Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-1631/2021 от 10.02.2021

Дело № 5-1631/2021

73RS0013-01-2021-001432-62

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 апреля 2021 года                                                                                                г. Димитровград

                                                                                                            пр. Автостроителей, 51А

Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Евдокимова И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива», юридический адрес: г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, дом 12, офис 49, ИНН 7328058734,

У С Т А Н О В И Л:

    Материалами проверки, проведенной прокуратурой г. Димитровграда Ульяновской области с привлечением Главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Межрегионального управления (далее – МРУ) №172 ФМБА России Асылгараева Р.Р. с целью проверки выполнения требований по планировке и наличию производственных помещений, обеспечению последовательности и поточности технологических процессов, условий хранения пищевой продукции, соблюдения сроков годности и маркировки пищевой продукции при организации питания детей, осуществляемых ООО «Альтернатива» в МБОУ Лицей №25 по ул. Терешковой, 2 в г. Димитровграде и в МБОУ СШ №23 по ул. Гончарова, 8 в г. Димитровграде, 21.01.2021 в период времени с 10 час. 00 мин. по 13 час. 00 мин. выявлены следующие нарушения санитарного законодательства:

-в МБОУ Лицей №25 и МБОУ СШ №23 приготовление холодных закусок, салатов из сырья (кроме этапов мойки, очистки) осуществляется на столах «салаты» в горячем цеху пищеблока, а не в условиях отдельного холодного цеха (нарушение п.2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20));

-в МБОУ Лицей №25 нарушаются условия хранения сыпучих продуктов в складском помещении. Так, крупа гречневая, крупа ячменная перловая подлежат хранению при влажности не более 70%. Фактически, исходя из показаний психрометра, установленного на складе, на момент проверки 21.01.2021 влажность в дневное время составляла 73%, а согласно «Журнала учета температуры и влажности в складских помещениях», 21.01.2021 утром влажность на складе сыпучих продуктов составляла 89%(нарушение п.2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и п. 1.6 СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»),

в связи с чем, МРУ №172 ФМБА России в отношении ООО «Альтернатива» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который направлен для рассмотрения в Димитровградский городской суд.

При рассмотрении дела представитель юридического лица ООО «Альтернатива» Савельев А.А., действующий на основании доверенности, вину ООО «Альтернатива» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не признал, пояснив, что

В части замечания, касающегося наличия на пищеблоках МБОУ Лицей №25 г. Димитровграда и МБОУ СШ №23 г. Димитровграда овощных цехов, совмещенных с мясорыбными и приготовления салатов в горячих цехах пищеблоков, указал следующее.

В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.

    Пищеблоки указанных образовательных организаций были переданы ООО «Альтернатива» этими учреждениями на временной основе в безвозмездное пользование, в целях организации питания на основании соответствующих договоров. При этом, в соответствии с п. 2.1.4 Договоров Ссудодатель в лице указанных образовательных учреждений обязуется нести затраты на содержание передаваемых помещений, коммунальные платежи, включая вывоз ТКО, и иные эксплуатационные платежи, за передаваемое в безвозмездное пользование имущество.

    Планировка пищеблоков МБОУ СШ № 23 и Лицей № 25 г. Димитровграда представляет собой большое общее помещение с выделением с помощью перегородок овощного и мясорыбного цехов, в которых приготовление салатов не допускается. Факт отсутствия необходимых помещений на пищеблоках образовательных организаций г. Димитровграда признаёт и Управление образования Администрации городе Димитровграда Ульяновской области. Разделение на горячий и холодный цех в них отсутствует. В связи с этим производственный процесс по приготовлению различных категорий продуктов разделен на зоны, с выделением соответствующих столов, инвентаря и посуды. При этом поточность пищевой продукции на данных пищеблоках соблюдается.

    Также отметил, что в соответствии с п. 3.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 допускается обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарем.

