РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2016 года с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Антошкиной А.А.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Шигоны Самарской области административное дело № 2а-416/16 по административному иску Марочкиной Н.И. к Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области об оспаривании действий и решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Марочкина Н.И. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействительными проведенные на территории сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области (далее – Правила) «В кадастровом квартале № земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, в границах его расположения, зону Сх3 (Зона огородничества и садоводства) перевести в территориальную зону Ж1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами)», и составленное по результатам данных публичных слушаний заключение от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области (далее – Администрация) провести публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила «В кадастровом квартале № земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в границах его расположения, зону Сх3 (зона огородничества и садоводства) перевести в территориальную зону Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами)».
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области (далее – Администрация) с заявлением о переводе земельного участка из территориальной зоны Сх3 в территориальную зону Ж1. Постановлением главы муниципального района Шигонский № от ДД.ММ.ГГГГ были назначены публичные слушания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по вопросу перевода вышеуказанного земельного участка из территориальной зоны Сх3 в территориальную зону Ж1. Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ главы с.п.Шигоны Казанцева О.А. стало известно о состоявшихся публичных слушаний, по итогам которых отказано в переводе земельного участка в зону Ж1 в связи с тремя отрицательными мнениями граждан, возражавших против изменения территориальной зоны земельного участка.
Полагает, что публичные слушания были проведены с явными нарушениями Порядка организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности в муниципальной районе Шигонский, утвержденного решением № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания Представителей сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области (далее – Порядок слушаний), что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца. В п.3 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ определен срок проведения публичных слушаний со дня официального опубликования постановления и проекта внесения изменения в Правила до дня официального опубликования заключения о результатах публичных слушаний. В п.13 постановления указано о заблаговременном ознакомлении жителей поселения и иных заинтересованных лиц с проектом внесения изменений путем официального опубликование проекта изменений в газете «Шигонский вестник» и его размещения на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Тогда как на сайте постановление было размещено ДД.ММ.ГГГГ, а заключение Комиссии ДД.ММ.ГГГГ, то есть отсчет начала публичных слушаний должен был начаться не с ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ, соответственно окончены, не ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ издано с нарушением ст.ст.15,16 Правил. В заключении по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует количество письменных обращений граждан, их замечания и предложения, описание проведенных мероприятий по информированию населения по вопросам публичных слушаний и т.д..
В судебном заседании Марочкина Н.И. поддержала административный иск по доводам указанным в нем, дополнив, что необходимость перевода принадлежащего ей земельного участка в зону Ж1 возникла в связи с желанием построить жилой дом, отрицательный ответ препятствует строительству, чем нарушаются ее права. Ранее земельный участок использовался под огород, перешел к ней по наследству от родителей (часть выкупила у брата). В Отдел архитектуры за разрешением на строительство на данном земельном участке не обращалась, и не обращалась в ФКП Росреестра для изменения вида разрешенного использования. Лица, представившие свои возражения, на данной улице не проживают.
Представитель административного ответчика Администрации – Коновалов А.А. (по доверенности) исковые требования не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступило заявление Марочкиной Н.И. о переводе земельного участка из территориальной зоны СхЗ в зону Ж-1. На основании заявления было подготовлено предложение в комиссию по рассмотрению вопроса по назначению публичных слушаний, 17 февраля предложение рассмотрено, 18 февраля было издано постановление главы о назначении и проведении публичных слушаний. Датой начала публичных слушаний является день официального опубликования постановления «О проведении публичных слушаний» и проекта внесения изменений в Правила в газете «Шигонский вестник», которая согласно Уставу Администрации с.п.Шигоны является официальным источником опубликования. Публичные слушания начались ДД.ММ.ГГГГ, закончились ДД.ММ.ГГГГ. В период проведения публичных слушаний от граждан с. Шигоны поступило три мотивированных возражения о переводе указанного земельного участка в зону Ж-1, эти возражения отражены в протоколе публичных слушаний. Лица, указанные в протоколе, являются жителями села Шигоны, при внесении данных в протокол, проверяли паспортные данные. Отказ мотивирован прохождением рядом с участком линии высоковольтной передачи. Все действия были произведены в соответствии с регламентом проведения публичных слушаний.
Представитель заинтересованного лица Отдела архитектуры и градостроительства Администрации м.р.Шигонский Чернов А.Н. в судебном заседании с административном иском не согласился, пояснил, что до введения в действие Правил земельный участок Марочкиной Н.И. находился в зоне под огородничество, не предназначенной для ИЖС, рядом в участком проходит высоковольтная линия электропередач.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ч.1 и ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ, предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Суд считает, что административным ответчиком представлены убедительные и достаточные доказательства законности и обоснованности оспариваемого действия и решения.
Судом установлено, что Марочкина Н.И. является собственником земельного участка общей площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под огород, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к Главе с.п.Шигоны о внесении изменения в Правила, а именно, о переводе принадлежащего ей земельного участка из территориальной зоны Сх3 в территориальную зону Ж1 для индивидуального жилищного строительства (л.д.126).
Правилами землепользования и застройки сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области, утвержденных решением собрания представителей сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила), установлены территориальные зоны для сельского поселения Шигоны.
Как следует из доводов иска, и никем не оспаривается, земельный участок с кадастровым номером № согласно территориальному зонированию находится в зоне Сх3 «Зона огородничества и садоводства» (зона сельскохозяйственного назначения), с разрешенными видами использования: ведение садоводства, ведение личного подсобного хозяйства, ведение огородничества.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, не предусмотренный градостроительным регламентом, осуществляется путем внесения изменений в Правила, в порядке, предусмотренном главой V Правил (ч.4 Правил).
Согласно ч.1 ст.17 Правил основанием для рассмотрения главой поселения вопроса о внесении изменений в Правила и перечень субъектов, уполномоченных на представление в Комиссию предложений о внесении изменений в Правила, устанавливаются ст.33 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются лицами, указанными в ч.3 ст.33 Градостроительного кодекса РФ, в частности, физическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (п.5).
В соответствии с требованиями ст.33 Градостроительного кодекса РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (ч.4). Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч.5).
Рассмотрение предложений о внесении изменений в Правила производится Комиссией в течение тридцати дней со дня их внесения и по результатам которого принимается заключение о принятии предложения либо об его отклонении ( ч.2 и ч.3 ст.17 Правил).
Глава поселения в течение 25 дней со дня получения заключения Комиссии издает постановление Администрации о подготовке проекта решения Собрания представителей поселения о внесения изменений в Правила или об отклонении предложения с указанием причин отклонения (ч.4 ст.17 Правил).
Глава поселения не позднее 10 дней со дня издания постановления о подготовке проекта решения о внесении изменений в Правила обеспечивает официальное опубликование проекта и размещение на официальном сайте поселения в сети интернет (ч.6 ст.17 Правил).
Глава поселения издает постановление о проведении публичных слушаний по вопросы изменений в Правила в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такового проекта решения (ч.5 ст.18 Правил).
Порядок организации и проведения публичных слушаний определен в главе IV Правил и в Порядке слушаний. В публичных слушаниях вправе участвовать жители поселения -физические лица, достигшие 18 летнего возраста, постоянно или преимущество проживающие на территории поселения или имеющие на территории поселения недвижимое имущество на праве собственности, земельные участки на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве пожизненного наследуемого владения ( ч.2 ст.13 Правил, ст.1.6. Порядка слушаний).
Уполномоченным органом на организацию и проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила является Комиссия (ч.4 ст.13 Правил), созданная Постановлением Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Подготовкой и проведением публичных слушаний по вопросам внесения изменений в Правила осуществляется Комиссией ( п.2.3. Порядка слушаний).
Постановление Главы поселения о проведении публичных слушаний, текст проекта муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, подлежат официальному опубликованию и размещению на официальной сайте поселения в сети интернет (ч.2 ст.14).
Срок проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила установлен 60 дней (п.1 ч.1 ст.15 Правил), который исчисляется со дня опубликования проекта (ч.3 ст.15 Правил, п.2.40 Порядка слушаний).
По результатам публичных слушаний на основании протокола публичных слушаний подготавливается заключение по форме установленной в Приложении № к Порядку слушаний не позднее чем за день до окончания срока публичных слушаний ( ч.1 ст.16 Правил) в котором должны содержаться сведения, указанные в п.2. ст.16 Правил, п.2.27 и п.2.29 Порядка слушаний.
После завершения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила, Комиссия с учетом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект решения о внесении изменений в Правила и представляет указанный проект Главе поселения с обязательным приложением к проекту протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний ( ч.6 ст.18 Правил). Глав апоселения принимает решение о направлении указанного проекта в Собрание представителей поселения или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления ( п.7 ст.18 Правил).
Как установлено судом, на основании поступившего заявления Марочкиной Н.И. ДД.ММ.ГГГГ главой поселения в Комиссию по рассмотрению вопроса по назначению публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности внесено предложение (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) о внесении изменении в Правила «В кадастровом квартале № земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в границах его расположения, зону Сх3 (зона огородничества и садоводства) перевести в территориальную зону Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами)»( л.д.130).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией рассмотрено предложение с его принятием, о чем вынесено заключение (л.д.131-334) и в этот же день главой вынесено постановление № «О подготовке проекта Решения Собрания представителей сельского поселения Шигоны «О внесении изменений в Правила» (л.д.135-136).
ДД.ММ.ГГГГ главой сельского поселения вынесено Постановление № «О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила», срок проведения которых определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с указанием места проведения публичных слушаний, предмета публичных слушаний (л.д.9-11).
Заключение комиссии по подготовке проекта Правил от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, проект решения собрания представителей опубликованы в газете «Шигонский вестник» № (86) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.117,119-120), являющегося официальным источником опубликования муниципальных правовых актов согласно п.2 ст.62 Уставу сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский.
Результаты публичных слушаний отражены в протоколе мероприятий по информированию жителей сельского поселения Шигоны муниципального района <адрес> по вопросу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.131) и в протоколе публичных слушаний в сельском поселении Шигоны муниципального района <адрес> (л.д.140-142), в котором зафиксированы возражения трех жителей села против изменения территориальной зоны земельного участка.
На основании протокола публичных слушаний составлено заключение по результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), которым отклонено внесение изменения в Правила землепользования в связи с нецелесообразностью и учетом типичных мнений жителей.
Таким образом, судом установлено, что публичные слушания проведены в соответствии с установленной процедурой и с соблюдением сроков проведения, которые правильно исчислялись с момента опубликования постановления о проведении публичных слушаний и проекта изменений в официальном источнике в газете «Шигонский вестник», то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд находит доводы истца о нарушении сроков проведения публичных слушаний необоснованными.
При этом, вышеуказанными нормативными актами не регламентировано начало исчисление срока проведения публичных слушаний датой размещения информации в сети интернет. Сам по себе факт размещения постановления о проведении слушаний, проекта изменений в сети интернет ДД.ММ.ГГГГ не влечет изменение начала срока публичных слушаний.
Доводы о том, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ издано с нарушением ст.ст.15,16 Правил, являются голословными, при этом истец не указывает, какие именно нарушения указанных статей допущены административным органом.
Оспариваемое заключение подготовлено на основе протокола публичных слушаний должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с установленной законом процедурой, и направлено Марочкиной Н.И. письмом глава от ДД.ММ.ГГГГ с указанием мотивов отклонения предложения о переводе земельного участка в территорию Ж1 указано (л.д.12).
Заключение соответствует предъявляемым к нему требованиям ч.2 ст.16 Правил, п.2.27 и п.2.29 Порядка слушаний.
Таким образом, оснований для признания заключения недействительным судом не установлено.
Как указано выше, принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Пи этом следует отметить, что согласно ч.1 ст.85 Земельного кодекса РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (п.1 и п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ).
В данном случае, спорные правоотношения возникли ввиду желания заявителя инициировать изменение территориальной зоны земельного участка, находящегося в ее собственности, на иную территориальную зону, допускающий осуществление индивидуального жилищного строительства.
Однако, территориальные зоны были установлены Правилами с учетом сбалансированности экологических, экономических, социальных и иных факторов для осуществления градостроительной деятельности, являющегося одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности. Частичное изменение территориальной зоны в отношении одного земельного участка по желанию его правообладателя влечет нарушение ее функциональности.
Доказательств того, что в результате применения Правил земельный участок истца не используются эффективно, либо ему причиняется вред, или снижается стоимость этого земельного участка, не представлено.
Суд принимает во внимание доводы представителя заинтересованного лица, что в результате применения Правил препятствий для использования земельного участка в соответствии с имеющимся у него видом разрешенного использования не имеется.
Более того, положениями п.2 ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса РФ не установлено, что при поступлении предложения об изменении границ территориальных зон в качестве основания для безусловного возложения такой обязанности на уполномоченные органы.
По существу требования Марочкиной Н.И. направлены на обход положений законодательства о предоставлении земельных участков для строительства, с целью последующего строительства на непредназначенном для этого земельном участке, либо увеличения его рыночной стоимости.
Следует также отметить, что согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства экономического развития Российской Федерации, такой вид разрешенного использования как ведение личного подсобного хозяйства допускает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей).
Доказательств обращения в установленном порядке изменения вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, являющегося одним из основных в данной территориальной зоне, Марочкина Н.И. суду не представила.
Исходя из вышеизложенного, нарушения прав и законных интересов истца оспариваемыми действиями и решением судом не установлено, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Марочкиной Н.И. к Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области об оспаривании действий и решения органа местного самоуправления - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Мотивированное решение составлено 15 августа 2016 года.
Председательствующий: Антошкина А.А.