Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-401/2012 ~ М-414/2012 от 31.08.2012

Дело № 2 - 401/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 октября 2012 года             город Кемь РК

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                    Гордевич В.С.,

при секретаре                                  Рысьевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова К.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о предоставлении в собственность земельного участка,

                                                У С Т А Н О В И Л:

Иванов К.А. обратился в Кемский городской суд с иском к ТУ Росимущества в Республике Карелия, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) с названными требованиями по тем основаниям, что 28 марта 2011 года был заключен договор купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества на аукционе № 01-16/130. Договор был зарегистрирован, выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности. 04 августа 2011 года он обратился к и.о. руководителя ТУ Росимущества в РК с заявлением о предоставлением в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:02:09 01 06:12, расположенного по адресу: РК, <адрес>, площадью 2842 кв.м., находящийся под объектами недвижимости. 26 октября 2011 года Федеральным агентством по управлению государственным имуществом его заявление было оставлено без удовлетворения по следующим основаниям. Так как фундаментами являются подземные конструкции, предназначенные для передачи нагрузок от вышележащих частей здания или сооружения на грунтовое основание, следовательно, эти конструкции можно отнести к объектам незавершенного строительства. В этой связи, применение ст. 36 Земельного кодекса РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию, а, как следствие, не дают преимущественного права на приобретение прав на земельный участок под такими объектами. Однако, положениями с п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. В связи с чем, в порядке реализации указанного принципа гражданин - собственник недвижимого имущества вправе при определенных условиях претендовать на получение в собственность земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, с тем, чтобы привести к единству судьбу земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. Данное право закреплено в ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Исходя из положений данной нормы закона, а также положений ст. 28 ЗК РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 130 ГК РФ незавершенное строительством здание относится к объектам недвижимости, и собственник вправе приобрести в собственность земельный участок, на котором находится данное строение. Иванов К.А. является собственником фундамента здания казармы, фундамента здания склада, фундамента здания овощехранилища, фундамента здания гаража, вправе приобрести земельный участок, на котором эти строения находятся, по выкупной цене, в соответствии с требованиями ст. 36 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона № 137-Ф3 от 25.10.2001 года «О введение в действие Земельного кодекса РФ». Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами. В связи с чем, а также учитывая письмо ТУ Росимущества в Республике Карелия от 09.08.2011 года за № 03-4155 и письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от 26.10.2011 года за № 03-5513 исковые требования притязают на конкретный земельный участок, находящийся под объектами приобретенной им на аукционе недвижимости. С учетом изложенного и при наличии зарегистрированного права собственности на фундамент здания казармы, фундамент здания склада, фундамент здания овощехранилища, фундамент здания гаража, являющиеся в этом случае объектами недвижимого имущества, участвующими в обороте, оснований для ограничительного толкования ст. 36 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» не имеется. На основании изложенного, просит обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) принять решение и поручить ТУ Росимущества в Республике Карелия предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 10:02:09 01 06:12, расположенный по адресу: РК, <адрес>, площадью 2842 кв.м. по выкупной цене, а также обязать ТУ Росимущества в Республике Карелия по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 10:02:09 01 06:12, расположенный по адресу: РК, <адрес>, площадью 2842 кв.м. по выкупной цене.

В судебном заседании истец Иванов К.А. поддержал исковые требования в полном объеме и пояснил, что стоимость земельного участка - его выкупная цена, должна быть определена в соответствии с ч. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Фундаменты он приобрел с целью строительства жилого дома, строительство не начинал. В договоре купли-продажи фигурируют, как объект сделки, здания (фундаменты) казармы, склада, овощехранилища и гаража и в плане продажи также фигурируют объекты недвижимости: здания казармы, склада, овощехранилища и гаража. Также в плане продажи указано, что покупатель имеет право на приобретение в собственность всего земельного участка площадью 2842 кв. метра. Разрешение на строительство планирует получить после предоставления ему земельного участка в собственность. Сейчас он не имеет права получить это разрешение, так как у него нет земли. В аренду брать землю не желает. Так как с 17 октября 2012 года вышло распоряжение Правительства РК и арендная плата за участки увеличена в 1000 раз.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия в судебное заседание не явился, однако от и.о. руководителя Управления Г.Д. Васильева поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, в связи с невозможностью обеспечить явку в судебное заседание. В представленном отзыве на исковое заявление в удовлетворении требований Иванова К.А. просил отказать по следующим основаниям:

Требование истца поставлено в зависимость от исполнения другим ответчиком требуемой от него обязанности. По сути, истец просит обязать ТУ Росимущества в Республике Карелия исполнить еще не полученное поручение. ТУ Росимущества в Республике Карелия полагает, что одновременное удовлетворение требований к обоим ответчикам невозможно. Кроме того, формулировка требования не точно соответствует ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), на которую ссылается истец. Согласно ч.6 ст.36 ЗК РФ орган государственной власти сначала принимает решение (распорядительный акт) о предоставлении земельного участка, а затем в месячный срок с даты принятия решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением заключить договор. Такой порядок связан с тем, что в соответствии со ст.29 ЗК РФ продажа земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, возможна только после принятия ненормативного акта - решения исполнительного органа государственной власти, обладающего правом распоряжения земельным участком. Требование истца является неопределенным в части требования о цене, по которой он просит передать ему в собственность земельный участок. В настоящий момент продажа земельного участка, в зависимости от основания продажи, может осуществляться по разной цене. Необходимо пояснение истца, имеет ли он под фразой «по выкупной цене» цену, определяемую в порядке, установленной ч.1.2 ст.36 ЗК РФ. Кроме того, истец не подтвердил наличие у него оснований для предоставления ему земельного участка в собственность в порядке ст.36 ЗК РФ. В собственности заявителя находится несколько объектов, не завершенных строительством - объектов, эксплуатация которых, несмотря на то, что они зарегистрированы в ЕГРП как объекты недвижимости, по назначению невозможна. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 № 8985/08 (по делу № А55-16774/2007), объекты незавершенного строительства (в том числе объекты, на которые зарегистрировано право собственности как на объекты недвижимости) не указаны в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации наряду со зданиями, строениями, сооружениями как объекты, для цели эксплуатации которых земельный участок может быть предоставлен по льготной (выкупной) цене. При оценке невозможности эксплуатации принадлежащих истцу объектов (фундаментов зданий, 1965 года постройки) необходимо учитывать не только их специфику (тот факт, что они являются подземными конструкциями, предназначенными для передач нагрузок от вышележащих частей здания или сооружения), но и степень их износа (98% изношенности). Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении Президиума от 23.12.2008 года № 8985/08 №А55- 16774/2007, применение порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно только в случаях, прямо указанных в законе. Основания для предоставления истцу земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты незавершенного строительства, законом не установлены. Следовательно, в настоящий момент основания для выкупа земельного участка в рамках порядка, предусмотренного ст.36 ЗК РФ, у заявителя отсутствуют.

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом в суд не явился, будучи надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.

Представитель 3-его лица Пограничного управления федеральной службы безопасности России по Республике Карелия в судебное заседание не явился, однако от представителя управления по доверенности юрисконсульта Пограничного управления ФСБ России по РК Лобановой И.В. поступила телефонограмма с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что в соответствии с договором купли-продажи недвижимого военного имущества на аукционе № 01-16/130 от 28 марта 2011 года (л.д. 15-19) истец Иванов К.А. приобрел у Федерального агентства по управлению государственным имуществом, принадлежащее Российской Федерации имущество: здания (фундаменты) казармы, склада, овощехранилища и гаража, расположенные по адресу: <адрес> (пункт 1.2 Договора). В соответствии с пунктами 1 и 5 Плана продажи имущества, представленного суду истцом, разрешенное использование объектов (фундамента здания казармы, фундамента здания склада, фундамента здания овощехранилища, фундамента здания гаража) - под индивидуальную или малоэтажную смешанную застройку или для объектов культурно-бытового назначения.

Право собственности за истцом Ивановым К.А. на приобретенное имущество зарегистрировано 08 июля 2011 года, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности на фундамент здания казармы, фундамент здания склада, фундамент здания овощехранилища, фундамент здания гаража: серии 10-АБ , серии10-АБ , серии 10-АБ , серии 10-АБ (соответственно) (л.д. 9-12).