    Кроме того, согласно 7.1 Методических рекомендаций МР 2.3.6.0233-21 «Методические рекомендации к организации общественного питания населения» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 марта 2021 г.) на предприятиях питания с ограниченным ассортиментом выпускаемой продукции общественного питания, и не имеющих цехового деления, рекомендуется доготовка кулинарных полуфабрикатов высокой степени готовности и изготовление готовых к употреблению кулинарных изделий и блюд в одном помещении на разных технологических участках (производственных столах), с обеспечением поточности технологических процессов.

    В части замечания, касающегося нарушения уровня влажности в складских помещениях пищеблока МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда, указал, что по условиям заключенных Договоров безвозмездного пользования обязанность по созданию надлежащих условий для организации питания и несению эксплуатационных платежей по содержанию передаваемых производственных помещений возложена на Ссудодателя в лице образовательной организации (п. 2.1.4 Договоров).

    Система отопления производственных помещений пищеблока относится к общим коммуникациям образовательного учреждения, следовательно, возможность их замены или установки должна быть согласована с администрацией МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда. Ранее в 2016 году и 2017 году ООО «Альтернатива» неоднократно обращалось к Администрации МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда по вопросу о приведении производственных помещений пищеблока в надлежащее состояние, в том числе - склада хранения сыпучих продуктов в связи с отсутствием в нем системы отопления, отрезанной представителями образовательной организации после технической аварии.

    Со своей стороны ООО «Альтернатива» за счет собственных средств провело косметический ремонт потолочного и настенных покрытий указанного складского помещения пищеблока.

Просил прекратить производство по делу об административном правонарушении по 6.6 КоАП РФ в отношении ООО «Альтернатива».

    Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, МУ №172 ФМБА России Асылгараев Р.Р. в судебном заседании полагал, что в действиях ООО «Альтернатива» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из изложенного в составленном им протоколе об административном правонарушении. Пояснил, что п.2.5 имеет абзац второй, предусматривающий, что на предприятиях общественного питания, не имеющих цехового деления, работающих с полуфабрикатами, работа с использованием сырья не допускается. Работа с полуфабрикатами - это всегда горячий цех, а значит, если нет цехового деления, то в горячем цехе приготовление салатов не допустимо. Также пояснил, что нарушения, отраженные в п.2 протокола об административном правонарушении, допущены ввиду несоблюдения требований к влажности в складском помещении МБОУ Лицей №25, возникшего в связи с тем, что складское помещение для сыпучих продуктов не отапливалось из-за неисправности системы отопления.

    Заслушав пояснения представителя ООО «Альтернатива», пояснения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по настоящему делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях юридического лица ООО «Альтернатива» по следующим основаниям.

    Из представленной суду выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ООО «Альтернатива» является юридическим лицом, действующим с 11 марта 2010 года; его юридический адрес: г. Ульяновск, бульвар Новосондецкий, д.12, офис 49; его филиал расположен по адресу: г. Димитровград, ул. Хмельницкого, д.100 А.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; нормы, цитируемые в данном постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).

В соответствии со статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что материалами проверки, проведенной прокуратурой г. Димитровграда Ульяновской области совместно со специалистами Межрегионального управления №172 ФИБА России с целью проверки соблюдения санитарного законодательства при оказании услуг по организации питания детей, осуществляемых ООО «Альтернатива» в общеобразовательных учреждениях г. Димитровграда – МБОУ Лицей №25 и МБОУ СШ №23, в период времени с 10 час. 00 мин. по 13 час. 00 мин. 21.01.2021 выявлены нарушения санитарного законодательства, в связи с чем, МРУ №172 ФМБА России в отношении ООО «Альтернатива» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из содержания протокола об административном правонарушении №172-5/21 от 10.02.2021, ООО «Альтернатива» вменено допущение нарушения санитарного законодательства (по п.1 протокола), а именно: в МБОУ Лицей №25 и МБОУ СШ №23 приготовление холодных закусок, салатов из сырья (кроме этапов мойки, очистки) осуществляется на столах «салаты» в горячем цеху пищеблока, а не в условиях отдельного холодного цеха.

При этом, вменено нарушение п.2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», согласно которому планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента7. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала. На предприятиях общественного питания, не имеющих цехового деления, работающих с полуфабрикатами, работа с использованием сырья не допускается.

