Петрозаводский городской суд Дело № 5-723/12-19
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 октября 2012 года город Петрозаводск
Резолютивная часть постановления
объявлена 23 октября 2012 года
Судья Петрозаводского городского суда Кудряшова Е.П. при секретаре Чесноковой Ю.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук (далее- Институт), юридический адрес: <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении Институт совершил правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при следующих обстоятельствах.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа и.о. руководителя Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее Управления Рособрнадзора) от <данные изъяты> № <данные изъяты> была проведена плановая выездная проверка Института по месту осуществления деятельности по адресу: <данные изъяты>.
В ходе проведения проверки выявлено, что Институт осуществляет деятельность с грубым нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- на момент проверки в помещениях, находящихся у Института в пользовании по договору безвозмездного пользования (ссуды) от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, отсутствует помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, то есть, не созданы необходимые условия обеспечения обучающихся и работников медицинским обслуживанием, чем нарушены пункт 4 статьи 51 закона Российской Федерации «Об образовании» и подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности;
- на момент проверки в нарушение подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности и требований, установленных пунктом 2 и пунктом 3 Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, в Институте отсутствуют рабочие программы следующих дисциплин (модулей) (согласно пункту 3ФГТ модуль 1 - образовательная составляющая; модуль 2 - исследовательская составляющая):
рабочие программы дисциплин «Фольклористика», «Эпическая поэзия карельского народа», «Жанр фольклора», «Текстология», «Методы изучения фольклора», «Типология народного искусства», «Взаимодействие этнокультурных традиций» - для специальности ДД.ММ.ГГГГ Фольклористика, предусмотренные учебным планом, утвержденным директором ИЯЛИ КарНЦ РАН <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. ;
рабочие программы дисциплин «Этнография, этнология и антропология», «Введение в этнографию», «Этнография народов России», «Финский язык», «Введение в фольклористику», «История России», «Основы этносоциологии», «Основы археологии», «Язык изучаемого народа (карельский или вепсский)» - для специальности 07.00.07 Этнография, этнология и антропология, предусмотренные учебным планом, утвержденным директором ИЯЛИ КарНЦ РАН <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ;
рабочие программы дисциплин «Археология», «Археология Новгорода», «Археологические памятники прибалтийско-финских народов», «компьютерные
технологии в археологических исследованиях», «Методика полевых исследований», «Теория археологии и методика археологических исследований» - для специальности 07.00.06 Археология, предусмотренные учебным планом, утвержденные директором ИЯЛИ КарНЦ РАН <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ;
самостоятельно разработанные и утвержденные институтом в установленном порядке рабочие программы дисциплин «История и философия науки», «Иностранный язык» по специальностям 10.01.09 Фольклористика, 07.00.07 Этнография, этнология самодийские 07.00.06 Археология, 10.02.22 Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (финно-угорские и самодийские языки), 10.02.02 Языки народов Российской Федерации финно-угорские Отечественная история, 10.01.02 Литература народов Российской Федерации (финно-угорская), 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (финская);
разработанные и утвержденные институтом в установленном порядке программы кандидатских экзаменов по "Истории и философии науки», «Иностранному языку» по специальностям 10.01.09 Фольклористика, 07.00.07 Этнография, этнология и антропология, 07.00.06 Археология, 10.02.22 Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (финно-угорские и самодийские языки), 10.02.02 Языки народов Российской Федерации (финно-угорские и самодийские языки), 07.00.02 Отечественная история, 10.01.02 Литература народов Российской Федерации (финно-угорская), 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (финская);
программы научно-исследовательской работы аспирантов специальностям 10.01.09 Фольклористика, 07.00.07 Этнография, этнология и антропология, 07.00.06 Археология, 10.02.22 Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (финно-угорские зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (финно-угорские и самодийские языки), 07.00.02 Отечественная история, 10.01.03 Литература народов Российской Федерации 9финно-угорская), 10.01.03 литература народов стран зарубежья (финская) (согласно учебным планам, утвержденным директором ИЯЛИ КарНЦ РАН <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, протокол № 1, трудоемкость составляет 165 зачетных единиц (5940 часов работы аспирантом) по каждой программе);
программы подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по специальностям 10.01.09 Фольклористика, 07.00.07 этнография, этнология и антропология. 07.00.06 Археология, 10.02.22 Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (финно-угорские и самодийские языки), 10.02.02 Языки народов Российской Федерации (финно-угорские и самодийские языки), 07.00.02 отечественная история, 10.01.02 Литература народов Российской Федерации (финно-угорская), 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (финская), (согласно учебным планам, утвержденные директором ИЯЛИ КарНЦ РАН <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, протокол № 1, трудоемкость составляет 15 зачетных единиц (540 часов работы с аспирантом) по каждой программе.
В нарушение подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности и пункта 2 части 3 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», трудовые договоры с педагогическими работниками <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, В., привлеченными к образовательному процессу по подготовке аспирантов в 2011/2012 году не заключены.
В судебном заседании законный представитель Института и защитники юридического лица не согласились с протоколом об административном правонарушении, считают, что в их действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав законного представителя юридического лица, и его защитников, судья приходит к следующим выводам.
Часть 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174, осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «г» пункта 5 настоящего Положения.
Подпунктами «а», «б» и «г» пункта 5 «Положения о лицензировании образовательной деятельности» к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении образовательной деятельности отнесены соответственно:
- наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
- наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Административным органом сделан вывод о нарушении юридическим лицом статьи 51 закона Российской Федерации «Об образовании», однако с данным выводом судья не соглашается по следующим основаниям. Из устава юридического лица, а также сведений о государственной регистрации Института в качестве юридического лица следует, что Институт является научной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Следовательно, он не может рассматриваться, как образовательное учреждение. Статья 51 закона Российской Федерации «Об образовании» обязывает образовательное учреждение предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а не учреждения, оказывающие образовательные услуги, таким образом, вышеназванная норма не распространяется на учреждения, не являющиеся образовательными. Подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, не обязывает лицензиата иметь отдельное помещение для медицинских работников.
Из материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении следует, что Институтом заключен договор на оказание медицинских с услуг с Амбулаторией КарНЦ РАН, имеется оборудованный медицинский кабинет (кабинет доврачебной помощи), расположенный по адресу: г. Петрозаводск, ул. <данные изъяты>.
Таким образом, судья приходит к выводу, что требования подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, Институтом соблюдаются, что подтверждается копией договора на медицинское обслуживание, а также это подтверждается протоколом об административном правонарушении.
В силу подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата должна быть учебно-методическая документация по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Из материалов дела следует, что Институту вменяется отсутствие рабочих программ согласно пункту 3 ФГТ: модуль 1 – образовательная составляющая; модуль 2 – исследовательская составляющая. Указывается на отсутствие рабочих программ от 10.09.2010, и нарушение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1365 от 16 марта 2011 года, действующего с 28 мая 2011 года. Таким образом, разработка учебного плана от 10.09.2010 не требовала выполнения вышеназванных положений. Доказательств, свидетельствующих о нарушении вышеназванного приказа Института, не представлено, не установлено их и в ходе рассмотрения дела. Так, установлено, что до 2011 года отсутствовала необходимость разработки рабочих программ. С 2012 года данные программы Институтом разработаны.
Из материалов дела следует, что между Институтом и КарНЦ РАН заключен договор на оказание образовательных услуг <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым КарНЦ РАН вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс в соответствии рабочей программой учебной дисциплины «Иностранный язык» и проводить аттестацию аспирантов в соответствии с программой кандидатского экзамена по иностранному языку. Кроме того, в Институте имеются договоры с преподавателями по истории и философии науки ПетрГУ, в соответствии с которыми также разработаны рабочие программы и программы кандидатского экзамена дисциплины «История и философия науки» для всех специальностей, по которым ведется обучение в аспирантуре. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о необходимости разработки отдельно программ научно - исследовательской работы аспирантов и программы подготовки к защите диссертации по восьми специальностям.
Таким образом, изучив представленные доказательства, проанализировав действующее законодательство, судья приходит к выводу о недоказанности вины Института в нарушении подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Также Институту вменяется в вину нарушение подпункта «г» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, а именно отсутствуют трудовые договоры с педагогическими работниками К, В., З., Л., Н.., В., привлеченными к образовательному процессу по подготовке аспирантов.
Из материалов дела следует, что К., В., З. являются штатными сотрудниками Института, с которыми заключены трудовые договоры. В должностных инструкциях данных сотрудников предусмотрено привлечение их к образовательному процессу по подготовке кадров высшей квалификации через аспирантуру: чтение лекций, проведение семинаров, практических занятий, научное руководство аспирантами. Таким образом, дополнительного заключения трудового договора не требуется.
В силу пункта 2 части 3 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены требования о наличии у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности. Судья полагает, что данные требования Институтом были соблюдены. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обратном.
Установлено, что в Институте отсутствуют в штате преподаватели иностранного языка и преподаватели философии. В соответствии с договором на оказание образовательных услуг между Институтом и КарНЦ РАН от ДД.ММ.ГГГГ КарНЦ предоставляет образовательные услуги в соответствии с программами послевузовского профессионального образования для аспирантов, зачисленных в аспирантуру Института КарНЦ РАН в пределах контрольных цифр приема, утвержденных Президиумом РАН, на безвозмездной основе. Основанием для привлечения преподавателей иностранного языка к образовательному процессу является данный договор. С преподавателем кафедры философии ПетрГУ заключался договор подряда на оказание консультационных услуг и прием вступительных экзаменов. Доказательств необходимости заключения дополнительных договоров не представлено.
С учетом вышеизложенного судья приходит к выводу об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за отсутствием состава административного правонарушения).
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Кудряшова Е.П.