Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-390/2019 ~ М-372/2019 от 20.09.2019

                                                                                                  Дело № 2-390/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2019 года                                                       п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Хиневича А.Г.,

при секретаре Шевченко М.В.,

с участием

представителя истца ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Бурейского <адрес> к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Бурейскому <адрес> УФССП по <адрес> ФИО1, Отделу судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области, Управлению ФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением от 6 сентября 2019 года по исполнительному производству от 17 мая 2017 года № 38436/17/28025-ИП,

УСТАНОВИЛ:

20 сентября 2019 года Администрация Бурейского района обратилась в суд с исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области ФИО1, Отделу судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области, Управлению ФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением от 6 сентября 2019 года по исполнительному производству от 17.05.2017 года № 38436/17/28025-ИП.

    В обоснование искового заявления указав, что истец является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением от 17 сентября 2017 года на основании исполнительного листа № ФС 007533620 от 14 апреля 2017 года, выданного Бурейским районным судом по делу № 2-101/2017.

Предмет исполнения: обязать Администрацию Бурейского района Амурской области предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ст.112 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 21.08.2017 года, возбужденного судебным приставом-исполнителем ОСП по Бурейскому <адрес> ФИО7, была вручена главе Администрации Бурейского района. 24.05.2017 года.

Поскольку у Администрации Бурейского района имелись обстоятельства, затрудняющие исполнение решение суда, а именно: не поступление в бюджет района из бюджета Амурской области субвенции на исполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, 26 апреля 2018 года Администрация Бурейского района обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств на приобретение квартир детям-сиротам, в том числе и ФИО3, так же обращались к Губернатору Амурской области ФИО8, на который 24 декабря 2018 года от Министерства социальной защиты населения Амурской области получен ответ, что «средства, предусмотренные Бурейскому району на 2018 год на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей-сирот, использованы в полном объеме, дополнительные средства не предусмотрены».

ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Бурейского района было вручено, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Бурейскому району ФИО1, постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.

Причиной взыскания указано то, что исполнительный документ не исполнен Администрацией Бурейского района Амурской области в срок для добровольного исполнения, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа не предоставлено.

Вместе с тем Администрация Бурейского района до настоящего времени не смогла исполнить вышеуказанный исполнительный документ по причинам от нее не зависящим, вследствие непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. О чём было сообщено судебным приставам-исполнителям 27.11.2018 № 01-18/4262.

При исполнении государственных полномочий по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Администрация Бурейского района руководствуется действующим законодательством РФ: Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Законом Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п. 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее Список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 8 вышеуказанной статьи - дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4/1 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом по форме согласно приложению №3 к настоящему Закону.

В соответствии с частью 4 вышеуказанной статьи - регистрационный учет лиц, подлежащих включению в списки осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 6 вышеуказанной статьи - формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года. Если дата принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления совпадает у нескольких детей-сирот, включение в список осуществляется в алфавитном порядке (по фамилии, имени, отчеству).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке: по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи - финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.

В соответствии с частью 3 вышеуказанной статьи - Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № 1 к настоящему Закону.

Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению № 2 к настоящему Закону.

Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (Приложение №2 к постановлению Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144) - органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом, расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области.

Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

Органом, осуществляющим от имени муниципального образования Бурейский муниципальный район приобретение специализированных жилых помещений для детей-сирот, является муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района.

В соответствии с частью 5 статьи 161 БК РФ - Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и не исполненных обязательств.

Из вышеизложенного следует, что объем денежных средств, предназначенных для обеспечения детей-сирот, а также лиц, относящихся к данной категории определяется Правительством Амурской области в ходе формирования и принятия бюджета области, и на изменение данного объема денежных средств Администрация Бурейского района повлиять не может.

В соответствии с Соглашением от 09 февраля 2017 года о предоставлении в 2017 году субвенции из федерального и областного бюджета бюджету Бурейского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенным между министерством социальной защиты населения Амурской области и Администрацией Бурейского района, предоставлена субвенция бюджету муниципального образования Бурейского района в сумме 1085700 рублей, 00 копеек. Данная субвенция была израсходована на приобретение одного специализированного жилого помещения в целях исполнения решения Бурейского районного суда.

В соответствии с Соглашением от 13 марта 2019 года о предоставлении в 2019 году субвенции из федерального и областного бюджета бюджету Бурейского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенным между министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Бурейского района, предоставлена субвенция бюджету муниципального образования Бурейского района из бюджета Амурской области в сумме 2 171 400 рублей, 00 копеек. Данная субвенция была израсходована на приобретение трех специализированных жилых помещений в целях исполнения решения Бурейского районного суда.

Распоряжением главы Бурейского района от 11.09.2019 № 457 ФИО3 до конца 2019 года будет предоставлена квартира площадью 34,3 кв.м. в п.Новобурейский.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статья 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Администрацией Бурейского <адрес> были исполнены все, предусмотренные законодательством действия по сбору документов с целью включения ФИО3 в списки очередников на получение жилого помещения.

Единственной причиной не предоставления Администрацией Бурейского <адрес> взыскателю жилого помещения является отсутствие финансирования из средств областного бюджета <адрес> переданных Бурейскому муниципальному району государственных полномочий по приобретению жилых помещений для детей-сирот.

Обязанность предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма жилых помещений является обязательством, возникшим у администрации Бурейского района в силу действия вышеуказанных нормативно-правовых актов Амурской области о передаче на неопределенный срок соответствующих государственных полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Администрация Бурейского района считает, что с ее стороны отсутствует вина в не предоставлении жилого помещения ФИО3, в связи с изложенными выше обстоятельствами.

В соответствии с п.6 ст.112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с п.7 вышеуказанной статьи - суд, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательств вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Просила суд освободить Администрацию Бурейского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, по постановлению от 6 сентября 2019 года судебного пристава - исполнителя ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора.

    В судебном заседании представитель Администрации Бурейского <адрес> ФИО9 исковые требования уточнила и поддержала, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что Администрация Бурейского <адрес> приняла все меры к надлежащему исполнению обязательства по решению Бурейского районного суда от 9 марта 2017 года по гражданскому делу 2-101/2017. Просила суд освободить Администрацию Бурейского района от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением от 6 сентября 2019 года по исполнительному производству от 17.05.2017 года № 38436/17/28025-ИП.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Бурейскому <адрес> ФИО1, извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившей. В письменных возражениях суду пояснившей, что в Бурейский районный суд <адрес> обратился представитель Администрации Бурейского <адрес> ФИО9 с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Отдел судебных приставов по Бурейскому району, привлеченный к участию в деле в качестве ответчика, поясняет следующее: 17.05.2017 года судебным приставом исполнителем специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области ФИО7 возбуждено исполнительное производство № 38436/17/28025-ИП в отношении Администрации Бурейского района Амурской области на основании исполнительного листа Бурейского районного суда от 14.04.2017 ФС №007533620 о возложении на Администрацию Бурейского района Амурской области обязанности предоставить ФИО3 отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах поселка Новобурейский Бурейского района Амурской области. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получено должником 25.05.2017 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

29.05.2017 в ответ на постановление о возбуждении исполнительного производства Администрацией Бурейского района в адрес специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области направлена информация о том, что должник не имеет возможности исполнить решение суда ввиду отсутствия финансирования из средств областного бюджета Амурской области. Вместе с тем Администрация Бурейского района обращается в суд за отсрочкой исполнения решения суда. Определением Бурейского районного суда Амурской области от 15.06.2017 года должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу 2-101/2017 на срок до 15.12.2017 года.

05.10.2018 года исполнительное производство на основании распоряжения руководителя УФССП России по Амурской области было передано в Отдел судебных приставов по Бурейскому району для дальнейшего исполнения.

19.11.2018 года главе Администрации Бурейского района Амурской области было вручено требование об исполнении решения суда в срок до 30.11.2018 года. В ответ на требование 27.11.2018 года Администрацией Бурейского района в адрес Отдела судебных приставов по Бурейскому району направлена информация о том, что должник не может исполнить решение суда ввиду отсутствия финансирования на приобретение жилья для ФИО3 в 2018 году.

06.09.2019 в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с п.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок,установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с абз.2 п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии со ст.69 БК РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Вместе с тем анализ материалов данных исполнительных производств позволяет сделать вывод об отсутствии каких-либо результативных действий, в том числе планирования бюджетных средств, направленных на исполнение решения суда, со стороны заявителя. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Верховного суда РФ от 10.11.2017 №46-АД17-37.