В соответствии с кадастровым паспортом (л.д. 13-14) спорный земельный участок площадью 2842 +/- 37 кв. м. находится в собственности Российской федерации, имеет кадастровый номер 10:02:0090106:12 и кадастровую стоимость <данные изъяты> руб.

Истец Иванов К.А. 04.08.2011 года обратился в ТУ Росимущества в РК с заявлением о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка (л.д. 7), на которое им были получены ответы: от 09 августа 2011 года № 03/4155 о том, что ТУ Росимущества в РК направило заявление Иванова К.А. вместе с представленным пакетом документов в Росимущество для рассмотрения и принятия решения (л.д. 23-24); от 26 октября 2011 г. № 03/5513, которым Иванову К.А. отказано в удовлетворении заявления и предложено заключить долгосрочный договор аренды на спорный земельный участок по тем основаниям, что: так как фундаментами являются подземные конструкции, предназначенные для передачи нагрузок от вышележащих частей здания или сооружения на грунтовое основание, следовательно, эти конструкции можно отнести к объектам незавершенного строительства. В этой связи, применение ст. 36 Земельного кодекса РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию, а, как следствие, не дают преимущественного права на приобретение прав на земельный участок под такими объектами. (л.д. 21-22).

В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

          Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение объекта капитального строительства, к которым относятся: здания, строения, сооружения и объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства).

Особенностью объекта незавершенного строительства является то, что данный объект не может быть использован в качестве здания, строения или сооружения, поскольку он не введен в эксплуатацию и находится на этапе строительства.

Из изложенного следует вывод о том, что законодатель выделяет объекты незавершенного строительства в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота.

В соответствии с пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из чего следует, что объекты незавершенного строительства, на которые зарегистрировано право собственности не указаны в статье 36 ЗК РФ наряду со зданиями, строениями и сооружениями, как объекты, для целей эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность по льготной цене в соответствии с положениями подпунктов 1.1 и 1.2 названной статьи.

Не смотря на то, что в ст. 36 Земельного кодекса РФ не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

К настоящему делу перечисленные случаи не относятся, поскольку судом установлено, что истцом приобретены в собственность на основании договора купли-продажи фундаменты зданий с 98% износа на земельном участке, находящемся в собственности государства с целью строительства жилья, которое еще не начато.

Учитывая изложенное и, исходя из анализа приведенных норм права суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, так как правовые основания для предоставления истцу в собственность спорного земельного участка в соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ отсутствуют.

         Ссылка истца на пункт 5 части 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, как на основания для удовлетворения иска, несостоятельна, поскольку из указанного пункта следует, что все прочно связанные с землей объекты следуют судьбе земельных участков, а не наоборот.

          Кроме того, при принятии решения суд учитывает то, что в соответствии с пунктом 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (пункт 21 внесен Федеральным законом от 12.12.2011 г. № 427-ФЗ, вступившим в законную силу 14.12.2011 г.) собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений. Судом установлено, что истец зарегистрировал за собой право собственности на фундаменты зданий 08 июля 2011 года, поэтому он имеет возможность получить спорный земельный участок в аренду, а не в собственность и, в последствии, после завершения строительства и оформления права собственности на объект недвижимости (здание, строение, сооружение) может приобрести земельный участок в собственность в соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

                                                          Р Е Ш И Л:

           В удовлетворении исковых требований Иванова К.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о предоставлении в собственность земельного участка - отказать.

           Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                   В.С.Гордевич

Решение в окончательной форме вынесено 26 октября 2012 года.

2-401/2012 ~ М-414/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Константин Александрович
Ответчики
ТУ Росимущества в Республике Карелия
Федеральное агенство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Другие
Пограничное управление федеральной службы безопасности России по Республике Карелия
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Гордевич Виктор Станиславович
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
31.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2012Передача материалов судье
04.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2012Судебное заседание
22.10.2012Судебное заседание
30.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2012Дело оформлено
29.03.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее