РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сегежа 4 декабря 2020 года
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.
при секретаре Ильине А.О.,
с участием истца Белякова А.В.,
представителя ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) Братышевой И.Г., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белякова А.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) о включении периода прохождения срочной службы в стаж работы в районе Крайнего Севера и обязании произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, -
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что он является пенсионером по старости с 2008 года, 24 июля 2020 года обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты в связи с прохождением срочной военной службы по призыву в районах Крайнего Севера, решением № 584 ему в было отказано в удовлетворении его ходатайства, с чем он не согласен. В период времени с 3 октября 1977 года по 3 марта 1979 года он проходил срочную военную службу в воинской части 20816, дислоцированной в г. Североморск Мурманской области, по окончании службы 1 июня 1979 года он был трудоустроен на работу в Сегежский мех.лесхоз, находящийся на территории Сегежского района, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 1992 года № 47 отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в связи с чем он имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере с учетом спорного периода. На основании изложенного просит суд обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) включить ему период прохождения срочной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В ходе рассмотрения дела по существу истцом были заявлены уточненные исковые требования, в соответствии с которыми Беляков А.В. просил суд обязать ответчика произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 августа 2020 года.
Истец Беляков А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Братышева И.Г. в судебном заседании заявленные требования не признала, полностью поддержала доводы, изложенные в решение ГУ – УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) № 584 от 28 июля 2020 года.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела Белякова А.В., суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции от 1 октября 2019 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 4 982 руб. 90 коп. в месяц.
На основании ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Исходя из ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно разъяснениям, содержащимися в абз. 7 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В силу постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 г., с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с изменениями и дополнениями) Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера, а Сегежский район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (введено Постановлением Правительства РФ от 28 января 1992 года № 47).
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 и действовавшего до вступления в силу Закона о пенсиях 1990 г., время службы в армии приравнивалось к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, если служба предшествовала такой работе или следовала за ней.
В судебном заседании установлено, что Беляков А.В. с 19 июня 2008 года является получателем пенсии по старости.
24 июля 2020 года истец обратился в УПФРС в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с прохождением срочной военной службы в районах Крайнего Севера (г. Североморск-3) и последующим трудоустройством в течение трех месяцев в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Решением № 584 от 28 июля 2020 года в удовлетворении требований Белякова А.В. отказано в связи с тем, что норма, предусматривающая повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости, вводится с 1 января 2008 года впервые, то есть правовых оснований для распространения постановления от 25 марта 1968 года № 181 согласно Федеральному закону № 312-ФЗ от 1 декабря 2007 года не имеется.
Вместе с тем из представленных в материалы дела доказательств следует, что истец призван на срочную военную службу Ивдельским городским военным комиссариатом Свердловской области 14 мая 1977 года, проходил службу в воинской части № 20816 по 3 мая 1979 года включительно, что подтверждается копией представленного военного билета НЮ № 5413728.
В соответствии с архивной справкой Центрального архива ФГКУ г. Североморска от 27 мая 2020 года № 1961 войсковая часть 2081 в период с 3 октября 1977 года по 3 мая 1979 года дислоцировалась в г. Североморск-3 Мурманской области (основание архивный отдел (на Северном флоте, г. Североморск) фонд 742).
Из копии трудовой книжки Белякова А.В. следует, что последний был трудоустроен техником-лесоводом Кучозерского лесничества в Сегежский мех.лесхоз с 1 июня 1979 года на основании приказа № 138 от 31 мая 1979 года, факт нахождения Сегежского мех.лесхоза на территории Сегежского района сторонами не оспаривался.
Из материалов выплатного дела Белякова А.В. следует, что период службы в армии не включен в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец проходил действительную срочную службу в районе Крайнего Севера и устроился на работу в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в течение трех месяцев после увольнения в запас, следовательно, имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии (перерасчет) в повышенном размере с учетом спорного периода, в связи с чем исковые требования Белякова А.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
При определении даты перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости суд приходит к следующему.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 "О страховых пенсиях").
Принимая во внимание, что заявление о перерасчете фиксированной выплаты Беляковым А.В. было подано ответчику 24 июля 2020 года суд находит требование истца о перерасчете размера фиксированной выплаты с 1 августа 2020 года обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Белякова А.В. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) включить периоды прохождения срочной воинской службы по призыву с 14 мая 1977 года по 3 мая 1979 года в льготный стаж работы Белякова А.В. в районах Крайнего Севера.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) произвести с 1 августа 2020 года перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с 14 мая 1977 года по 3 мая 1979 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Скрипко
Решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 10 декабря 2020 года.