Решение по делу № 2-536/2013 ~ М-500/2013 от 14.05.2013

Дело № 2-536/2013 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2013 года г. Багратионовск

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Жестковой А.Э.,

при секретаре Ильченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева Д.Б., действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего С. В. Д. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны РФ, отделу №5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, 3-и лица – Сергеева О.В., Сергеев А.Д., администрация МО «Ладушкинский городской округ», Департамент жилищного обеспечения МО РФ о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, отделу №5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны РФ, которым просит сохранить квартиру, расположенную по адресу: г. ХХХ, улХХХ, д. Х, кв. Х, общей площадью 68,5 кв.м., жилой площадью 46,3 кв.м., в перепланированном состоянии, признать за ним и несовершеннолетним сыном С. В.Д. право долевой собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.

В своем заявлении истец указал, что спорное жилое помещение фактически было предоставлено и заселено по договору найма служебного жилого помещения № ХХХ от ХХХ года. Ему, как военнослужащему войсковой части ХХХ, на состав семьи 4 человека, в том числе, на жену Сергееву О.В.; сыновей С. А.Д., ХХХ г.р. и С. В.Д., |ХХХ г.р. была выделена спорная квартира. В настоящее время в жилом помещении по адресу: Калининградская обл., г. ХХХ, ул. ХХХ, д. Х кв. Х зарегистрированы по месту жительства и проживают с ХХХ года истец, его супруга Сергеева О.В., сыновья С. А.Д. и С. В.Д.. В ноябре 2012 года Сергеев Д.Б. обратился вадрес начальника отдела № 5 (г. Калининград) ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с просьбой передать ему в общую долевую собственность бесплатно в порядке приватизации занимаемое жилое помещение, однако 23 ноября 2012 года получил ответ начальника отдела № 5, в котором указано, что на отдел № 5 (г. Калининград) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не возложены функции оперативного управления жилищным фондом МО РФ, отдел не уполномочен распоряжаться недвижимым имуществом МО РФ, в том числе, передавать жилые помещения в собственность граждан в порядке приватизации, заявление истца направлено в ФГКУ «Северо-западное региональное управление имущественных отношений» МО РФ, в оперативном управлении которого, находится жилищный фонд МО РФ. 28 ноября 2012 года Сергеев Д.Б. сам письменно обратился в адрес начальника «Северо-западное региональное управление имущественных отношений» МОРФ с просьбой передать в общую долевую собственность бесплатно в порядке приватизации жилое помещение, в котором он и члены его семьи проживают. 15.01.2013 года истцом был получен ответ, в котором указано, что в соответствии с Уставом ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО, учреждение не наделено полномочиями собственника недвижимого имущества на заключение договора передачи в собственность граждан жилых помещений, и вместе с тем, ему сообщено, что данный вопрос, при наличии оснований, он может решить в судебном порядке. Истец считает, что данный ответ начальника отдела № 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с рекомендацией обратиться в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с вопросом о передаче в общую долевую собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения, в котором он и члены его семьи проживают - уклонение от дачи ответа по существу вопроса, расцениваемый им как отказ в приватизации занимаемого им жилого помещения, а также ответ заместителя начальника ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с указанием, что в соответствии с Уставом ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО не наделено полномочиями собственника недвижимого имущества на заключение договора передачи в собственность граждан жилых помещений, и вместе с тем, сообщением, что вопрос приватизации жилого помещения, при наличии оснований, он может решить в судебном порядке, не основаны на законодательных и нормативно-правовых актах РФ. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011г. № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2000 г. №75-р» военный городок г. Ладушкина исключён из перечня закрытых военных городков, имеющих жилищный фонд. Министерство обороны РФ до настоящего времени не передало военный городок, в котором находится спорное жилое помещение, муниципалитету, тем самым создаются угрозы для реализации права истца о передаче ему и членам его семьи в общую долевую собственность бесплатно в порядке приватизации спорного жилого помещения. В связи с отсутствием в настоящее время трудовых отношений между истцом и собственником жилого помещения и исключением военного городка из перечня закрытых военных городков, истец фактически занимает жилое помещение на условиях социального найма, следовательно, к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В настоящее время истец является военнослужащим в отставке, проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с 01.08.1988 года и 10.10.2012 года, уволен с военной службы досрочно в отставку по п.п. «В» п. 1 ст. 51, т.е. по состоянию здоровья, поскольку в период военной службы получено заболевание, в настоящее время истец является инвалидом II группы, что установлено и подтверждается справкой МСЭ-2012 № 1609643 от 07.11.2012 года, исключен из списков личного состава войсковой части 95825. До настоящего времени истец состоит на учете в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 4 человека и избранным местом жительства город Ладушкин Калининградской области. Ранее, истец и его несовершеннолетний сын С. В.Д. не участвовали в приватизации жилых помещений, какого-либо жилья в собственности не имеют. Супруга истца Сергеева О.В., которая зарегистрирована по месту жительства и проживает в спорном жилом помещении, с приватизацией жилого помещения согласна, но от участия в приватизации жилого помещения отказывается, сын истца С. А.Д., ХХХ г.р., который также зарегистрирован по месту жительства и проживает в спорном жилом помещении, согласен на приватизацию жилого помещения, но отказывается от участия в ней. По мнению истца, спорное жилое помещение не относится к жилым помещениям, запрет на приватизацию которых предусмотрен ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Считает отказ в приватизации нарушающими его конституционное право и право членов его семьи, закреплённое в п. 2 ст. 35 Конституции РФ. Истец считает, что сам факт не передачи жилых помещений на баланс муниципального образования, а также то, что в настоящее время законодательством не урегулирован вопрос передачи квартир Министерством обороны РФ в собственность граждан в порядке приватизации, не определен орган уполномоченный передавать жилые помещения в собственность в порядке приватизации, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе, и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Кроме того, истец в иске указал, что еще до заселения его семьи в спорное жилое помещение, лицами, проживавшими в нем ранее, с целью создания более комфортных условий проживания, произведена самовольная перепланировка, переустройство, а именно разобраны отопительные печи в жилых комнатах, в результате чего площади помещений увеличились с 18,4 до 18,8 кв.м. и с 16,8 до 17,3 кв.м. Других работ по переустройству квартиры не проводилось. Согласно техническому отчёту выполненному ОАО «Институт «Калининград жилкоммунпроект» выполненное переустройство не нанесло ущерба конструкциям не нарушило конструктивной жёсткости здания. В результате выполненного переустройства (разборки печей) площадь квартиры с холодными помещениями увеличилась с 67,6 до 68,5 кв.м. Планировка квартиры соответствует СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 здания жилые многоквартирные». Работы по переустройству квартиры выполнены без нарушений СНиП 3.03.01.-87 «Несущие и ограждающие конструкции», согласно требованиям к конструктивной жесткости и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. В объёме выполненных работ по переустройству квартиры не нарушены противопожарные и санитарно-эпидемиологические требования, регламентированные разделами 7 и 9 СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные». Квартира №Х в доме Х по ул. ХХХ в г. ХХХ Калининградской области общей площадью с холодными помещениями 68, 5 кв.м. и жилой площадью 46,3 кв.м. находится в удовлетворительном состоянии, пригодна для дальнейшей ее эксплуатации как жилая трехкомнатная.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Сергеева О.В., Сергеев А.Д., администрация МО «Ладушкинский городской округ», Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

