагает подлежащими взысканию с Красавиной В.В. в пользу инспекции исчисленных сумм пени.
В силу ст. 104 КАС РФ, ст. 333.35 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина в сумме 4 243 рублей (в размере, предусмотренном ст.333.19. НК РФ) подлежит взысканию в доход муниципального бюджета г.о. Самара с административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск МИ ФНС России № 23 по Самарской области о взыскании с Красавиной В.В. в лице законного представителя Кантеевой Г.М. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 год удовлетворить.
Взыскать с Красавиной В.В., ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки г. Самара, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в лице законного представителя Кантеевой Г.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в пользу МИ ФНС России № 23 по Самарской области недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 151 455 рублей, пени в размере 724, 46 рублей, а всего взыскать – 152 179 (сто пятьдесят две тысячи сто семьдесят девять рублей) 46 коп.
Взыскать с Красавиной В.В., ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки г. Самара, зарегистрированной по адресу: <адрес> в лице законного представителя Кантеевой Г.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в доход местного бюджета г.о. Самары государственную пошлину в размере 4 243 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26.06.2023 г.
Председательствующий судья Е.А. Чиркова