Однако, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не содержит таких понятий горячий или холодный цех. В связи с чем при описании административного правонарушения, со ссылкой на положения п.2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, недопустимо при вменении состава административного правонарушения ссылаться на указанные понятия.

Как следует из материалов административного дела, в вину ООО «Альтернатива» вменено, что в МБОУ Лицей №25 и МБОУ СШ №23 г. Димитровграда при приготовлении пищи в отсутствие цехового деления в одном помещении осуществляются работы с использованием сырья и работы с полуфабрикатами.

Ранее действовавшим п.5.1. СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, к изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, было предусмотрено, что объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится.

Данная норма перешла в новый СанПиН, и, фактически, распространяется на предприятия общественного питания, работающих только с полуфабрикатами; в них без цехового деления не могут быть осуществлены работы с сырьем.

В МБОУ Лицей №25 и МБОУ СШ №23 г. Димитровграда осуществляется весь цикл приготовления пищи от обработки сырья до выдачи готового блюда.

Специалистом МРУ №172 ФМБА России сделан вывод о том, что работа с полуфабрикатами - это всегда горячий цех, а потому работа с сырьем, в частности - приготовление салатов, должно осуществляться в отдельном холодном цехе.

Однако данный вывод нормами СанПиН не подтвержден.

Напротив, согласно п.3.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 допускается обработка продовольственного (пищевого) сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в одном цехе при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения раздельным оборудованием и инвентарем.

В соответствии с п.7.1 Методических рекомендаций МР 2.3.6.0233-21 к организации общественного питания населения, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 марта 2021 года, в предприятиях питания с ограниченным ассортиментом выпускаемой продукции общественного питания и не имеющих цехового деления рекомендуется доготовка кулинарных полуфабрикатов высокой степени готовности и изготовление готовых к употреблению кулинарных изделий и блюд в одном помещении на разных технологических участках (производственных столах), с обеспечением поточности технологических процессов.

Таким образом, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 допускает отсутствие цехового деления на предприятиях при приготовлении пищи при условии выделения раздельных зон (участков) и обеспечения их отдельным оборудованием.

При этом зона (участок) предполагает выделение отдельного места, на котором расположены необходимые приспособления для приготовления еды, без возведения дополнительных перегородок.

Возведение перегородки (стены), как об этом предполагает представитель МРУ №172 ФМБА России, фактически создаст отдельный цех.

Судом установлено, что и в МБОУ Лицей №25, и в МБОУ СШ №23 выделена отдельная зона для приготовления салатов: стол, отдельные инструменты.

Таким образом, судом установлено, что обработка продовольственного сырья и изготовление из него кулинарных полуфабрикатов в виде салатов осуществляется в МБОУ Лицей №25, и в МБОУ СШ №23 с соблюдением норм СанПиН.

Также, исходя из содержания протокола об административном правонарушении №172-5/21 от 10.02.2021, ООО «Альтернатива» вменено, что в МБОУ Лицей №25 нарушаются условия хранения сыпучих продуктов в складском помещении. А именно, крупа гречневая, крупа ячменная перловая подлежат хранению при влажности не более 70%. Фактически, исходя из показаний психрометра, установленного на складе, на момент проверки 21.01.2021 влажность в дневное время составляла 73%, а согласно «Журнала учета температуры и влажности в складских помещениях», 21.01.2021 утром влажность на складе сыпучих продуктов составляла 89%.

Согласно протоколу об административном правонарушении, в этой части ООО «Альтернатива» вменено нарушение п.2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

При этом следует отметить, что согласно п.2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предприятия общественного питания должны быть оборудованы исправными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, которые должны быть выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции. Допускается использование автономных систем и оборудования для обеспечения горячего водоснабжения и теплоснабжения.

Однако, из текста протокола об административном правонарушении следует, что в текстовом варианте нарушения, связанные с неисправностью систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, в качестве нарушений, вмененных ООО «Альтернатива», не отражены.