Истец Сергеев Д.Б., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына С. В.Д., ХХХ года рождения, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представитель истца Луйк А.Э., действующая на основании доверенности, исковые требования своего доверителя поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

В судебное заседание не явились представители ответчиков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерства обороны РФ, отдела №5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, 3-и лица - Сергеева О.В., Сергеев А.Д., администрация МО «Ладушкинский городской округ», Департамент жилищного обеспечения МО РФ, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще в порядке ст.ст. 116 и 117 ГПК РФ.

ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ суду представило отзыв на исковое заявление в котором указало, что в соответствии с Уставом ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнение задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны. Имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ на праве оперативного управления. В соответствии с п. 27 Устава ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ установлено, что Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, зданиями собственника имущества и назначением имущества. Учреждение не вправе без согласия собственника имущества отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, переданным ему в безвозмездное пользование или закрепленным за ним собственником имущества, а также приобретенным этим Учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником имущества на приобретение такого имущества. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством». Таким образом, истцу указанным Законом предоставляется право на приватизацию занимаемого им жилого помещения. При этом основанием возникновения права собственности на квартиру является договор приватизации, заключенный с собственником жилья. Ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В настоящее время по данным базы учета недвижимого имущества, закрепленного за ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ жилое помещение, расположенное по адресу: Калининградская область, г. ХХХ, ул. ХХХ, д. Х, кв. Х, состоит на балансе ФГКУ «СЗ ТУИО» МО РФ. Ранее право оперативного управления на квартиру, являющуюся объектом данного спорного правоотношения, принадлежало ФГУ «Гурьевская КЭЧ района». В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации», ФГУ «Гурьевская КЭЧ района» реорганизована путем присоединения к ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ныне ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений»). На основании положений п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Тем не менее, исходя из положения п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Действие указанной нормы распространяется также на институт оперативного управления. ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на данный момент перерегистрацию права оперативного управления на указанную квартиру не производила и таким образом Учреждение не наделено полномочиями на заключение договоров приватизации и по распоряжению имуществом. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Право на приватизацию жилых помещений установлено ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией конституционных прав граждан на жилище, а также права собственности.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Пунктами 2.1 и 2.2 Приказа Министерства обороны РФ от 18 ноября 2010 года N 1550 предусмотрено, что распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилым помещением военнослужащих, возлагается на Департамент жилищного обеспечения МО РФ.

В силу п. 1 Приказа Министерства обороны РФ N 1455 от 3 ноября 2010 года Департамент жилищного обеспечения МО РФ, как уполномоченный орган Министерства обороны РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ - ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.

В соответствии с положением ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение относится к фонду Министерства обороны РФ, является собственностью Российской Федерации.

Согласно приложению к распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от 13 января 2009 года № 5-р, жилой дом №Х в военном городке № Х г. ХХХ по ул. ХХХ, ранее был закреплен на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Гурьевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.

Приказом министра обороны РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года с 20 декабря 2010 года было реорганизовано ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ путем присоединения к нему квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе ФГУ «Гурьевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.

Данные сведения подтверждаются также, представленным отзывом ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на иск, согласно которому правоустанавливающие документы на жилищный фонд МО РФ подлежали передаче от квартирно-эксплуатационных частей района в ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Согласно представленной суду выписки из ЕГРЮЛ, ФГУ «Гурьевская КЭЧ района» МО РФ прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение закреплено за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» (г. Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, 5) (л.д.107).

Судом установлено, что с 06.04.2009 года семья Сергеева Д.Б. постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, г. ХХХ, ул. ХХХ, дом Х, кв. Х.

Данное обстоятельство подтверждается договором найма служебного помещения от 06.04.2009 года, поквартирной карточкой, имеющейся в материалах дела, а также справкой администрации МО «Ладушкинский ГО», копией лицевого счета, где Сергеев Д.Б. указан в качестве нанимателя.

На протяжении длительного времени семья Сергеева В.Б. занимает спорное жилое помещение.

Распоряжением правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 1470-р военный городок № Х в г. ХХХ исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.

Разрешая вопрос о том, является ли спорное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), суд приходит к следующему.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе и служебные жилые помещения.

Согласно действующему законодательству служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в частности, с прохождением службы. (ст. 93 ЖК РФ).

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами. (Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений").

К указанным органам, согласно Постановлению Правительства РФ от 25 марта 2010 г. №179 отнесены федеральные органы исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда РФ.

На основании постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 N "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны РФ вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

В соответствии с Федеральным законом №76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках служебные жилые помещения. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) (ст. 15).

По смыслу данной статьи наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.

Судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи в 2009 году, в указанной квартире истец и члены его семьи зарегистрированы постоянно.

Из справки отдела №5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» следует, что Сергеев Д.Б. в составе семьи четыре человека содержаться в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Жилое помещение не предоставлено.

На заявление истца в отдел №5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» о предоставлении информации, когда занимаемое жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду, когда и каким решением произведено включение в специализированный жилищный фонд с отнесением его к служебным жилым помещением, получен ответ, о том, что документы по жилищному фонду, закрепленному за КЭЧ района подлежали передаче в Центральный архив Министерства обороны и в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, не передавались, для получения данных сведений следует обратиться в Центральный архив МО РФ.

Согласно ответу на аналогичное заявление Сергеева Д.Б. в Центральный архив МО РФ, им был получен ответ о том, что документы КЭЧ Гурьевского района за 2009 год на хранение в ЦАМО РФ не поступали.

Как следует из ответа ФГКУ Центральный архив на Балтийском флоте г. Калининграда документы по жилищным вопросам КЭЧ Гурьевского района в архивный отдел на хранение не поступали, место их хранения архивному отделу не известно.

В соответствии с ответом на запрос суда, муниципальным образованием «Ладушкинский городской округ» не издавалось постановление об определении статуса «Служебное жилье» в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. ХХХ, ул. ХХХ, ХХХ.

ХХХ года Сергеев Д.Б. был уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья, что подтверждается представленной выпиской из приказа Министра обороны № ХХХ от 04.09.2012 г., однако, с указанного времени по настоящее время наймодатель либо собственник жилого помещения требований об освобождении служебного жилья в связи с окончанием его службы не предъявлял, на таковые не ссылались.

Таким образом, каких-либо допустимых и достаточных доказательств представления жилого помещения по адресу: г. ХХХ, ул. ХХХ, дом Х, кв. Х Сергееву Д.Б. в качестве служебного, стороной ответчика суду не представлено, не установлено таких обстоятельств и при рассмотрении дела, тогда как в соответствии с положением ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

О том, что данное гражданское дело по иску Сергеева Д.Б. находится в производстве Багратионовского районного суда, ответчикам стало известно в мае 2013 года.

Из сообщения администрации МО «Ладушкинский городской округ» следует, что передача жилых домов, расположенных на территории военного городка в г. ХХХ, в том числе и квартиры № Х, дома Х по ул. ХХХ по данным Правительства Калининградской области планировалась в июле 2012 года. По сообщению представителя администрации МО «Ладушкинский городской округ» до настоящего времени жилищный фонд военного городка г. Ладушкина в муниципальную собственность не передан.

По сведениям Управления Росреестра, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о регистрации прав на квартиру Х, дома Х по ул. ХХХ в г. ХХХ, Калининградской области.

Доказательств аварийности спорной квартиры, дома, в котором она находится, судом также не добыто.

Согласно ст.ст. 6, 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с требованием ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Спорная квартира не относится к перечню жилых помещений, которые в силу ст. 4 Закона не подлежат приватизации.

Согласно положению ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Как установлено судом, истец Сергеев Д.Б. обращался в ФГУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» с заявлением об оформлении договора приватизации занимаемого жилого помещения с приложением необходимых документов, однако, в передаче истцу в собственность, заключении договора приватизации занимаемого жилого помещения отказано, в связи с тем, что данные органы не уполномочены собственником на заключение договоров передачи в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений, рекомендовано обратиться в суд.

В настоящее время не определен уполномоченный орган на передачу жилых помещений в порядке приватизации, находящихся в ведении Министерства Обороны РФ.

Таким образом, отсутствие органа, уполномоченного решать вопрос о передаче занимаемого истцами жилого помещения в собственность в порядке приватизации, лишает истца возможности реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приватизацию занимаемого жилого помещения в установленном данным законом порядке.

Довод истца Сергеева Д.Б. о том, что он не использовал свое право на приватизацию жилого помещения, подтверждается следующими документами.

Согласно справке администрации МО «Ладушкинский ГО» Сергеев Д.Б. с ХХХ по ХХХ гг. был зарегистрирован по адресу: Калининградская область, г. ХХХ, в/ч ХХХ; с ХХХ по ХХХ ХХХ гг. по адресу: Калининградская область, г. ХХХ, ул. ХХХ, д. Х кв. Х и с ХХХ года по настоящее время по спорному адресу.

Так, согласно поквартирной карточке, в спорной квартире по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, г. ХХХ, ул. ХХХ, дом Х, кв. Х зарегистрированы с ХХХ года наниматель Сергеев В.Б., жена Сергеева О.В., сыновья С. А.Д. и С. В.Д.

Сергеев В.Д. был зарегистрирован по месту жительства по месту службы отца в Калининградской области с самого рождения

По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Сергеев Д.Б., Сергеев В.Д. в списках собственников, зарегистрировавших право собственности на квартиры и домовладения, не значатся, в приватизации жилья на территории Багратионовского района не участвовали. Аналогичные сведения содержаться в справке администрации МО «Ладушкинский ГО».

Ранее истец Сергеев Д.Б. имел регистрацию по месту жительства в г. Казани с ХХХ по ХХХ. С ХХХгода по ХХХ был курсантом Казанского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск г. Казани.

Согласно представленным сведениям отдела кадастровой деятельности республиканского ГУП «Бюро технической инвентаризации» за Сергеевым Д.Б. по состоянию на 01.01.2000 год объектов недвижимого имущества на праве собственности по Республике Татарстан не зарегистрировано.

Из имеющегося в материалах дела заявлений следует, что Сергеева О.В. и Сергеев А.Д. согласны на приватизацию спорной квартиры, однако сами от участия приватизации спорной квартиры отказались от.

Как указал в исковом заявлении истец Сергеев Д.Б. еще до заселения его и членов его семьи в спорное жилое помещение, лицами, проживавшими в нем ранее, с целью создания более комфортных условий проживания в квартире, произведено самовольное переустройство, а именно разобраны отопительные печи в жилых комнатах, в результате чего площади помещений увеличились с 18,4 до 18,8 кв.м. и с 16,8 до 17,3 кв.м. Разборка данных печей возможна. Других работ по переустройству квартиры не проводилось.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно- технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения,

Согласно ч. 1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением законодательства по согласованию с органе местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ст.29 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии такого решения, являются самовольными. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо не создает угрозу их жизни или здоровью.

Согласно техническому отчёту 13-0327-ТО, выполненному ОАО «Институт «Калининград жилкоммунпроект» выполненное переустройство не нанесло ущерба конструкциям не нарушило конструктивной жёсткости здания. В результате выполненного переустройства (разборки печей) площадь квартиры с холодными помещениями увеличилась с 67,6 до 68,5 кв.м. Планировка квартиры соответствует СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 здания жилые многоквартирные». Работы по переустройству квартиры выполнены без нарушений СНиП 3.03.01.-87 «Несущие и ограждающие конструкции», согласно требованиям к конструктивной жесткости и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. В объёме выполненных работ по переустройству квартиры не нарушены противопожарные и санитарно-эпидемиологические требования, регламентированные разделами 7 и 9 СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные».

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу о том, что квартира Х в доме Х по ул. ХХХ в г. ХХХ Калининградской области общей площадью с холодными помещениями 68,5кв.м. и жилой площадью 46,3 кв.м. находится в удовлетворительном состоянии, пригодна для дальнейшей ее эксплуатации как жилая трехкомнатная, произведенное в квартире №Х дома № Х по ул. ХХХ г. ХХХ переустройство, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью, в связи с чем, суд считает возможным сохранить спорное жилое помещение в переустроенном состоянии.

Согласно техническому паспорту и сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» квартира по адресу г. ХХХ, ул. ХХХ, дом Х, кв. Х имеет общую площадь 68,5 кв.м., в том числе жилую площадью 46,3 кв.м., подсобную 22,2 кв.м.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Сергеев Д.Б. и несовершеннолетний С. В.Д. имеют право на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: г. ХХХ, ул. ХХХ, дом Х, кв. Х в долевую собственность (по 1/2 доле за каждым).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сергеева Д.Б., действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего С. В. Д. удовлетворить.

Сохранить квартиру Х дома Х по ул. ХХХ в г. ХХХ Багратионовского района Калининградской области в переустроенном состоянии, считать квартиру Х дома Х по ул. ХХХ в г. ХХХ Багратионовского района Калининградской области состоящей из трех жилых комнат, общей площадью квартиры 68,5 кв.м., жилой площадью 46,3 кв.м., подсобной 22,2 кв.м., площадью жилых комнат 18,8 кв.м., 17,3 кв.м., 10,2 кв.м., площадью коридора 6,6 кв.м., площадью кухни 9,4 кв.м., площадью совмещенного санузла 5,6 кв.м, встроенного шкафа 0,6 кв.м.

Признать за Сергеевым Д.Б., ХХХ года рождения, С. В. Д., ХХХ года рождения в порядке приватизации право общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве собственности за каждым) на квартиру, расположенную по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, г. ХХХ, ул. ХХХ, дом Х квартира Х, общей площадью 68,5 кв.м., жилой площадью 46,3 кв.м., кадастровый номер ХХХ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 22 июля 2013 года.

Судья А.Э. Жесткова

2-536/2013 ~ М-500/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сергеев Дмитрий Борисович в интересах н/л Сергеева Вадима Дмитриевича
Ответчики
ФГКУ " Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Министрерство обороны РФ
ФГКУ " Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Суд
Багратионовский районный суд Калининградской области
Судья
Жесткова Анна Эдуардовна
Дело на сайте суда
bagrationovsky--kln.sudrf.ru
14.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2013Передача материалов судье
14.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.05.2013Предварительное судебное заседание
15.07.2013Судебное заседание
22.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2014Дело оформлено
17.02.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее