Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4530/2019 ~ М-4474/2019 от 26.07.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2019 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Полянской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4530/19 по административному иску Домбровского АВ, Домбровской АВ к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконными распоряжений,

Установил:

Административные истцы обратились в Ленинский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара (далее – Департамент) незаконным, указав, что являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер <данные изъяты>, относящегося к землям населенных пунктов, имеющего разрешенное использование «для садоводства». К указанному участку прилегает участок площадью 290 кв.м, собственность на который не разграничена. Административные истцы обратились в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Распоряжением Департамента от 03.09.2018 года №РД-1371 в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего истцам земельного участка отказано. С указанным распоряжением они не согласны. Согласно Распоряжения, основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков является то обстоятельство, что образование земельного участка предусматривает путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ (подп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ). Данный отказ нарушал право истцов на перераспределение участка, предусмотренное п.3 ст.39.28 ЗК РФ, в связи с чем был обжалован в суде. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 24.12.2018 года по административному делу №2а-4167/18, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, указанное решение было отменено, на уполномоченный орган была возложена обязанность возобновить работу по заявлению истцов. Повторно рассмотрев заявление истцов, Департамент вынес Распоряжение №РД-1088 от 10.06.2019 года, в котором основаниями для отказа являются: часть земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена – частично расположен в береговой линии; в соответствии с Проектным решением Генерального плана г.о.Самара, утвержденным Решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008 года №539, образуемый земельный участок частично расположен в функциональной зоне «планируемые зоны отдыха, объекты здравоохранения и туризма». Однако согласно ответа Отдела водных ресурсов по Самарской области от 18.01.2019 года испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года №61. Департаментом необоснованно установлен принцип первичности генерального плата перед правилами землепользования и застройки. Считают, что само по себе нахождение спорного земельного участка на территории планируемых зон отдыха, объектов здравоохранения и туризма, установленной Генеральным планом, не является безусловным основанием к отказу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили признать незаконным и нарушающим их права и законные интересы Распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.06.2019 года №РД-1088 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать Департамент градостроительства г.о.Самара устранить в полном объеме допущенные нарушения прав заявителей и обязать возобновить рассмотрение заявления о заключении соглашения и перераспределении земель и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Впоследствии Административные истцы обратились в Ленинский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара незаконным, указав, что являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: Самарская обл., г.Самара, Красноглинский район, пос.Южный, СДТ «Здоровье», участок №16, имеющий кадастровый номер <данные изъяты> относящегося к землям населенных пунктов, имеющего разрешенное использование «для садоводства». К указанному участку прилегает участок площадью 298 кв.м, собственность на который не разграничена. Административные истцы обратились в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Распоряжением Департамента от 03.09.2018 года №РД-1369 в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего истцам земельного участка отказано. С указанным распоряжением они не согласны. Согласно Распоряжения, основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков является то обстоятельство, что образование земельного участка предусматривает путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ. Данный отказ нарушал право истцов на перераспределение участка, предусмотренное п.3 ст.39.28 ЗК РФ, в связи с чем был обжалован в суде. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 21.01.2019 года по административному делу №2а-175/19, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, указанное решение было отменено, на уполномоченный орган была возложена обязанность возобновить работу по заявлению истцов. Повторно рассмотрев заявление истцов, Департамент вынес Распоряжение №РД-1816 от 16.09.2019 года, в котором основаниями для отказа являются: в соответствии с Проектным решением Генерального плана г.о.Самара, утвержденным Решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008 года №539, образуемый земельный участок частично расположен в функциональной зоне «планируемые зоны отдыха, объекты здравоохранения и туризма». Однако согласно ответа Отдела водных ресурсов по Самарской области от 18.01.2019 года испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года №61. Департаментом необоснованно установлен принцип первичности генерального плата перед правилами землепользования и застройки. Считают, что само по себе нахождение спорного земельного участка на территории планируемых зон отдыха, объектов здравоохранения и туризма, установленной Генеральным планом, не является безусловным основанием к отказу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили признать незаконным и нарушающим их права и законные интересы Распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 16.09.2019 года №РД-1816 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать Департамент градостроительства г.о.Самара устранить в полном объеме допущенные нарушения прав заявителей и обязать возобновить рассмотрение заявления о заключении соглашения и перераспределении земель и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Поскольку принадлежащие административным истцам земельные участки являются смежными, основания для отказов в заключении соглашения о перераспределении земельных участков являются идентичными, определением суда от 25.09.2019 года административные дела №2а-4530/2019 и №2а-5332/2019 были объединены в одно производство, объединенному делу присвоен №2а-4530/2019.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Ушаков А.О. заявленные требования поддержал по изложенным в административных исках основаниям, при этом пояснил, что в оспариваемое распоряжение от 10.06.2019 года №РД-1088 Департаментом распоряжением от 16.09.2019 года №РД-1817 внесены изменения, исключено основание для отказа - часть земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена – частично расположен в береговой линии, при принятии решения просил суд руководствоваться Правилами застройки и землепользования г.о.Самара.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Нагорная С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по мотивам, изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, пояснения кадастрового инженера, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что в общей долевой собственности административных истцов имеются смежные земельные участки площадью 370 кв.м и 488 кв.м соответственно, имеющие кадастровые номера <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Административные истцы обратились в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлениями об образовании земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в их собственности с кадастровыми номерами <данные изъяты> и прилегающими земельными участками 290 кв.м и 298 кв.м, приложив к заявлениям необходимые документы.