Также, согласно протоколу об административном правонарушении, ООО «Альтернатива» вменено нарушение п. 1.6 СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», согласно которому пищевые продукты при их изготовлении и обороте (производстве, хранении, транспортировке и обороте) должны храниться при условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасности в течение всего срока годности.

Однако, ссылок на какие-либо конкретные нормативные акты, регулирующие нормативы хранения приведенных в административном протоколе сыпучих продуктов, в части влажности, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Альтернатива» не содержит.

Кроме того, как следует из пояснений должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, МУ №172 ФМБА России Асылгараева Р.Р., нарушения, отраженные в п.2 протокола об административном правонарушении, допущены ввиду несоблюдения требований к влажности в складском помещении МБОУ Лицей №25, возникшего в связи с тем, что складское помещение для сыпучих продуктов не отапливалось из-за неисправности системы отопления.

Согласно решения Городской Думы г. Димитровграда Ульяновской области от 29 апреля 2015 года №24/335 «Об утверждении Положения об организации социального питания в муниципальных общеобразовательных организациях города Димитровграда Ульяновской области» в случае передачи необходимых площадей и оборудования организациям питания в безвозмездное пользование в стоимость услуг социального питания не включаются затраты на аренду используемого имущества, на содержание используемого имущества, его модернизацию, затраты на коммунальные расходы (п.7.12).

Общеобразовательная организация г. Димитровграда обязана осуществлять модернизацию оборудования, используемого для обеспечения социального питания, и, при необходимости, приобретение указанного оборудования, за счет собственных средств (п.7.13).

В соответствии с положениями договоров безвозмездного пользования имуществом от 11.01.2021, заключенных между ООО «Альтернатива» и образовательным упреждением МБОУ «Лицей №25 города Димитровграда Ульяновской области», указанное образовательное учреждение обязано нести затраты на содержание передаваемых помещений, коммунальные платежи, включая вывоз ТКО и иные эксплуатационные платежи за передаваемое в безвозмездное пользование недвижимое имущество(п.2.1.4).

При этом, ООО «Альтернатива» обязано не производить никаких капитальных перепланировок и переоборудования помещений без письменного разрешения образовательного учреждения(п.2.2.2), содержать передаваемое движимое и недвижимое имущество в исправном техническом состоянии(о неисправностях сообщать образовательным учреждениям) и соответствующем санитарном состоянии.

Следовательно, обязанность по содержанию помещений и оборудования возложена на образовательное учреждение.

Следует отметить, что система отопления производственных помещений пищеблока относится к общим коммуникациям образовательного учреждения, следовательно, возможность их замены или установки должна быть согласована с администрацией МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда.

Как следует из приобщенных к делу копий обращений, в 2016 году и 2017 году ООО «Альтернатива» неоднократно обращалось к администрации МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда по вопросу о приведении производственных помещений пищеблока в надлежащее состояние, в том числе - склада хранения сыпучих продуктов в связи с отсутствием в нем системы отопления, отрезанной представителями образовательной организации после технической аварии. Однако, не разрешение данного вопроса привело к выше приведенным последствиям.

Поскольку обязанность по несению затрат на содержание помещений и оборудования пищеблока возлагается на образовательное учреждение, соответственно ООО «Альтернатива», как исполнитель услуги, не несет ответственность за его санитарное состояние.

Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учетом указанного, производство по делу об административном правонарушении по ст.6.6 КоАП РФ в отношении ООО «Альтернатива» подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

    Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд Ульяновской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления, срок изготовления которого - 30.04.2021.

Судья                                                       И.В. Евдокимова

5-1631/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
ООО "Альтернатива"
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Евдокимова И. В.
Статьи

ст.6.6 КоАП РФ

Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
10.02.2021Передача дела судье
12.02.2021Подготовка дела к рассмотрению
24.03.2021Рассмотрение дела по существу
02.04.2021Продление срока рассмотрения
28.04.2021Рассмотрение дела по существу
11.05.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
17.05.2021Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
18.05.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
28.05.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
02.08.2021Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее