Дело № 2-760/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Бурлкова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Чигаевой Е.С.,
с участием в деле:
истицы – Ключаревой Ю.Е., ее представителя Рябова О.А., действующего на основании ордера от 05 марта 2014 года,
ответчика – Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ключаревой Ю.Е. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказ № Пр-8367 от 18 декабря 2013 года на переустройство и перепланировку квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; понуждении выдать разрешение на переустройство и перепланировку квартиры для установки устройства индивидуального отопления настенного газового котла BAXI ECOFOUR 24,
установил:
Ключарева Ю.Е. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказ № Пр-8367 от 18 декабря 2013 года на переустройство и перепланировку квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; понуждении выдать разрешение на переустройство и перепланировку квартиры.
В обоснование своих требований указала, что она является собственницей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Письмом от 18.12.2013 Пр-8367 Администрация городского округа Саранск отказала в выдаче разрешения на переустройство и перепланировку квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В своем отказе ответчик ссылается на часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещающий переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Суть отказа состоит в том, что переустройство и перепланировка квартиры планируется выполнить с установкой индивидуального котла отопления.
Считает вышеуказанный отказ незаконным и необоснованным, так как ею были представлены все необходимые документы для переустройства и перепланировки жилого помещения.
Для присоединения к существующему газопроводу были получены технические условия № 113 от 06.02.2013 от ОАО «Саранскмежрайгаз». Выполнена проектная документация на установку индивидуального котла отопления в квартире и согласована в установленном порядке с ОАО «Саранскмежрайгаз». На основании согласованной проектной документации на установку индивидуального котла отопления в квартире № изготовлена проектная документация: «Переустройство и перепланировка квартиры №.
Согласно п. 7.3.7 СНиП РФ «Здания жилые многоквартирные» при отсутствии возможности или целесообразности присоединения новых и реконструируемых многоквартирных жилых домов к централизованной или автономной системе теплоснабжения в квартирах и встроенных помещениях общественного назначения, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается предусматривать индивидуальные системы теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.
Указывает, что ее квартира расположена в крайнем подъезде на пятом этаже пятиэтажного дома, в зимний период в комнатах холодно, на стенах и окнах образуются промерзания, плесень, из-за чего часто болеют дети. Часто температура горячей воды не соответствует нормативу. Все это создает ограничение в пользовании квартирой.
Просит суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск № Пр-8367 от 18.12.2013 на переустройство и перепланировку квартиры №. Обязать Администрацию городского округа Саранска выдать ей разрешение на переустройство и перепланировку квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> для установки устройства индивидуального отопления.
В судебное заседание истица Ключарева Ю.Е. не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы Рябов О.А. уточнил исковые требования, просил признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск № Пр-8367 от 18.12.2013 на переустройство и перепланировку квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию городского округа Саранска выдать Ключаревой Ю.Е. разрешение на переустройство и перепланировку квартиры № для установки устройства индивидуального отопления настенного газового котла BAXI ECOFOUR 24.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещался своевременно надлежащим образом.
Исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования Ключаревой Ю.Е. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Ключаревой Ю.Е. на праве собственности принадлежит квартира №, общей площадью 92,2 кв.м. расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 22 ноября 2012 года (л.д.6).
05 декабря 2013 года истица Ключарева Ю.Е. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о переустройстве и перепланировке квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Письмом № пр-8367 от 18 декабря 2013 года истице отказано в переустройстве и перепланировке квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В своем письме Администрация городского округа Саранск ссылается на пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещающий переход на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный отказ суд находит незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью первой статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Условия и порядок проведения работ по переоборудованию (переустройству, перепланировке) жилых и нежилых помещений установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В силу части первой статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Перечень документов, необходимых для представления собственником жилого помещения в орган осуществляющий согласование для проведения переустройства и (или) перепланировки, а также основания отказа в согласовании установлены положениями статей 26 - 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1. заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2. правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4. технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5. согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6. заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, такое жилое помещение или дом, в котором оно находится является памятником архитектуры, истории или культуры.
В силу пункта 1 частей 1, 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Между тем переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), согласно пункту 1.7.2 Правил N 170, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Равно как и в соответствии с пунктом 1.7.3 указанных Правил, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Таким образом, вопросы перепланировки помещений регулируются специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации.
Утвержденный Федеральным законом от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п.; параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Следовательно, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 ЖК РФ документы, а проект по переустройству и (или) перепланировке соответствуют требованиям законодательства.
Однако оспариваемое решение Администрации городского округа Саранск об отказе в согласовании переустройства жилого помещения такого основания не содержит. В решении лишь воспроизведены положения части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и не указано, что проект переустройства жилого помещения не соответствует требованиям законодательства.
Из указанной нормы Закона усматривается, что она носит отсылочный характер, и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 307 были утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, содержащие, в том числе, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения. В данный перечень согласно п. 44 Правил включены только источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
-наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
-наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
-температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
-давление теплоносителя - до 1 МПа.
Правительством Республики Мордовия от 29 декабря 2008 года №612 утверждены Региональные нормативы Градостроительного проектирования Республики Мордовия, которые применяются при подготовке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений) с учетом перспективы развития городских округов и поселений Республики Мордовия и входящих в их состав населенных пунктов, а также используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора.
Пунктом 3.4.7.4. данных нормативов (в ред. постановления Правительства РМ от 12.04.2010 N 161) предусмотрено, что для теплоснабжения и горячего водоснабжения многоэтажных жилых зданий и сооружений допускается использование теплогенераторов с закрытой камерой сгорания. Установка теплогенераторов осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 41-01-2003, СНиП 42-01-2002, СП 41-108-2004, СП 42-101-2003.
Согласно п.7.3.7 СНиП РФ «Здания жилые многоквартирные» при отсутствии возможности или целесообразности присоединения новых и реконструируемых многоквартирных жилых домов к централизованной или автономной системе теплоснабжения в квартирах и встроенных помещениях общественного назначения, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается предусматривать индивидуальные системы теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.
Для систем горячего водоснабжения допускается применение теплогенераторов с открытой камерой сгорания в квартирах жилых зданий класса конструктивной пожарной опасности СО, I, II и III степеней огнестойкости и высотой не более 5 этажей. Согласно п.5.5 Свода правил 7.13130.2009г. «Отопление, вентиляция и кондиционирование» в качестве источников теплоты систем поквартирного теплоснабжения для жилых многоквартирных зданий высотой не более 9 этажей и встроенных в них помещений общественного назначения могут применяться теплогенераторы на газообразном топливе только с закрытой (герметичной) камерой сгорания. Теплогенераторы должны быть оборудованы автоматикой безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при: отключении подачи электроэнергии; неисправности цепей защиты; погасании пламени горелки; падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения; достижении предельно допустимой температуры теплоносителя; нарушении отвода дымовых газов и содержании вредных веществ (метан, оксид углерода) в воздухе помещения в количестве, превышающем 10 % НКПР или ПДК.
Согласно пункту 5.6 указанного Свода правил Теплогенераторы общей теплопроизводительностью 35 кВт и менее можно устанавливать в квартирах - в кухнях, коридорах, в нежилых помещениях; во встроенных помещениях общественного назначения без постоянного пребывания людей. Теплогенераторы общей теплопроизводительностью более 35 кВт следует размещать в отдельном помещении. Общая теплопроизводительность установленных в этом помещении теплогенераторов не должна превышать 100 кВт. Забор воздуха для теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания должен осуществляться воздуховодами непосредственно снаружи здания.
Как установлено в судебном заседании истица хочет произвести переустройство квартиры в виде устройства индивидуального отопления с установкой настенного газового котла BAXI ECOFOUR 24, что указано в представленной ею ответчику проектной документации.
Согласно заключению судебной экспертизы № 005239/10/13001/162014/2-760/14, выполненной АНК «Центр Технических Экспертиз», отопительный настенный бытовой котел BAXI ECOFOUR 24 соответствует требованиям пункта 44 Постановления Правительства Российской Федерации №307 от 16 апреля 2012 года, а именно: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1МПа.
Установка отопительного настенного бытового котла марки BAXI ECOFOUR 24 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> допустима, так как данное изделие отвечает всем требованиям, предъявляемым к данному типу оборудования и месту его установки: СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий. Правила устройства электроустановок (ПУЭ), Седьмое издание. СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные.СП 41-108-2004. Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». ГОСТ 20548-87 «Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительностью до 100 кВт. Общие технические условия» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 20 февраля 1987 г. N 298) СП 60.13330.2010 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование» при выполнении следующих условий: Отопительный настенный бытовой котел марки BAXI ECOFOUR 24 должен быть установлен в помещении № 2 и размещаться у наружной стены. Забор воздуха будет осуществляться воздуховодами непосредственно снаружи здания.
Установка отопительного настенного котла марки BAXI ECOFOUR 24 не нарушит теплоснабжение жилого дома № в случае обрезки существующих стояков центрального отопления, с последующим соединением (заколъцовкой) обрезанных трубопроводов существующей системы теплоснабжения жилого дома, в квартире №.
Указанное экспертное заключение суд находит объективным, обоснованным, допустимым доказательством, поскольку оно составлено с применением необходимой нормативно-документальной базы, исследование проведено методом сопоставления сведений, полученных в результате натурного осмотра объекта с требованиями действующих градостроительных, строительных норм. Нормативные документы включают в себя соответствующие современные требования, регламентирующие вопросы поквартирных систем теплоснабжения жилых зданий, а также требования пожарной безопасности. По результатам обследования квартиры и соответствующего оборудования составлена таблица, в которой представлены результаты обследования квартиры и произведен анализ соответствия установки исследуемого котла, переустройство газового и газоиспользующего оборудования в квартире требованиям нормативных документов.
В соответствии с пунктом третьи части первой статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме (пункт второй статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При переустройстве квартиры в виде устройства установки индивидуального отопления не происходит присоединения к имуществу истицы части общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что возможно переустройство спорной квартиры, а именно установка устройства индивидуального отопления настенного газового котла BAXI ECOFOUR 24, который соответствует строительным нормам, правилам и обязательным требованиям, требованиям пожарной безопасности и не нарушает прав и законных интересов граждан и не создает угрозу их жизни или здоровью.
При таких обстоятельствах исковые требования Ключаревой Ю.Е. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказ № Пр-8367 от 18 декабря 2013 года на переустройство и перепланировку квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; понуждении выдать разрешение на переустройство и перепланировку квартиры для установки устройства индивидуального отопления настенного газового котла BAXI ECOFOUR 24, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь имеющихся по делу доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ключаревой Ю.Е. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказ № Пр-8367 от 18 декабря 2013 года на переустройство и перепланировку квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; понуждении выдать разрешение на переустройство и перепланировку квартиры для установки устройства индивидуального отопления настенного газового котла BAXI ECOFOUR 24, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск № Пр-8367 от 18.12.2013 на переустройство и перепланировку квартиры №.
Обязать Администрацию городского округа Саранска выдать Ключаревой Ю.Е. разрешение на переустройство и перепланировку квартиры № для установки устройства индивидуального отопления настенного газового котла BAXI ECOFOUR 24, с наличием закрытой (герметичной) камеры сгорания; с наличием автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температурой теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давления теплоносителя - до 1МПа.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков