Дело № 2-1446/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2017 года г.Челябинск
Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Федькаевой М.А.,
при секретаре Ягафаровой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидоровой Е.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истцом Сидоровой Е.В. предъявлено исковое заявление к ответчику в лице ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в обоснование которого было указано следующее.
ДД.ММ.ГГГГг. Сидорова Е.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста. Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГг. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности. Согласно принятому решению продолжительность специального стажа истца составила 25 лет 06 месяцев 05 дней. В специальный стаж Сидоровой Е.В. не были включены следующие периоды:
- работа в должности медицинской сестры отделения радиоизотопной диагностики в Диагностическом центре Управления здравоохранения Мурманского облисполкома с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;
- работа в должности медицинской сестры урологического отделения в Медицинском центре ЮУрГУ с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.;
- периоды нахождения на курсах усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. Истец считает указанное решение необоснованным и просит его отменить, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж Сидоровой Е.В. указанные периоды, также она просит засчитать в льготном исчислении период действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. как один год службы за полтора года в связи с прохождением данной службы в районах Крайнего Севера, в льготном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в качестве медицинской сестры в отделении торакальной хирургии Могилевской областной больницы как один год работы за полтора года, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения (с учетом уточнений исковых требований).
Истец Сидорова Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в объеме и по основаниям, указанным в исковом и уточненном исковом заявлениях, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Карсакова Н.М. в судебном заседании исковые требования Сидоровой Е.В. не признала в полном объеме, пояснив, что решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГг. истцу обоснованно было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.
Заслушав пояснения истца Сидоровой Е.В., представителя ответчика Карсаковой Н.М., исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив и проанализировав по правилам статей 59, 60, 67 ГПК РФ все имеющиеся доказательства по настоящему делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Сидоровой Е.В. по следующим основаниям.
Так судом из имеющихся материалов гражданского дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. Сидорова Е.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГг. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.
Согласно принятому решению продолжительность специального стажа истца составила 25 лет 06 месяцев 05 дней, данный стаж был подсчитан по наиболее выгодному для истца варианту исчисления стажа – по постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГг. № – при последовательном применении нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работы.
В специальный стаж Сидоровой Е.В. не были включены следующие периоды (речь идет о периодах, которые являются предметом спора):
- работа в должности медицинской сестры отделения радиоизотопной диагностики в Диагностическом центре Управления здравоохранения Мурманского облисполкома с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., поскольку наименование учреждения «Диагностический центр» не предусмотрено Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГг. №;
- работа в должности медицинской сестры урологического отделения в Медицинском центре ЮУрГУ с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., поскольку такое наименование учреждения не предусмотрено Списком 2002 года и п.6 Правил 2002г.;
- периоды нахождения на курсах усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., так как указанные периоды не предусмотрены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
В соответствии со ст.30 ч.1 п.20 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГг. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (55 лет женщинам), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утверждаются Правительством РФ (ч.2 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях»).
Пунктами 1 и 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление №) закреплено применение ко всем периодам работы, независимо от времени их выполнения, Списков и Правил, в том числе:
- Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №,
- Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от ДД.ММ.ГГГГ), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № (далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом, по выбору застрахованного лица при исчислении периодов работы лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения могут применяться: за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГг. Перечень и Положение, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГг. №, за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. – Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГг. №, за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. – Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П закреплено право пенсионера на исчисление стажа, имевшего место до нового правового регулирования по ранее действовавшим нормативным правовым актам.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (пункт 19) разъяснил, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №174-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно копии трудовой книжки Сидорова Е.В. ДД.ММ.ГГГГг. была принята на должность медсестры отделения радиоизотопной диагностики Диагностического центра Управления здравоохранения мурманского облисполкома, где проработала до ДД.ММ.ГГГГг.
В указанный период работы истца должны применяться: за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГг. Перечень и Положение, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГг. №, за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. – Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГг. №.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П указано, что, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом, также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Определяя правовые основания для удовлетворения исковых требований истца о назначении досрочной трудовой пенсии необходимо наличие обязательных условий ее назначения как медицинскому работнику, а именно: работа должна осуществляться в конкретных должностях и в учреждениях здравоохранения, предусмотренных указанными выше Списками, действующими на определенный период времени.
Согласно ранее действовавшему Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГг. №, данное право возникает у врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В более ранний период действовало Постановление Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГг. № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно данному Перечню работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных перечнем, дает право на пенсию независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций. Перечнем предусмотрено наименование должностей и организации - больничные учреждения всех типов и наименований, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований.
Суд, являясь правоприменительным органом, не вправе расширять перечень учреждений, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, по ранее действовавшему пенсионному законодательству и на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Право устанавливать перечень учреждений и должностей, работа в которых предоставляет право на досрочное назначение пенсии, имеет, в соответствии законом, только Правительство РФ.
В связи с вышеизложенным, период работы истца в должности медицинской сестры отделения радиоизотопной диагностики в Диагностическом центре Управления здравоохранения Мурманского облисполкома с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. не может быть включен в стаж, так как работа в данном учреждении не перечислена в перечне должностей соответствующего Списка и эти учреждения не являются лечебными учреждениями, наименование учреждения «Диагностический центр» не предусмотрено Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГг. №.
Как следует из представленной трудовой книжки истца Сидоровой Е.В. она в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. работала в МУЗ ГКБ № в должностях медицинской сестры терапевтического отделения, старшей медицинской сестры приемного отделения, медицинской сестры терапевтического отделения, указанные периоды, за исключением отвлечений (периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы и периодов нахождения на курсах усовершенствования), были включены в специальный стаж истца.
В указанные периоды работы истец Сидорова Е.В. направлялась на курсах усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. с сохранением средней заработной платы, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГг.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ (ранее ст. 112 КЗОТ РСФСР) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).
Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, создавать условия для совмещения работы с обучением и предоставлять установленные законом, иными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором гарантии.
Повышение квалификации является обязательным условием трудового договора и предусматривается должностными обязанностями, не выполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки работников, требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и навыков.
Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления трудовой деятельности отсутствуют.
Учитывая изложенное, периоды нахождения Сидоровой Е.В. на курсах усовершенствования с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. – продолжительностью 02 месяца 13 дней – подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном порядке.
Также из материалов гражданского дела следует, что Сидорова Е.В. в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. работала в должности медицинской сестры урологического отделения в Медицинском центре ЮУрГУ.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также - Список).
В соответствии с разделом «Наименование должностей» названного списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено старшей медицинской сестре, медицинской сестре, работающим в учреждениях, перечисленных в указанном списке в разделе «Наименование учреждений», в том числе в центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с приведением перечня видов таких центров.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Список, который конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. При этом в основе соответствующей дифференциации лежит оценка характера труда, функциональных обязанностей лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в различных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях, что само по себе также не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом, форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В п. ДД.ММ.ГГГГ перечислены центра, а именно, в центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименования).
Данные центры должны быть медицинскими учреждениями. Перечень таких центров был изложен в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в настоящее время он изложен в Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н. Учреждение, в которых работала истец, в этих перечнях не указано.
Таким образом, Медицинский центр ЮУрГУ не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ, что также подтверждается документальной проверкой достоверности представленных страхователем «Индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц», проведенных специалистом УПФР в Центральном районе г.Челябинска, согласно которой перечень рабочих мест профессий и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по организации, не утвержден, индивидуальные сведения с общим трудовым стажем являются достоверными, а также подтверждается ответом на запрос суда, согласно которому профессия медицинская сестра в ФГАОУ ВО «ЮУрГУ» (НИУ) правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуется (справка № от ДД.ММ.ГГГГг.).
Соответственно, исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и установленных по делу обстоятельств, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж Сидоровой Е.В. для досрочного назначения пенсии по старости периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. работала в должности медицинской сестры урологического отделения в Медицинском центре ЮУрГУ.
Относительно требований истца Сидоровой Е.В. засчитать в льготном исчислении период действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. как один год службы за полтора года в связи с прохождением данной службы в районах Крайнего Севера, в льготном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в качестве медицинской сестры в отделении торакальной хирургии Могилевской областной больницы как один год работы за полтора года суд приходит к следующим выводам.
Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в качестве медицинской сестры в отделении торакальной хирургии Могилевской областной больницы засчитан в специальный трудовой стаж на основании Перечня и Положения, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГг. №, которым не предусмотрено исчисление специального стажа в льготном исчислении, соответственно у суда не имеется правовых оснований также для учета данного стажа в льготном исчислении, поскольку это не предусмотрено законодательством, при этом суд исходит также из того, что стаж истца был подсчитан по наиболее выгодному для истца варианту исчисления стажа – по постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГг. № – при последовательном применении нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работы, настоящим решением не может быть ухудшено положение истца при подсчете по иным основаниям.
Также у суда отсутствутют правовые оснвоания для льготного исчисления периода действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. как один год службы за полтора года в связи с прохождением данной службы в районах Крайнего Севера, поскольку положениями ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено самостоятельное основание для досрочного назначение пенсии, а именно, в данном случае, - мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера
Более того, как указывалось выше, истец претендовала на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста, возможность определения специального стажа по которому и его исчисления в льготном порядке в связи с осуществлением работ в районах Крайнего Севера не предусмотрена действующим законодательством.
Так согласно ст.33 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
То есть работа, предусмотренная п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ, не регламентирована положениями вышеуказанной статьи 33 закона.
С учетом вышеизложенного, специальный трудовой стаж истца Сидоровой Е.В. на момент обращения с заявлением к ответчику ДД.ММ.ГГГГг. о назначении пенсии составляет менее 30 лет (25 лет 06 месяцев 05 дней + 02 месяца 13 дня (периоды нахождения на курсах усовершенствования) = 25 лет 08 месяцев 18 дней), что не дает истцу право на досрочную пенсию по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ.
Таким образом, следует признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГг. в части, обязав ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска включить в специальный трудовой стаж Сидоровой Е.В. периоды нахождения на курсах усовершенствования с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. – продолжительностью 02 месяца 13 дней, в остальной части исковые требования Сидоровой Е.В. следует оставить без удовлетворения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 96, 98, 100, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сидоровой Е.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГг. в части, обязав ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска включить в специальный трудовой стаж Сидоровой Е.В. периоды нахождения на курсах усовершенствования с сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. – продолжительностью 02 месяца 13 дней.
В остальной части исковые требования Сидоровой Е.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Челябинска.
Председательствующий М.А. Федькаева