Распоряжениями №РД-1088 от 10.06.2019 года и №РД-1816 от 16.09.2019 года Департамент градостроительства г.о.Самара отказал истцам в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, сославшись на то, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ (пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ).

Распоряжением №РД-1817 от 16.09.2019 года внесены изменения в распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.06.2019 года №РД-1088.

Отказы в перераспределении земельных участков явным образом затрагивают законные интересы истцов, в связи с чем могут быть оспорены ими в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.

В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.

В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 года №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о.Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.

Следовательно, Департамент градостроительства г.о.Самара был компетентен принять заявлений истцов о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявления, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.

Оценивая законность оспариваемых решений, суд исходит из следующего.

Оспариваемые решения в отношении наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка мотивированы ссылкой на пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, в соответствии с которым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. В оспариваемых решениях указывается на нарушение требований п.6 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.

Департамент указывает, что хотя в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г.Самаре, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 года №61, образуемый земельный участок и расположен в пределах территориальной зоны Р-5 – зоны жилой садово-дачных участков и коллективных садов, но законом установлен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. В соответствии со схемой №1 основного чертежа проектного решения Генерального плана г.о.Самара образуемый земельный участок расположен в функциональной зоне «планируемые зоны отдыха, объекты здравоохранения и туризма», предусматривающей размещение объектов, указанных в п.12 ст.85 ЗК РФ. По мнению Департамента, образование земельного участка путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, приведёт к нарушению требований ст.11.9 ЗК РФ.

Однако позиция административного ответчика основана на неверном понимании закона и его судебного толкования.

В соответствии с градостроительным и земельным законодательством, базисным принципом правового регулирования отношений, связанных с землепользованием в населённых пунктах, является принцип градостроительного зонирования. Согласно ст.1 ГрК РФ градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения. Правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно п.1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В силу п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. При этом указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.

Градостроительные регламенты для различных территориальных зон г.о.Самара установлены ст.30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре. В содержащейся в этой статье таблице к основным видам разрешённого использования земельных участков в зоне Р-5 отнесены ведение дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Следовательно, использование испрашиваемого земельного участка для разведения сада соответствует установленному для него градостроительному регламенту.

Согласно сведений из ИСОГД г.о.Самара испрашиваемые земельные участки не относятся к территории общего пользования, следовательно, на них распространяется действие градостроительного регламента.

