2-552/2021
10RS0004-01-2021-001117-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2021 года | г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларина М. А. к Администрации Кондопожского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что решением Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ его мать Ларина Е.С. лишена родительских прав в отношении него. Распоряжением Администрации Кондопожского муниципального района (далее - АКМР) № ...-р от ХХ.ХХ.ХХ он определен в Детский дом, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ находился в ГБУ СО РК «Центр помощи детям «Надежда», откуда отчислен в связи с зачислением в ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет». Истец признан нуждающимся в жилом помещении специализированного жилищного фонда в Кондопожском районе, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 14.03.2018 ему исполнилось 18 лет, является студентом 3 курса вышеуказанного университета. В апреле 2018 года обратился в АКМР с заявлением о предоставлении жилого помещения, однако, до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просит обязать ответчика предоставить вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Кондопоги, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, площадью не ниже нормы предоставления на одного человека, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец в судебном заседании поддержал иск по изложенным в нем основаниям, дополнительно указал, что заканчивает 3 курс ФГБОУ «Санкт-Петербургского государственного морского технического университета», временно проживает в г. Санкт-Петербург, не работает, военную службу в армии не проходил; включен в муниципальный список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленная за ним комната площадью 9,6 кв.м. меньше учетной нормы, в связи с чем проживание в ней невозможно, в настоящее время проживает у знакомых.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором иск не признал, указал, что АКМР является ненадлежащим ответчиком, поскольку субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений недостаточно для приобретения жилья истцу, при этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Факт наличия у истца права на жилое помещение специализированного жилого фонда не оспаривает.
Министерство социальной защиты РК, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, своего представителя в судебное заседание не направило, представили письменный отзыв.
Прокуратура Кондопожского района своего представителя, извещенного о рассмотрении дела, в процесс не направила, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Аналогичное положение содержит ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3.1 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РК) Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу ст. 4 Закона РК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона РК финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ларин М.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, зарегистрирован по адресу: РК, ........
Ларина Е.С. является матерью Ларина М.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении; отец в свидетельстве не указан.
Решением Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ Ларина Е.С. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Ларина М., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, ребенок передан органам опеки и попечительства, взысканы алименты в размере ? части всех видов заработка или иных доходов до его совершеннолетия.
Распоряжением главы АКМР от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р Ларин М.А. определен МОУ Детский дом ......... Приказом МОУ Детский дом ........ от ХХ.ХХ.ХХ № ... Ларин М.А. зачислен в детский дом и поставлен на полное государственное обеспечение с ХХ.ХХ.ХХ.
На основании распоряжения главы АКМР от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р за истцом закреплено жилое помещение площадью 8,1 кв.м., расположенное по адресу: .........
Согласно Протоколу Комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от ХХ.ХХ.ХХ признан факт невозможности проживания Ларина М.А. в закрепленной за ним жилой площади по адресу: ........, Ларин М.А. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору социального найма на территории .........
Приказом ХХ.ХХ.ХХ ГБУ СО РК «Центр помощи детям» № ... Ларин М.А. зачислен в отделение социальной реабилитации в стационарной форме ГБУ СО РК «Центр помощи детям» для предоставления социальных услуг в стационарной форме. С ХХ.ХХ.ХХ предоставление услуг приостановлено, на основании приказа ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» «О зачислении на 1 курс в пределах особой квоты».
Постановлением АКМР от ХХ.ХХ.ХХ № ... Ларин М.А. признан нуждающимся в жилом помещении специализированного жилищного фонда в ........, ХХ.ХХ.ХХ выдано свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение по адресу: ........, ком. 4.
На основании договора купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХ комната, расположенная по адресу: ........, ком. 4, продана Сакаевой М.А.
Согласно выписки Управления Росреестра РК Ларин М.А. приобрел в собственность жилое помещение площадью 9,6 кв.м., расположенное по адресу: ........ (договор купли-продажи от ХХ.ХХ.ХХ).
Согласно Протоколу Комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от ХХ.ХХ.ХХ, постановлению АКМР от ХХ.ХХ.ХХ установлен факт невозможности проживания Ларина М.А. в жилом помещении, расположенном по адресу: ........ в связи с тем, что его (помещения) площадь составляет менее установленной в ........ нормы (10 кв.м.).
Приказом Министерства социальной защиты РК от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П утвержден список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в котором порядковым № ... указан истец.
ХХ.ХХ.ХХ истец окончил обучение в МОУ «СОШ № ... ........» РК, приказом от ХХ.ХХ.ХХ № ... (2) зачислен на 1 курс по программам бакалавриата по очной форме обучения в СПбГМТУ, примерный срок окончания обучения ХХ.ХХ.ХХ.
При вынесении решения суд принимает во внимание, что федеральное и региональное законодательство в сфере рассматриваемых отношений, устанавливая необходимость формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жильем, не предусматривает очередность предоставления жилого помещения с учетом времени включения в список, образования задолженности по жилищному обеспечению или исходя из другого критерия. Наличие списка служит цели предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья. Также реализация права истца на обеспечение жилым помещением не может ставиться в зависимость от бюджетного финансирования и взаимоотношений органа местного самоуправления с региональными и федеральными органами власти.
Из системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, учитывая, что в собственности истца имеется жилое помещение, площадью менее установленной в ........ нормы, приходящейся на одного человека, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и удовлетворяет требования истца.
Ссылка в отзыве о том, что администрация КМР является ненадлежащим ответчиком по делу является несостоятельной, по выше изложенным основаниям. Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия предоставить Ларину М. А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кондопожского муниципального района Республики Карелия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья | М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