Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-5237/2020 (33а-50220/2019;) от 26.12.2019

Судья – Качур С.В. Дело № 33а-5237/2020 (№ 2а-5010/19)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 февраля 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.,

по докладу судьи Лободенко К.В.,

при ведении протокола помощником судьи Горб Е.В.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности Язвенко М.В. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 17 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Сочи обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов малолетнего Асеева М.Н. к администрации г. Сочи о признании бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в необеспечении местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и возложении обязанности устранить в полном объеме выявленные нарушения, путем предоставления Асееву М.Н. места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи.

В обоснование требований указано, что прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Асеевой М.С. по вопросу соблюдения прав её малолетнего сына Асеева М.Н., 16.08.2016 года рождения, на доступное дошкольное образование.

Установлено, что Асеев М.Н. состоит на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с 15.11.2016 г.

Однако, до настоящего времени его право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению Асееву М.Н. в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Сочи.

Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 17 октября 2019 года суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в необеспечении Асеева Максима Никитича, 16.08.2016 года рождения, местом на полный день в муниципальной образовательной организации, расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования. Суд обязал администрацию муниципального образования город-курорт Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Асееву Максиму Никитичу, 16.08.2016 года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи по доверенности Язвенко М.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что предоставление мест в детском саду Асееву М.Н., не имеющему права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в детском дошкольном учреждении по месту жительства истца, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Центрального района г. Сочи Барахович С.В., а также первый заместитель прокурора края – прокурор города Сочи Грязнов И.М. полагают обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Приходя к выводу об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что непредоставление ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование.

Также, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.

Однако, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Так, из материалов дела следует, что Асеев М.Н. состоит на учете для получения места в муниципальной дошкольной образовательной организации с 15.11.2016г.

До настоящего времени его право на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования не реализовано, в связи с отсутствием мест, возможных к предоставлению Асееву М.Н. в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Сочи.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.05.2006г. № 5-П применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст. 38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют многоплановую роль публичной власти в этой сфере, исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция РФ определяет обязанность государства и. муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей, в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов

На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Обеспечение детского населения местами в дошкольных образовательных организациях города является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.

Так, город Сочи наделен Законом Краснодарского края от 01.04.2004г. № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город- курорт Сочи и наделении его статусом городского округа» статусом городского округа.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городских округов.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 3).

Согласно Общим положениям Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов России по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, направленных Письмом Минобрнауки России от 31.07.2014г. № 08-1002, с 1 января 2014 года вступивший в силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3, закрепил новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов.

Аналогичная позиция закреплена и в п. 13 ст. 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи.

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 1 и ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).

В силу п. 6 приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.

При достижении несовершеннолетним соответствующего возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.

Следовательно, анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Сочи относится к компетенции Администрации муниципального образования город Сочи, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст. ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990г.) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

Заявления о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении законным представителем Асеева М.Н. – Асеевым Н.А. поданы в установленном законом порядке 19.06.2018г., 11.08.2018г., 22.06.2019г., 22.07.2019г., при подаче заявления о предоставлении места Асееву М.Н. соблюдены необходимые условия для получения такого места (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законных представителей), вместе с тем 04.07.2018г., 24.08.2018г., 10.07.2019г., 24.07.2019г. в предоставлении места Асееву М.Н. было отказано по причине отсутствия мест, возможных к предоставлению, ребенок до настоящего времени не обеспечен дошкольным образованием.

Не предоставление ребенку такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи незаконно нарушает социальные права малолетнего Асеева М.Н., создает препятствия к реализации им законных интересов в сфере защиты семьи и детства.

Однако, вывод суда первой инстанции о необходимости возложения на администрацию муниципального образования город-курорт Сочи обязанности предоставить Асееву М.Н. место на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи, судебная коллегия полагает ошибочным.

Так, исходя из требований действующего законодательства, предоставление места на полный день в дошкольной образовательной организации, должно осуществляться в соответствии с порядком комлектования муниципальных образовательных организаций города Сочи специальной комиссией в установленный период, а также в соответствии с очередностью.

При этом, из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что правом на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении малолетний Асеев М.Н. не обладает.

В связи с чем, возложение на администрацию муниципального образования город-курорт Сочи обязанности устранить в полном объеме выявленные нарушения путем предоставления Асееву М.Н. места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи, является неправильным.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным и обоснованным.

На основании ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 17 октября 2019 года отменить в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования город-курорт Сочи устранить в полном объеме выявленные нарушения, путем предоставлении Асееву Максиму Никитичу, 16.08.2016 года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи.

Принять в этой части новое решение.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи рассмотреть вопрос о предоставлении Асееву Максиму Никитичу, 16.08.2016 года рождения, места на полный день в муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования и расположенной в пределах Хостинского района г. Сочи.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Сочи от 17 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности Язвенко М.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-5237/2020 (33а-50220/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Первый заместитель прокурора края
Асеев М.Н.
Ответчики
Администрация г.Сочи
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Лободенко Константин Владимирович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
26.12.2019Передача дела судье
04.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее