Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года.
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Брижевской И.П.
При секретаре ФИО3
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительного комплекса <адрес> о защите трудовых прав, признании незаконными приказов, взыскании денежных средств, процентов, компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству строительного комплекса <адрес>, уточняя исковые требования, просит признать незаконными приказы об установлении ему ежемесячного денежного поощрения за июнь 2018 года в размере 50%, за февраль 2019 года - в размере 1%, взыскать недоплаченные денежные поощрения за июнь 2018 года в размере 4585 рублей 77 коп, за февраль в размере 998 руб. 78 коп., компенсацию при увольнении, рассчитанную исходя из 100% ежемесячного денежного поощрения в размере 79902 руб. 45 коп., проценты за задержку выплат при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3360 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал. В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он проходил государственную гражданскую службу в Министерстве строительного комплекса <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ на должности государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела правового сопровождения внебюджетного строительства Правового управления.
В октябре 2018 года, из расчетных листков, ему стало известно, что приказом на ежемесячное денежное поощрение за июнь 2018 года при расчете заработной платы ему установлено такое поощрение за указанный месяц в размере 50% от должностного оклада, однако основания уменьшения ежемесячного денежного поощрения до него не доводились, с приказом он ознакомлен не был.
ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о сокращении занимаемой им должности.
ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Министра строительного комплекса <адрес> №-К, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы <адрес>, служебный контракт с ним был расторгнут.
ДД.ММ.ГГГГ по запросу истца, ему были выданы документы о произведенных начислениях по расчету в связи с увольнением, из которых ему стало известно, что денежная компенсация при увольнении была выплачена ему в сумме, исходя из расчета ежемесячного денежного поощрения в размере 1% от должностного оклада, установленного в феврале 2019 года.
Считая незаконным уменьшение работодателем ежемесячного денежного поощрения за июнь 2018 года до 50% и февраль 2019 года до 1% от должностного оклада, просит признать незаконными приказы об установлении такого поощрения в указанном размере, взыскать недоплаченное денежное поощрение за июнь 2018 года в размере 4585 рублей 77 коп, за февраль в размере 998 руб. 78 коп.
Также просит взыскать с ответчика не доплаченную в связи с этим компенсацию при увольнении, рассчитанную исходя из 100% ежемесячного денежного поощрения за февраль 2019 года в размере 79902 руб. 45 коп.
Указывая на то, что выплата полного расчета при увольнении работодателем была задержана на 21 день, просит взыскать с ответчика проценты за такую задержку за период с ДД.ММ.ГГГГ (день, следующий за днем увольнения) по ДД.ММ.ГГГГ (день фактической выплаты) в сумме 3360 рублей, рассчитанной исходя из не оспариваемой суммы произведенной выплаты в размере 309661 руб. 85 коп.
Кроме того, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО4 просил в иске отказать, указав на наличие у работодателя права на установление размера ежемесячного денежного поощрения в размере 1-100% должностного оклада. Наличия факта задержки полного расчета с ФИО5 при его увольнении не оспаривал.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу в Министерстве строительного комплекса <адрес> на основании заключенного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ на должности государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела правового сопровождения внебюджетного строительства Правового управления.
ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Министра строительного комплекса <адрес> №-К, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы <адрес>, служебный контракт с ФИО5 был расторгнут.
Из материалов дела усматривается, что Приказом Министра строительного комплекса МО №-к-1 от ДД.ММ.ГГГГ о ежемесячном денежном поощрении, истцу установлено к выплате ежемесячное денежное поощрение за июнь 2018 года в размере 50% должностного оклада.
Приказом исполняющего обязанности Министра строительного комплекса МО №-к-1 от ДД.ММ.ГГГГ о ежемесячном денежном поощрении, истцу установлено к выплате ежемесячное денежное поощрение за февраль 2019 года в размере 1% должностного оклада.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 79-ФЗ), гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ч. 1, 2, п. 1-6 ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 116/200-03 "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности <адрес> и должности государственной гражданской службы <адрес>", денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы <адрес> и оклада за классный чин, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно п. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 116/2003-ОЗ "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности <адрес> и должности государственной гражданской службы <адрес>" гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы <адрес>, выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере 1 - 100 процентов должностного оклада. Размер ежемесячного денежного поощрения устанавливается в порядке, установленном представителем нанимателя.
Часть первая ст. 191 Трудового кодекса РФ закрепляет право работодателя поощрять (в том числе путем выдачи премии) работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, создавая тем самым дополнительный стимул к высокопроизводительному труду, предоставляет работодателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников.
Таким образом, поощрение за труд, определение его формы, размера является правом, а не обязанностью работодателя (нанимателя).
Тем самым, выплата ежемесячного денежного поощрения, премии и их размер устанавливаются представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с действующими нормативными актами и локальными актами государственного органа и зависят от индивидуальных показателей выполнения государственным гражданским служащим служебных обязанностей, а также достижения запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности.
Анализируя установленные по делу обстоятельства и нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что приказы №-к-1 от ДД.ММ.ГГГГ и №-к-1 от ДД.ММ.ГГГГ о ежемесячном денежном поощрении, которым истцу постановлено выплатить ежемесячное денежное поощрение за июнь 2018 года в размере 50%, а за февраль 2019 года в размере 1% от должностного оклада, были приняты в установленном законом порядке, в соответствии, в том числе, с Порядком премирования и поощрения государственных гражданских служащих <адрес>, утвержденным приказом министра Строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поскольку представитель нанимателя сам вправе определять размер премиальных выплат, полагающихся работнику, Министр строительного комплекса МО, определив размер денежного поощрения истца за июнь 2018 года в 50%, а за февраль 2019 года в размере 1% от должностного оклада, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемые приказы приняты в соответствии с указанными нормативными актами и полномочиями министра строительного комплекса МО, в связи с чем, оснований для признания их недействительными в части, касающейся установления размера поощрения ФИО1 не имеется.
При таких обстоятельствах, данные исковые требования, а также вытекающие из них требования о взыскании недоплаченных денежных поощрений за июнь 2018 года в размере 4585 рублей 77 коп, за февраль в размере 998 руб. 78 коп., компенсации при увольнении в размере 79902 руб. 45 коп. удовлетворению не подлежат.
Статьей 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит положений о выплатах при увольнении в последний день осуществления службы.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ в данном случае возможно применение норм Трудового кодекса РФ в отношении порядка выплаты полагающихся сумм при увольнении, не урегулированных указанным Федеральным законом.
Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Как указывалось выше, ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Министра строительного комплекса <адрес> №-К, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы <адрес>, служебный контракт с ФИО5 был расторгнут.
Из материалов дела следует, что окончательный расчет при увольнении истца был произведен с ним лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть выплата заработной платы и компенсационных выплат при увольнении была задержана работодателем на 21 день.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком в ходе судебного разбирательства, доказательств обратного ответчиком суду не представлялось.
Проверив расчет периода задержки выплаты заработной платы при увольнении – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и суммы процентов, представленный истцом, суд соглашается с ним и считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца проценты за задержку выплаты заработной платы и иных выплат при увольнении за указанный период и рассчитанных исходя из неоспариваемой суммы произведенной выплаты - в размере 3360 рублей.
Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что действиями работодателя, необоснованно задержавшего при увольнении выплату истцу заработной платы, последнему был причинен моральный вред, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца его денежную компенсацию. При определении суммы компенсации, суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, а также исходя из принципов разумности и справедливости считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства строительного комплекса <адрес> в пользу ФИО1 проценты за задержку выплат при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3360 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей, а всего взыскать 5360 рублей.
Исковые требования ФИО1 о признании незаконными приказов об установлении ФИО1 ежемесячного денежного поощрения за июнь 2018 года в размере 50%, за февраль 2019 года в размере 1%, взыскании недоплаченного денежного поощрения за июнь 2018 года в размере 4585 рублей 77 коп, за февраль в размере 998 руб. 78 коп., ежемесячного денежного поощрения при увольнении в размере 79902 руб. 45 коп., взыскании компенсации морального вреда в большем размере – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Красногорского
Городского суда
<адрес> И.П.Брижевская
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.П.Брижевская