Исходя из выше изложенного с учетом приведенных доводов, а также норм действующего законодательства, просила суд отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.

    В соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Отдела судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившего.

    В соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика УФССП по Амурской области, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившего.

    В соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие третьего лица ФИО3, извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившей.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.

Из решения Бурейского районного суда Амурской области от 9 марта 2017 года, вступившего в законную силу 14 апреля 2017 года, следует, что по гражданскому делу №2-101/2017 исковые требования истца удовлетворить. Возложена обязанность на Администрацию Бурейского района предоставить ФИО3 специализированное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим условиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах поселка Новобурейский Бурейского района Амурской области.

Указанным судебным решением, исполнительными листами № ФС 022544065 в суде доказано, что на основании указанного судебного решения Бурейским районным судом Амурской области 14 апреля 2017 года, при исполнении вступившего в законную силу судебного решения в части возложения обязанности на Администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО3 специализированное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим условиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах поселка Новобурейский Бурейского района Амурской области, был выдан исполнительный лист ФС № 007533620 выдан взыскателю ФИО3, который 17 мая 2017 года указанным взыскателем был предъявлен в специализированный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области для принудительного исполнения.

Из материалов дела следует, что на основании исполнительного документа ФС № 007533620, выданного взыскателю Сериковой Т.В., судебным приставом-исполнителем специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении в отношении должника Администрации Бурейского <адрес> исполнительного производства №38436/17/28025-ИП, которым установил должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Постановлением о принятии исполнительного производства к исполнению от 05.10.2018 вынесенным судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Бурейскому <адрес> ФИО1 доказано, что исполнительное производство №38436/17/28025-ИП на основании распоряжения руководителя УФССП России по Бурейскому району было передано в Отдел судебных приставов по Бурейскому району.

Требованием от 19.11.2018 года по исполнительному производству №38436/17/28025-ИП доказано, что судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Бурейскому <адрес> ФИО1 должнику было направлено требование о добровольном исполнении решения Бурейского районного суда от 9 марта 2017 года, в котором был указан срок исполнения.

Ввиду неисполнения должником указанного исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Бурейскому <адрес> ФИО1 в рамках исполнительного производства №38436/17/28025-ИП, вынесено постановление от 6 сентября 2019 о взыскании с должника Администрации Бурейского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое по настоящее время не исполнено.

Из Устава, Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серия 28№ 000628832, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серя 28 № 001051764 в суде следует, что Администрация Бурейского района - действующее юридическое лицо.

Ссылаясь на наличие оснований для освобождения Учреждения от исполнительского сбора по указанным исполнительным производствам, Администрация Бурейского района обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч. 1 ст. 1) (далее - Закон об исполнительном производстве).

Согласно ст.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии с частями 11 и 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).

В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч.8 ст.30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона (ч.11 ст. 30).

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный лист (ч. 17 ст.30).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке: по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи - финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.

В соответствии с частью 3 вышеуказанной статьи - Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № 1 к настоящему Закону.

Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению № 2 к настоящему Закону.

Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (Приложение №2 к постановлению Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144) - органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области.

Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

Органом, осуществляющим от имени муниципального образования Бурейский муниципальный район приобретение специализированных жилых помещений для детей-сирот, является муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района.

В соответствии с частью 5 статьи 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и не исполненных обязательств.

Из вышеизложенного следует, что объем денежных средств, предназначенных для обеспечения детей-сирот, а также лиц, относящихся к данной категории определяется Правительством Амурской области в ходе формирования и принятия бюджета области, и на изменение данного объема денежных средств Администрация Бурейского района повлиять не может.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статья 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Обязанность предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма жилых помещений является обязательством, возникшим у Администрации Бурейского района в силу действия вышеуказанных нормативно-правовых актов Амурской области о передаче на неопределенный срок соответствующих государственных полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Копией соглашения № 16 заключённого между Министерством социальной защиты населения Амурской области и Администрацией Бурейского района о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету Бурейского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения от 9 февраля 2017 года, копией соглашения № 13 заключённого между Министерством социальной защиты населения Амурской области и Администрацией Бурейского района о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету Бурейского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения от 21 марта 2019 года, уведомлением № 17.5 от 18.01.2018 Министерства социальной защиты населения Амурской области, уведомлением №17.2 от 25 декабря 2018 года Министерства социальной защиты населения Амурской области, уведомлением № 553 о предоставлении субвенций от 13 декабря 2018 года доказано, что из областного бюджета на приобретения жилья детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей и лицам, из их числа: в 2018 году выделено 1085700 рублей 00 копеек и приобретена одна квартира для ребёнка-сироты, в 2019 году выделено 2171400 рублей и приобретено три квартиры для детей-сирот.

В качестве доказательств принятия всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязательства в порядке пункта 1 статьи 401 ГК РФ Администрацией Бурейского района предоставлены обращения главы Администрации Бурейского района от 26.04.2018 № 01-12/1573, от 17.09.2019 № 01-12/3348, от 26.10.2018 №01-12/3858, от 24.12.2018 года №17-9752, от 14.03.2019 № 01-12/1021, от 11.06.2019 № 01-12/2170, от 27.09.2019 № 01-12/3776 о выделении дополнительных финансовых средств (субвенции) на исполнение указанного судебного решения, решение Бурейского районного суда от 07.08.2017 года по гражданскому делу №2-360/2017 и ответы на обращения Министерства социальной защиты населения Амурской области о невозможности выделения дополнительных денежных средств (субвенций) для приобретения жилья детям-сиротам и лицам из их числа от 07.08.2018 № 17-5828, 17.09.2018 № 17-6870, 14.11.2018 № 17-8581, от 23.11.2018 № 01-17/4235, от 25.04.2019 № 17-3165, от 19.06.2019 № 17-4579.

Распоряжением от 11 сентября 2019 года № 457 «О представлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением от 5 сентября 2019 года № 369 «Об отнесении жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: амурская область, Бурейский район, п. Новобурейский, ул. Горького, д. 15 кв. 57 к специализированному жилищному фонду Бурейского района», договором найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 1 октября 2019 года доказано, что 1 октября 2019 года ФИО3 предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: амурская область, Бурейский район, п. Новобурейский, ул. горького, д. 15 кв. 57, общей площадью 34,3 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом суд приходит к выводу, что об отсутствии вины истца в неисполнении возложенного на него судом обязательства в установленный законом срок. Суд приходит к выводу, что Администрация Бурейского района приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Администрацией Бурейского района были исполнены все, предусмотренные законодательством действия по сбору документов с целью включения ФИО3 в списки очередников на получение жилого помещения. Все необходимые данные были направлены в Правительство Амурской области. В установленном порядке направлялись обращения в Министерства социальной защиты населения Амурской области на выделения денежных средств (субвенций) для приобретения жилья ФИО3.

Единственной причиной не предоставления Администрацией Бурейского района взыскателю жилого помещения является отсутствие финансирования из средств областного бюджета Амурской области, переданных Бурейскому муниципальному району государственных полномочий по приобретению жилых помещений для детей-сирот в надлежащем объёме. В условиях отсутствия финансовых средств, переданных ей в установленном порядке для исполнения государственных полномочий, Администрация Бурейского района не может исполнять государственные полномочия.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковое заявление Администрации Бурейского районного к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО1, Отделу судебных приставов по Бурейскому району УФССП по Амурской области, Управлению ФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением от 6 сентября 2019 года по исполнительному производству от 17 мая 2017 года № 38436/17/28025-ИП, надлежит удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Бурейского района удовлетворить.

Освободить Администрацию Бурейского района от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением от 6 сентября 2019 года по исполнительному производству от 17 мая 2017 года № 38436/17/28025-ИП.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                   (подпись)              А.Г. Хиневич

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда                                           А.Г. Хиневич

Решение суда в окончательной форме составлено 17 октября 2019 года.

2-390/2019 ~ М-372/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Бурейского района Амурской области
Ответчики
судебный пристав исполнитель ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области Борисенко Татьяна Викторовна
ОСП по Бурейскому району Амурской области
УФССП России по Амурской области
Другие
Серикова Татьяна Владимировна
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Судья
Хиневич А.Г.
Дело на сайте суда
bureiskiy--amr.sudrf.ru
20.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2019Передача материалов судье
23.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2019Судебное заседание
17.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее