Производство № 2а-2900/2020
УИД28RS0004-01-2020-002448-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 августа 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующий судья Астафьева Т.С.,
при секретаре БурдинеВ.В.,
с участием административного ответчика – начальника ОСП № 2 по г. Благовещенску БродягинойИ.А., представителя административного ответчика УФССП России по Амурской области Корневой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оленчука Ю. И. о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП № 2 по г. Благовещенску БудниковойН.В., начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП № 2 по г. Благовещенску БродягинойИ.А., ОСП № 2 по г. Благовещенску,
УСТАНОВИЛ:
ОленчукЮ.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование, что 27.01.2020 года им (ОленчукомЮ.И.) был направлен в адрес УФССП России по Амурской области исполнительный лист ФС № 011327950 по уголовному делу 1-953/2016 от 29.08.2016 г. о взыскании денежных средств с должника Щербакова Е.И. в пользу взыскателя ОленчукаЮ.И. Между тем, в нарушение требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года N 229-ФЗ начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП № 2 по г. Благовещенску БродягинойИ.А. исполнительный лист на исполнение судебному приставу-исполнителю БудниковойН.В. передан с нарушением сроков передачи для возбуждения исполнительного производства. Таким образом, судебным приставом-исполнителем БудниковойН.В. нарушены сроки возбуждения исполнительного производства по исполнительному листу ФС № 011327950, постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес взыскателя с нарушением установленного Федеральным законом «Об исполнительном производстве» срока. Указанные нарушения повлекли невозможность получения возмещения вреда на 7 дней раньше. Кроме того, если бы приставы вовремя уведомили должника о возбуждении исполнительного производства, должник смог бы предоставить ему (ОленчукуЮ.И.) в счет расчета автомобиль, который он смог бы использовать для извлечения прибыли.
Уточнив требования, ОленчукЮ.И. просит суд признать незаконным бездействие СПИ БудниковойН.В., ОСП № 2 по г. Благовещенску, выразившееся в не возбуждении исполнительного производства в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа; в не направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, взыскателю; признать незаконными действия начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП № 2 по г. Благовещенску БродягинойИ.А., выразившиеся в нарушении сроков передачи исполнительного документа судебному приставу-исполнителю.
Представители административных ответчиков начальник ОСП№ 2 по г. Благовещенску БродягинаИ.А., представитель УФССП России по Амурской области Корнева Н.М. возражали против удовлетворения административных исковых требований, так как несмотря на то, что, действительно, были нарушены сроки передачи исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, нарушение прав взыскателя отсутствует. Доказательств того, что из владения должника выбыло какое-либо имущество, на которое возможно было бы обратить взыскание, не представлено. Более того, настоящее исполнительное производство объединено с другим исполнительным производством (о взыскании с Щербакова задолженности по алиментам), которое было возбуждено ранее, в рамках которого судебным приставом-исполнителем принимаются меры принудительного исполнения. Исполнение по исполнительному документу № ФС 011327950 будет возможно только после погашения задолженности по алиментным обязательствам.
Административный истец ОленчукЮ.И., административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП № 2 по городу Благовещенску БудниковаН.В., заинтересованное лицо Щербаков Е.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч.6ст.226 КАС РФ, суд, определил, рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, по смыслу приведенных норм закона для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа, посредством вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, после чего совершает предусмотренные названным Федеральным законом действия и применяет меры принудительного исполнения, необходимые для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.
При этом в силу статьи 4 названного Закона в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен обеспечить соблюдение принципов законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 10 ФЗ от 21.07.1997 года г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации).
В силу п. 2 вышеуказанной статьи старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
В соответствие со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 30).
Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В силу ч. ч. 8, 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства и не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляет его взыскателю.
Единые требования к подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности Службы документов и порядок, документооборота (кроме секретного делопроизводства), обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих (центрального аппарата и территориальных органов Службы установлены Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682 (ред. от 31.08.2012) (далее по тексту - Инструкция).
