РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Давыдовой А.А.
при секретаре Родионовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кирюхиной Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 к ФГКУ «Центррегионжилье» в лице 1 отдела о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся и признании права на жилье,
УСТАНОВИЛ:
Истица Кирюхина Т.В., вдова умершего в период военной службы <данные изъяты> ФИО8, проходившего военную службу по контракту в различных воинских частях России. Выслуга лет в Вооруженных Силах России в льготном исчислении на момент исключения из списков личного состава части ( с момента смерти) составляет № лет № месяцев № дней, в календарном исчислении – № месяца № дня. Последнее место службы- военная комендатура Рощинского гарнизона. Приказом <данные изъяты> гарнизона № от ДД.ММ.ГГГГ её супруг исключен из списка личного состава части в связи со смертью. В период прохождения военной службы супруг истицы с составом семьи - № человека поставлен на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения по месту прохождения военной службы. ДД.ММ.ГГГГ выделено жилое помещение на основании служебного ордера № по адресу: <адрес> <адрес> которое отнесено к специализированному фонду с присвоением статуса служебного жилого помещения на основании Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время статус жилого помещения изменился; приказом заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указанное жилое помещение исключено из специализированного жилого фонда и передано в собственность городского поселения <адрес>. Между тем, договор социального найма с истицей не заключался. В ДД.ММ.ГГГГ году истица как вдова умершего в период военной службы обратилась с заявлением в 1 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании её нуждающейся в жилом помещении с учетом права умершего военнослужащего в соответствии со ст. 15, ст. 24 ФЗ-76 «О статусе военнослужащих» и предоставлении ей составом семьи из № человек жилого помещение в <адрес>. Однако решением 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № в принятии на учет нуждающихся по договору социального найма истице отказано. Истица полагает, что как вдова имеет гарантии на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства. При этом, доводы оспариваемого отказа сводятся к тому, что истица проживает в жилом помещении площадью № кв.м. в порядке и на условиях социального найма составом семьи из № человек. Однако договор социального найма с истицей не заключался. Данное жилое помещение предоставлялось по месту прохождения супругом военной службы. При обеспечении её (истицы) как вдовы умершего военнослужащего по избранному месту жительства в <адрес>, она совместно с проживающими членами семьи обязана освободить жилое помещение, предоставленное по месту прохождения военной службы. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истица совершила отчуждение жилого помещения, принадлежащего ей на праве единоличной собственности общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, что должно расцениваться с учетом положения ст. 53 ЖК РФ и при постановке истицы на учет нуждающихся должен быть произведен расчет № кв.м. на одного человека, что ниже учетной нормы, утвержденной в <адрес>, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена равной № кв.м. на одного человека. Между тем, отказывая истицы в постановке на учет, сторона ответчика указала в оспариваемом решение о применении учетной нормы по <адрес>, а расчет производили исходя из состава семьи из № человек без учета умершего военнослужащего, что по мнению истицы противоречит нормам действующего законодательства.
В судебном заседании представитель истцов, действующий на основании доверенности ФИО6 уточнил исковые требования и дополнил, что ДД.ММ.ГГГГ стороной ответчика вынесено решение № о внесении изменений в ранее вынесенное решение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с учетной нормой по <адрес>. Однако спорное жилое помещение предоставлялось по месту прохождения умершим супругом военной службы, договор социального найма на указанное жилое помещение не заключался, она как вдова военнослужащего имеет право на обеспечение жилым помещением с проживающими членами семьи по избранному месту жительства в <адрес>, освободив жилое помещение, предоставленное по месту прохождения военной службы умершего супруга. Отчуждение ранее принадлежащего жилого помещения произошло ДД.ММ.ГГГГ, то есть при жизни супруга, расчет обеспеченности истицы и членов её семьи при постановке её на учет должен производиться из расчета № кв.м. на человека, что ниже учетной нормы по <адрес>.
Представитель ответчика ФИО7 иск не признала, ссылаясь на законность вынесенного решения, просила в иске отказать. Дополнила, что истица своим личным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ изъявила желание снять статус служебного жилого помещения, предоставленного её супругу и членам его семьи в ДД.ММ.ГГГГ году, тем самым реализовала свое право гарантированное ст. 24 ФЗ-78. Кроме того, Приказом Зам.Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по указанному адресу: <адрес> <адрес> общей площадью № кв.м. исключено из специализированного жилищного фонда и передано в собственность городского поселения Рощинский муниципального района <адрес>.
Представитель третьего лица администрации муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что подтверждается заявлением, имеющимся в материалах дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Приказом Министра обороны N 1280 от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма".
Согласно п. 3 Инструкции, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (п. 10).
Судом установлено, что супруг истицы ФИО8 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, первый контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ВК <данные изъяты> гарнизона № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 исключен из списков личного состава воинской части в связи со смертью.
Выслуга лет на момент исключения из списков личного состава в календарном исчислении составляет более № лет, в льготном исчислении – № месяцев № дней.
В период прохождения военной службы ФИО8 и членам его семьи согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес> <адрес>, где члены его семьи проживают до настоящего времени. В настоящее время наниматель по договору изменен на истицу Кирюхину Т.В. ( в связи со смертью супруга).
В период, предшествующий смерти военнослужащего ФИО8 на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении в <адрес> в связи с предстоящим увольнением в запас, был поставлен на учет нуждающихся в получении постоянной жилого помещения составом семьи из № человек.
В связи с изменением органа, осуществляющего полномочия по обеспечению жильем военнослужащих (ранее <данные изъяты> района, а в настоящее время ФГКУ «Центррегионжилье»).
По смыслу нормы пункта № статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", получение социальной защиты членами семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, не ставится законом в зависимость от продолжительности его военной службы. Данное условие (продолжительность военной службы 10 лет и более) предусмотрено названной нормой для членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (пункт 1.1 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно разъяснениям, данным в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащий" при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункте 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что продолжительность военной службы ФИО8, погибшего в период прохождения им военной службы, не имеет значения для определения состава семьи при постановке членов его семьи на учет для предоставления жилья. Состав семьи военнослужащего определяется на дату его гибели, поскольку в силу пункта 1.1 статьи 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" именно такой состав семьи военнослужащего учитывается при расчете размера общей площади предоставляемого жилого помещения.
Как следует из материалов дела, на дату смерти военнослужащего ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ) его семья состояла из № человек: супруга Кирюхина Т.В., и их дети: ФИО3, ФИО2 Следовательно, в таком составе семья военнослужащего подлежала постановке на учет для обеспечения постоянным жилым помещением по договору социального найма.
Судом также установлено, что решением от ДД.ММ.ГГГГ истица как вдова полковника ФИО8 снята с учета нуждающихся в получении жилых помещением в связи с обеспеченностью на момент их постановки. Основанием для принятия решения явилось то обстоятельство, что на момент постановки на учет военнослужащего принадлежащее его супруге (истице по настоящему делу) на праве личной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью № кв.м. было отчуждено ДД.ММ.ГГГГ, право собственности прекращено. На момент постановки на учет военнослужащего и членов его семьи в обеспечении постоянным жилым помещением согласно рапорту в <адрес> составляла № кв.м ( № чел ), что выше учетной нормы предоставления по договору социального найма в <адрес> (№ кв.м.)
ДД.ММ.ГГГГ истица как вдова умершего военнослужащего обратилась с заявлением к начальнику 1 отдела <адрес> ФГКУ « Центррегионжильё» о признании её нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в <адрес>, то есть по избранному месту жительства, правом на которое она обладает в силу ст. 24 вышеуказанного Федерального Закона.
Решением № в принятии на учет истицы было отказано. Основанием отказа явилось то обстоятельство, что истица личным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ изъявила желание снять статус служебного жилого помещения по адресу: пгт Рощинский <адрес> кВ. 41 и вынесением Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым жилое помещение по указанному адресу исключено из специализированного жилого фонда и передано в собственность городского поселения Рощинский муниципального района <адрес>.
Вместе с тем, из материалов учетного дела следует, что договор социального найма с истицей не заключался, в реестре муниципальной собственности данное жилое помещение до настоящего времени не зарегистрировано.
Избрание гражданином постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий (подпункта "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, далее Правил).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с подпунктом "г" п. 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Поводом для принятия при жизни военнослужащего ФИО8 и членов его семьи на учет явилось именно избрание им после предстоящего увольнения с военной службы постоянного места жительства в <адрес>.
После смерти военнослужащего истица как вдова, обладающая правом в силу вышеуказанных норм закона на предоставление жилого помещения в избранном мете жительства, то есть в <адрес> ( при норме предоставления № кв.м. ) обратилась с заявлением о постановке на учет.
Ссылка ответчика о том, что истице в настоящее время предоставлено жилое помещение по договору социального найма несостоятельна и не подтверждена документально, поскольку как указывалось ранее договор социального найма с ней не заключался, право собственности за муниципалитетом на жилое помещение не зарегистрировано.
При таких данных, выводы об утрате истицей оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, противоречат приведенным выше нормам права, подпункту 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и материалам дела.
Изменение статуса жилого помещения, в котором истцы проживают, не является основанием для лишения истицы и членов её семьи права на получение государственной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с пунктом 3 ст. 6, пунктом 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о реализации которого им было заявлено своевременно и с соблюдением установленного порядка.
При этом, доводы ответчика о том, что, истица, написав заявление о снятии с квартиры, в которой она проживала, статуса служебного жилья, тем самым изъявила желание избрать место жительство в <адрес>, являются ошибочными, поскольку из заявления о снятии статуса жилого помещения этого не следует, заявления о желании избрать место жительство в <адрес> истица не указывала. От обязательства сдать безвозмездно занимаемое жилое помещение при предоставлении жилья по избранному месту жительства истица не отказывается и такая возможность ею не утрачена.
Кроме того, в силу п.5 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих» установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающих с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семе, находящихся на квартирном учете.
Таким образом, отказ в принятии истицы на учет и обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес>, где норма предоставления составляет № кв.м. то есть более чем обеспечены истцы на момент постановки на учет и смерти самого военнослужащего ( № кв.м.), суд полагает незаконным, поскольку полученное супругом истицы при жизни жилое помещение является служебным, получено по месту прохождения военной службы, а при обеспечении её как вдовы по избранному месту жительства в <адрес>, истица и проживающие с ней члены её семьи (дети) обязаны освободить жилое помещение, предоставленное её супругу по месту прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кирюхиной Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 к ФГКУ «Центррегионжилье» в лице 1 отдела о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся и признании права на жилье удовлетворить.
Признать незаконными решения ФГКУ «Центррегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, принятые начальником 1-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье», об отказе Кирюхиной Т.В. и членов её семьи в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Признать за Кирюхиной Т.В., ФИО2, ФИО3 право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительстве в <адрес> за счет средств Министерства обороны РФ.
Обязать ФГКУ «Центррегионжилье» принять Кирюхину Т.В. и членов её семьи в реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья