№2-746/2020
03RS0004-01-2019-006151-31
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2019 года город Уфа РБ
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Абитовой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ибатуллиной Г. Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан об утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфы, УзиО Администрации ГО г. Уфы об утверждении схемы расположения земельного участка, указав, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> рядом с домом 2, на основании ( гос. регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УЗИО АГО г. Уфы с заявлением о согласовании схемы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> рядом с домом 2. ДД.ММ.ГГГГ от УЗИО АГО г. Уфы получен ответ (исх. №), в котором отказано в согласовании схемы. Просит суд обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвердить предоставленную в заявлении № от 18.09.2019г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером №, образуемого путем перераспределения земельного участка. Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домом 2 в собственность за плату.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежаще, об отложении не просила.
Представители ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о месте и времени был надлежащем порядке извещен, об отложении не просили. Мнение по иску не представили.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан в сети Интернет, и стороны, достоверно зная о судебном разбирательстве по настоящему делу, будучи обязанным, добросовестно пользоваться своими процессуальными правами в соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, имели объективную возможность ознакомиться с данной информацией и явиться в судебное заседание.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных сторон.
Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 16 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
- несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 настоящего кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> рядом с домом 2, на основании ( гос. регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ)
В силу абзаца 2 п.1 ст.36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Аналогичное положение закреплено в Федеральном законе от 21.12.2001 г. № 178 — ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в соответствии с п. 3 ст. 28 которого, собственники объектов недвижимости не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.
В соответствии со ст.2 п.1,п.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 1 июля 2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, т.е., граждане являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на приобретения таких земельных участков в собственность.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляют предоставление земельных участков. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Также судом установлено, что истец как собственник жилого дома обратился в Администрацию городского округа г. Уфы с заявлением об согласовании схемы расположения земельного участка и предоставлении земельного участка в собственность за плату.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УЗИО АГО г. Уфы с заявлением о согласовании схемы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> рядом с домом 2.
ДД.ММ.ГГГГ от УЗИО АГО г. Уфы получен ответ (исх. №), в котором отказано в согласовании схемы.
В соответствии с подпунктом 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что установленных п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оснований отнесения спорного участка к земельным участкам, ограниченным в обороте, не имеется, также не имеется документов, подтверждающих основания для отказа.
Указанный земельный участок не поставлен на кадастровый учет ввиду того, что был получен отказ Администрации ГО г. Уфа, Управления земельных и имущественных отношений. Следовательно, истец не имеет возможности в полной мере воспользоваться своими правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. В связи с чем, и обратился в суд за восстановлением нарушенных прав.
В соответствии со ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Решение об осуществлении кадастрового учета принимает орган кадастрового учёта. После рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учёт земельного участка, органом кадастрового учёта может быть принято решение об осуществлении государственного кадастрового учёта.
В Российской Федерации оборотоспособность земельных участков, определяется в соответствии с земельным, лесным, водным и другим природоресурсным законодательством.
В соответствии со ст. 260 ГК РФ собственник земельного участка свободно владеет, пользуется, распоряжается им постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Изъятые из оборота земли не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ограниченные в обороте земли не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В этих исключительных случаях не допускается отказ в предоставлении в собственность физических и юридических лиц участков ограниченных в обороте земель. Суд установил, что ограничений не зарегистрировано.
В соответствии со статьей 260 ГК РФ, собственник земельного участка свободно владеет, пользуется и распоряжается им постольку, поскольку соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
По смыслу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приватизации земельного участка принимает решение о предоставлении участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Также это отражено в Федеральном законе от 21.12.2001 г. № 178 -ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в соответствии с п. 3 ст. 28 которого, собственники объектов недвижимости не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.
При этом рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Суд полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя будет возложение на Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обязанности, согласовать схему расположения земельного участка для получения истцом кадастрового паспорта, в заключении договора выкупа отказать по причине того, что это противоречит последовательности действий, так как договор заключается после согласования схемы расположения, постановки земельного участка на кадастровый учет и подачи пакета документов для выкупа земельного участка в собственность за плату.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом того, что в силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона, суд считает, что выкупная цена земельного участка должна быть определена на дату подачи заявления в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Вводного закона № 137-ФЗ до 1 июля 2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Так статья 19 Конституции РФ гласит, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.
При этом рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Пунктом 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации права, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Таким образом, исходя из указанных и нижеперечисленных норм, только с момента государственной регистрации возникает право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (ст. 219 ГК РФ), приобретенную по договору недвижимость и на недвижимость, принадлежащую добросовестному приобретателю (ст. 223 ГК РФ), на бесхозяйную недвижимую вещь (ст. 225 ГК РФ), а также на недвижимое имущество, приобретенного в силу приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ).
Суд полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав заявителя будет возложение на ответчиков обязанности, согласовать схему расположения земельного участка для получения истцом кадастрового паспорта. Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом того, что в силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона, суд считает, что выкупная цена земельного участка должна быть определена на дату подачи заявления в уполномоченный орган.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с абзацем «а» пункта 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 г. № 629 «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках», в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере трех процентов от их кадастровой стоимости, действующей на момент обращения заявителя, при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства, индивидуальных гаражей (отдельно стоящих гаражей и гаражных боксов) в составе гаражных потребительских кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Постановлением.
Исковые требования истцы заявляет в отношении придомового земельного участка, на котором расположено домовладение, собственниками которого они являются, и данный земельный участок перешел в их фактическое пользование.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований и на основании представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ибатуллиной Г. Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об утверждении схемы расположения земельного участка, удовлетворить.
Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвердить предоставленную в заявлении № от 18.09.2019г. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером №, образуемого путем перераспределения земельного участка.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, образуемого путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с домом 2 в собственность за плату.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Председательствующий судья А.Ф. Хусаинов