В соответствии с п. 4.2.4 Инструкции обращение гражданина (физического лица), доставленное им лично, принимается уполномоченным должностным лицом отдела писем и приема граждан с проверкой документа, удостоверяющего личность гражданина. Обращение гражданина, доставленное его представителем, принимается с проверкой полномочий представителя (наличие доверенности, оформленной установленным порядком, и документа, удостоверяющего личность представителя).
В силу п. 4.4.2 Инструкции регистрация поступивших обращений граждан, за исключением содержащих информацию о совершенных или готовящихся преступлениях, осуществляется в течение трех дней.
Согласно п. 12.1.2 - 12.1.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 года N 682, регистрация поступивших в подразделение судебных приставов документов производится в АС либо в книге регистрации входящих документов, оформленной по установленному образцу на бумажном носителе. Входящему документу присваивается регистрационный номер, структура которого включает разделенные косой чертой порядковый номер документа по базе данных АС (порядковый номер по Книге регистрации входящих документов) в пределах текущего года, две последние цифры года, двузначный код подразделения судебных приставов, двузначный код территориального органа Службы. Поступившие вместе с исполнительным документом иные документы (заявление взыскателя (его представителя) о возбуждении по нему исполнительного производства, сопроводительное письмо к актам уполномоченного органа и другие) регистрируются под номером соответствующего исполнительного документа. Зарегистрированные исполнительные документы учитываются в Книге учета исполнительных документов под присвоенными им регистрационными номерами.
Как следует из материалов дела, 27 января 2020 года ОленчукЮ.И. обратился в ОСП № 2 по городу Благовещенску с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении Щербакова Е.И., приложив к нему исполнительный лист ФС № 011327950.
Согласно книге учета исполнительных документов ОСП № 2 по городу Благовещенску от 05.02.2020 исполнительный документ ФС № 011327950 передан судебному приставу - исполнителю БудниковойН.В. для решения вопроса о возбуждении либо об отказе в возбуждении исполнительного производства 06.02.2020 г., что, действительно, свидетельствует о нарушении начальником отдела - старшего судебного пристава ОСП № 2 по г. Благовещенску БродягинойИ.А. установленных п. 7 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. 12.1.5. Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (утв. Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682) сроков регистрации и передачи судебному приставу-исполнителю исполнительного документа.
При этом постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено судебным приставом - исполнителем БудниковойН.В. 06.02.2020 года, то есть в день поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю, с соблюдением установленного Федеральным законом Об исполнительном производстве" срока.
Копия постановления направлена в адрес взыскателя 18.02.2020 года, то есть с нарушением установленного ч. 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срока.
Между тем, несмотря на нарушение начальником отдела - старшего судебного пристава ОСП № 2 по г. Благовещенску БродягинойИ.А. установленных п. 7 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. 12.1.5. Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (утв. Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682) сроков регистрации и передачи судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, а также судебным приставом-исполнителем ОСП № 2 по г. Благовещенску БудниковойН.В. срока направления копии постановления взыскателю, доказательств того, что указанные действия привели к нарушению прав и законных интересов административного истца, сделали невозможным или затруднили исполнение судебного акта, суду не представлено, в том числе не представлено доказательств, что за период с 31.01.2020 года (когда исполнительный лист должен был быть передан судебному приставу-исполнителю) по 06.02.2020 года (когда исполнительное производство было фактически возбуждено) должником Щербаковым Е.И. было отчуждено какое-либо имущество, за счет которого возможно было погасить задолженность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований настоящего административного искового заявления Оленчука Ю. И. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного искового заявления Оленчука Ю. И. к судебному приставу-исполнителю ОСП № 2 по г. Благовещенску БудниковойН.В., ОСП № 2 по г. Благовещенску о признании незаконным бездействия, выразившегося в не возбуждении исполнительного производства в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа, в не направлении взыскателю копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления; а также к начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП № 2 по г. Благовещенску БродягинойИ.А. о признании незаконными действий по передаче исполнительного документа судебному приставу-исполнителю с нарушением установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» сроков - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Астафьева
Решение в окончательной форме принято 03 августа 2020 года