В соответствии с Генеральным планом г.о.Самара, утверждённым решением Думы г.о.Самара от 20.03.2008 года №539, испрашиваемая истцом территория относится к функциональной зоне «планируемые зоны отдыха, объекты здравоохранения и туризма», предусматривающей размещение объектов, указанных в п.12 ст.85 ЗК РФ (т.е. объектов общего пользования).

В соответствии с п.1 ст.18 ГрК РФ генеральный план городского округа является единственным документом территориального планирования для городского округа. В соответствии с п.3, 4, 7, 8 ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит:

положение о территориальном планировании;

карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:

1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;

4) утверждённые документами территориального планирования РФ, документами территориального планирования двух и более субъектов РФ, документами территориального планирования субъекта РФ сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

5) утверждённые документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;

8) сведения об утверждённых предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

1) границы поселения, городского округа;

2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;

3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;

4) особые экономические зоны;

5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

6) территории объектов культурного наследия;

6.1) территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном ст.59 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»;

7) зоны с особыми условиями использования территорий;

8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8.1) границы лесничеств, лесопарков;

9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

Под функциональной зоной в соответствии со ст.1 ГрК РФ понимается зона, для которой документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Таким образом, генеральный план является проектным документом, который определяет назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, тогда как устанавливаемые правилами землепользования и застройки градостроительные регламенты определяют виды разрешённого использования земельных участков в соответствующих территориальных зонах, т.е. действующий правовой режим земельных участков.

Принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки означает, что разработка правил землепользования и застройки, в том числе, установление границ территориальных зон и градостроительных регламентов, осуществляется в соответствии с параметрами, определёнными в генеральном плане. Это напрямую следует из положений п.3 ст.9, п.9, 10 ст.31, пп.1 п.2 ст.33, пп.2 п.1 ст.34, п.15 ст.35 ГрК РФ, на которые ссылается ответчик, как на нормы закона, раскрывающие содержание данного принципа, а также из судебных решений, которые ответчик упоминает в оспариваемом решении.

Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования, но не основанием для неприменения установленных ими градостроительных регламентов. Правила землепользования и застройки являются муниципальным правовым актом того же ранга, что и генеральный план (принимаются одним и тем же органом в одной и той же форме). Законом не предусмотрена утрата градостроительными регламентами юридической силы в случае, если они не приведены в соответствие с положениями, содержащимися в генеральном плане. Иными словами, принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки не может пониматься как коллизионное правило, придающее одному из документов более высокую юридическую силу.

Следует отметить, что действующая редакция ст.30 Правил застройки и землепользования в г.Самаре (т.е. действующие градостроительные регламенты), принята решением Думы г.о.Самара от 02.02.2017 года №175, т.е. значительно позднее, чем Генеральный план г.о.Самара.

Также необходимо отметить, что положения генерального плана и не могут заменить собой градостроительные регламенты, поскольку не содержат детального описания параметров землепользования для установленных функциональных зон, в том числе, не определяют (и не должны определять) виды разрешённого использования.

Таким образом, при принятии решения о предоставлении или перераспределении земельных участков орган местного самоуправления городского округа должен руководствоваться действующими градостроительными регламентами как сводом правил прямого действия, а не положениями генерального плана как документа проектного, не регулирующего непосредственно отношения в сфере землепользования (если только в градостроительных регламентах не содержится прямая отсылка к документам территориального планирования, как это сделано, например, для территориальной зоны Ж-5).

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.8 ст.39.29 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков.

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Домбровского АВ, Домбровской АВ удовлетворить.

Признать незаконными распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.06.2019 года №РД-1088 и от 16.09.2019 года №РД-1816 об отказе в заключении соглашений о перераспределении земельных участков.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Домбровских А.В. и А.В., возобновив работу по их заявлениям о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, и о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящихся в их собственности, а также сообщить об исполнении судебного решения в тот же срок заявителям и в Ленинский районный суд г.Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                (подпись)            Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-4530/2019 ~ М-4474/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Домбровская А.В.
Домбровский А.В.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
26.07.2019Регистрация административного искового заявления
26.07.2019Передача материалов судье
29.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.09.2019Судебное заседание
25.09.2019Судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
29.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее