Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Боровск 01 ноября 2019 года
Калужская область
Боровский районный суд Калужской области в составе:
председательствующего судьи Гришиной Л.В.,
при секретаре Коньковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Боровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Трансмет» о запрете использования земельного участка,
у с т а н о в и л:
30 августа 2019 года прокурор Боровского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Трансмет» об обязании совершить определенные действия, а именно обязать ООО «Трансмет» организовать утилизацию и переработку отходов III-IV классов опасности на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологического законодательства в шестимесячный срок с момента вступления в силу решения суда провести мероприятия, направленные на обеспечение защиты отходов III-IV классов при осуществлении деятельности по утилизации и переработке от вредного воздействия атмосферных осадков и ветров, провести обустройство обособленной сети ливнестоков и обваловки, принять меры к обустройству площадки для мойки колес автомашин и накопления древесных опилок, обязать ООО «Трансмет» использовать арендуемый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4000 кв.м. в соответствии с видом разрешенного использования незамедлительно с момента вступления в силу решения суда.
14 октября 2019 года прокурор заявленные требования уточнил в части и просил запретить ООО «Трансмет» использовать арендуемый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4000 кв.м. в соответствии с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» для осуществления работ по сбору и утилизации отходов III-IV класса опасности в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
24 октября 2019 года от прокурора Боровского района поступило заявление об отказе от иска в части в связи с добровольным исполнением требований ООО «Трансмет».
Определением суда производство по иску прокурора Боровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Трансмет» об обязании совершить определенные действия, а именно организовать утилизацию и переработку отходов III-IV классов опасности на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологического законодательства в шестимесячный срок с момента вступления в силу решения суда провести мероприятия, направленные на обеспечение защиты отходов III-IV классов при осуществлении деятельности по утилизации и переработке от вредного воздействия атмосферных осадков и ветров, провести обустройство обособленной сети ливнестоков и обваловки, принять меры к обустройству площадки для мойки колес автомашин и накопления древесных опилок прекращено.
В судебном заседании прокурор Боровского района заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что прокуратурой Боровского района в ходе проведенных проверок 27 сентября 2019 года и 13 октября 2019 года установлено, что в деятельности ООО «Трансмет» выявлены нарушения, а именно установлено, что ООО «Трансмет» на основании лицензии Управления Росприроднадзора по Калужской области осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности, утилизации отходов III-IV классов опасности на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 20000 кв.м., категории земель сельскохозяйственного производства, предоставленном на основании договора аренды земельного участка от 07.06.2018 года и дополнительного соглашения ООО «Индустриальный парк Ворсино». На указанном участке ООО «Трансмет» размещены органические отходы пищевой промышленности, предназначенные для производства биокомпоста, а также отходы производства и потребления (строительные и бытовые отходы), что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка. В связи с чем просила запретить ООО «Трансмет» использовать арендуемый земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» с кадастровым номером №, площадью 4000 кв. м, для осуществления работ по сбору и утилизации отходов III - IV класса опасности в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Трансмет» Ларин А.А. с доводами иска не согласился и указал, что ООО «Трансмет» не допускает нарушений требования законодательства «Об окружающей среде», осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией, производит закрытым способом без попадания на грунт биокомпост, который в последствии используется на участке для выращивания растений. Требования о приведении участка в соответствие согласно предписанию прокурора Боровского района ООО «Трансмет» выполнены. Полагает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель Управления Россельхознадзора по Калужской области в судебном заседании пояснила, что земельный участок, который используется ООО «Трансмет» отнесен к категории для сельскохозяйственного производства. Вместе с тем на участке находится силосная яма, входящая ранее в состав расположенной на участке фермы, которая используется для производства компоста. Земельный участок не используется для сельскохозяйственной деятельности и для нее не пригоден.
Представители ООО «Трансмет» Назаров К.С., Управления Росприроднадзора по Калужской области в судебное заявление не явились, извещались надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ООО «Трансмет» Назаров К.С., Управления Росприроднадзора по Калужской области, против чего не возражали другие участники процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ООО «Трансмет» (№) осуществляет деятельность по сбору и утилизации отходов, неспециализированной торговле, предоставлению услуг в области растениеводства и животноводства, выращиванию рассады.
ООО «Трансмет» осуществляет деятельность в том числе на основании лицензии № от 05 февраля 2019 года по сбору и транспортировке отходов I-IV классов опасности, утилизации отходов III-IV классов опасности.
Свою деятельность ООО «Трансмет» осуществляют на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 20000 кв.м., с категорией земель «Земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», в соответствии с договором аренды земельного участка от 07 июня 2018 года с дополнениями от 20 мая 2019 года.
Как следует из материалов дела прокурором Боровского района Калужской области на основании решения № от 13 июня 2019 года в связи с обращениями граждан ФИО6 от 07 июня 2019 года и ФИО7 от 29 мая 2019 года с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Калужской области и Управления Россельхознадзора по Калужской области проведена проверка соблюдения ООО «Трансмет» требования в сфере охраны окружающей среды и природопользования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно справке государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Калужской области ООО «Трансмет» на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 4000 кв.м., организовано производство органического удобрения путем компостирования субстрата на основе осадка – ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытового назначения и смешанных сточных вод на иловой площадке, выполненной в виде чаши с бетонным покрытием, общим объемом 4375 куб.м. При этом иловая площадка не оборудована системой канализации в нарушение п. 6.1 ГОСТ Р 54651-2011 Удобрения органические на основе осадков сточных вод, п.п.2.4, 4.1, 4.3, 10.5 СанПиН 1.2.1330-03 «Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов», п.п.1.1 п.1 «Технологического регламента по производству органического удобрения на основе илового осадка сточных вод» утв. директором ООО «Трансмет» ФИО8, ч.ч.1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
При обследовании территории производственной площадки ООО «Трансмет» 14 июня 2019 года вблизи бетонной чаши (территория въезда), а также за ее пределами, на незащищенном от вредного воздействия грунте, обнаружены отходы дробленых частиц кофейного полуфабриката, а также древесные опилки, складируемые насыпью, хаотично. При этом поверхность, на которой накапливаются указанные отходы, не защищена от вредного воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
При дальнейшем осмотре территории установлено, что обустроенные площадки для мойки колес автомашин и накопления древесных опилок, а также контейнер для сбора бытового мусора, предусмотренные утвержденным Технологическим регламентом, на указанной территории отсутствуют.
ООО «Трансмет» допущено пп. 3.5 п. 3 Технических условий «Удобрения органические «Биокомпост» (ТУ 20.115.80-001-011807696-2017), разработанных ООО «Трансмет», п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80, «Технологического регламента по производству органического удобрения на основе илового осадка сточных вод», утв. директором ООО «Трансмет» ФИО8
При обследовании территории производственной площадки ООО «Трансмет» установлено, что готовое удобрение («Биокомпост») располагается на площадках с бетонным покрытием, удобрения складируются насыпью, без навеса.
Отведение сточных вод на площадках не предусмотрено, что является нарушением п. 7.4 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. № 80, пп. 3.13, 3.14 п. 3, пп. 6.3 п. 6 Технических условий «Удобрения органические «Биокомпост» (ТУ20.115.80-001-011807696-2017), разработанных
ООО «Трансмет», ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно пп. «а» п. 3 Положения с лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются: для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
При проведении проверки установлено, что производственная площадка по производству органического удобрения, эксплуатируемая юридическим лицом ООО «Трансмет», не соответствует установленным требованиям в области охраны окружающей среды, а также требованиям нормативной и иной технической документации. В действиях ООО «Трансмет» допущены нарушения установленных законодательством лицензионных требований (пп. 1, 2 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пп. а п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062).
Как следует из справки государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области в результате визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером № установлено, что на територии земельного участка площадью 2 га в бывшей бетонированной яме для хранения навоза размещены органические отходы пищевой промышленности различного типа (предположительно отходы переработки зерна и кофейного производства) предназначенные для производства биокомпоста (перегноя), также на бетонированной площадке возле данной ямы в буртах размещается производственное сырье (биокомпост). Также при осмотре обнаружено очаговое загрязнение отходами производства и потребления, а также загрязнение бытовыми и строительными отходами по бортам силосных ям (общей площадью 200 кв.м.). В ходе проверки на данном земельном участке установлено снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы, общей площадью 60 кв.м., а также поперек проселочной дороги выкопана траншея длиной около 15 м, шириной около 21 м, глубиной около 1,5 м.
ООО «Трансмет» на основании лицензии Управления Росприроднадзора по Калужской области осуществляет свою деятельность по сбору и размещению органических отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
Однако, под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Таким образом, ООО «Трансмет» допущено использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием.
Как следует из п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Объектами земельных отношений согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации являются земельные участки.
Статья 7 ЗК РФ (п. п. 1 - 2) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 вышеназванной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Понятие земель сельскохозяйственного назначения содержится в статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
Как указано в части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В данном случае таковым является Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. №540.
Классификатор не предусматривает вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства».
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ 2 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Исходя из содержания части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» дающего понятие сельскохозяйственное производство в данном случае вид разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» соответствует виду разрешенного использования земельного участка определенного в Классификаторе как «сельскохозяйственное использование».
Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений.
При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» изготовление биокомпоста при первичной переработке отходов производства и потребления к видам продукции, полученным из сельскохозяйственного сырья не относится.
Кроме того, согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства РФ от 19.07.2012 г. №736 «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли» размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше является одним из критериев значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли.
Для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на основании п. 30 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо получение лицензии.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 года №1062, предусмотрено, что при осуществлении деятельности в области обращения с отходами лицензионным требованием для работ по сбору отходов I - IV классов опасности является, в частности, наличие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (подпункт «а» пункта 3).
Кроме того, абзацем вторым пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
При этом в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе и запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Как установлено судом из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 20000 кв.м., с категорией земель «Земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», ООО «Трансмет» осуществляет сбор и утилизацию отходов производства и потребления III-IV классов опасности.
Указанную деятельность ответчик ведет с нарушением требований ГОСТ Р 54651-2011 Удобрения органические на основе осадков сточных вод, СанПиН 1.2.1330-03 «Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов», лицензионных требований (пп. 1, 2 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062), и требований Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Земельной кодекса Российской Федерации, что следует из исследованных судом справок по результатам проведенной проверки.
Ответчик ООО «Трансмет» допускает использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием.
При этом у ответчика отсутствуют законные права владения и пользования зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, на спорном земельном участке соответствующими установленным требованиям, предназначенными для размещения отходов с последующей их утилизацией. Как следует из представленных справок полученных в ходе проверки указанные сооружения не соответствуют требованиям ГОСТ Р 54651-2011 Удобрения органические на основе осадков сточных вод, СанПиН 1.2.1330-03 «Гигиенические требования к производству пестицидов и агрохимикатов», «Технологического регламента по производству органического удобрения на основе илового осадка сточных вод», и Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Доказательств соответствия деятельности ООО «Трансмет» по сбору и утилизации отходов III-IV классов опасности, требованиям законодательства, суду не представлено.
Также по мнению суда, материалами дела подтверждено, что ООО «Трансмет» использует земельный участок не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель сельскохозяйственного назначения и разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования.
Доводы представителя ответчика о том, что отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, произведено без учета его фактического состояния и правового положения, не могут быть приняты во внимание судом, так как в установленном законном порядке категория и целевое назначение спорного земельного участка, сведения о которых содержится в государственном кадастре недвижимости, не оспорены и не признаны недействительными.
Не могут быть приняты во внимание судом и доводы представителя ответчика об отсутствии вреда от деятельности предприятия и открытия деятельности ООО «Трансмет» в виде выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, так как фактически сбор и утилизация отходов на указанном участке продолжает осуществляться, а отсутствие биологического загрязнения не свидетельствует об отсутствии нарушений порядка пользования спорным земельным участком, кроме того указанные доводы противоречат существу принципов земельного законодательства, одним из которых являться: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (п. 2 ст. 1 ЗК РФ).
В качестве способа защиты гражданских прав ст. 12 ГК РФ определяет, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации право выбора способа защиты гражданских прав принадлежит истцу, основание и предмет иска определяет истец (ст. 39 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела требования прокурора о приведении деятельности ООО «Трансмет» по сбору и утилизации отходов на спорном земельном участке в соответствие с требованиями законодательства исполнены в полном объеме не были, при таких обстоятельствах, заявленные прокурором в соответствии со ст. 45 ГПК РФ требования не противоречат закону, соответствует характеру приводимых в иске нарушений и направлено на восстановление конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, учитывая положения ГК РФ, а именно, что запрещение соответствующей деятельности носит временный характер и действует до тех пор, пока нарушителем не будет исключена потенциальная опасность значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, с целью приведениям деятельности в соответствие с требованием законодательства, требования прокурора Боровского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 264 - 268, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Трансмет» использовать арендуемый земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» с кадастровым номером №, площадью 4000 кв.м., для осуществления работ по сбору и утилизации отходов III-IV классов опасности в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца через Боровский районный суд.
Председательствующий