Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-382/2022 от 28.06.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    8 сентября 2022 г.                                                                                             с. Шигоны

    Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Объедкова А.А.,

    при секретаре Кореневой Т.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-382 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № 15 по Самарской области к Плотникову ФИО4 о взыскании обязательных платежей и санкций,

Установил:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> (далее также – ИФНС, Инспекция) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с    Плотникова А.В., задолженность (недоимку): по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации: штраф в размере 500 руб. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательной медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог размере 10430 руб., пеня в размере 403.67 руб. По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в то числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): пеня размере 2057.86 руб. на общую сумму 13391.53 рублей.

В обоснование административного иска указано, что Плотников А.В. являлся налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемые налоговые периоды в связи с наличием объектов налогообложения. В силу п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков – физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в сроки, установленные действующим законодательством. Налоговые уведомления получены административным ответчиком в соответствии с положениями п. 2 ст. 11.2, п. 4 ст. 31, п. 4 ст. 52 НК РФ. Однако в установленный срок Плотников А.В.    не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, поэтому налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. Также в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, которые получены ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 69 НК РФ. Поскольку в установленный срок ответчик указанные требования об уплате налога не исполнила, ИФНС в порядке ст. 48 НК РФ обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика. Вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пеней был отменен в связи с поступившими возражениями ответчика. На основании письма ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № КЧ-4-8/12644 и в соответствии с приказом УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ функции по управлению долгом централизованы на базе ИФНС в полном объеме. В соответствии с Положением Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции, в том числе, по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности. Пунктом 6.9.5 указанного Положения предусмотрено, что Инспекция предъявляет в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов с физических лиц в случаях, предусмотренных ст. 48 НК РФ. Налоговая задолженность административным ответчиком до настоящего времени не уплачена, что и послужило основанием обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

    Представитель административного истца, заинтересованное лицо Межрайонная Инспекция ФНС России по <адрес>, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщил.

Административный ответчик Плотников А.В., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание также не явилась, о причинах неявки суду не сообщил.

    В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В связи с изложенным суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом установлено, что с рассматриваемым административным иском обратился уполномоченный государственный орган, действующий в пределах своей компетенции.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ установлено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пунктом 1 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).

В соответствии со ст. 11 НК РФ недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Как предусмотрено п. 1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели.

На основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» административный ответчик в период, в который она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, являлась страхователем по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ полномочия администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Из п. 1 ст. 75 НК РФ следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административный ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ и сторонами не оспаривается. Как следует из материалов дела, на основании ст. 31 НК РФ административному ответчику ИФНС был начислен налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ.

В направленных ответчику требованиях установлены сроки уплаты налогов страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пеней, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней: в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2970,00 руб. - до ДД.ММ.ГГГГ; в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 250,00 руб. - до ДД.ММ.ГГГГ; в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 250,00 руб. - до ДД.ММ.ГГГГ; в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1962,39 руб. - до ДД.ММ.ГГГГ; в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3604,61 руб. - до ДД.ММ.ГГГГ; в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 455,21 руб. - до ДД.ММ.ГГГГ; в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 342,20 руб. – до ДД.ММ.ГГГГ; в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 351,40 руб. - до ДД.ММ.ГГГГ; в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 340,07 руб. - до ДД.ММ.ГГГГ; в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6848,59 руб. - до ДД.ММ.ГГГГ; в требовании от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1054,46 руб. - до 11.02.2019

Указанные требования считаются полученными ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 69 НК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению МИ ФНС по <адрес> мировым судьей судебного участка Ставропольского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ на взыскание с Плотникова А.В.     спорной налоговой задолженности, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен по заявлению должника.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Инспекции в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

    Как установлено пунктом 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

    Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

     В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Из материалов дела следует, что указанный выше срок обращения с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье (в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога) истек ДД.ММ.ГГГГ. Шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения последнего требования от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган фактически обратился ДД.ММ.ГГГГ, что следует из имеющегося на данном заявлении штампа о регистрации входящей корреспонденции. Доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, срок обращения с заявлением о взыскании налоговой задолженности в приказном порядке пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС РФ.

    Однако ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным иском не заявлено, доказательства наличия уважительных причин его пропуска налоговым органом не представлены.

Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

    Учитывая, что налоговым органом пропущен без уважительных причин установленный законом срок на обращение в суд с настоящим административным иском, в его удовлетворении следует отказать.

    Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,

    РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Плотникову ФИО5 о взыскании задолженности по налогам и пеней оставить без удовлетворения.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий                                                       А.А. Объедков

Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                      А.А. Объедков

2а-382/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИ ФНС России № 15 по Самарской области
Ответчики
Плотников А.В.
Другие
МИ ФНС России № 23 по Самарской области
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Объедков А.А.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
28.06.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.06.2022Передача материалов судье
01.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.07.2022Предварительное судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
14.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее