№ 2а-314/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации14 июня 2018 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,
при секретаре Угрюмовой Е.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Сковородинского района Вахмяниной Е.Ю.,
представителя административного истца администрации муниципального образования города Сковородино – Нечиненной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц жителей города Сковородино к администрации муниципального образования города Сковородино о признании бездействия администрации муниципального образования город Сковородино незаконным, обязании демонтировать объект незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц жителей города Сковородино обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования города Сковородино о признании бездействия администрации муниципального образования город Сковородино незаконным, обязании демонтировать объект незавершенного строительства.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка по обращению руководителя СО по Сковородинскому району СУ СК по Амурской области СК России Р.А. Шкилева по факту свободного доступа на объект незавершенного строительства в районе МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино. Проведенной проверкой установлено следующее.
Согласно информации, предоставленной администрацией г. Сковородино в адрес прокуратуры района информации, земельный участок с кадастровым номером 28:24:010899:28, расположенный на пересечении улиц Красноармейская и Дзержинского, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования в муниципальном образовании город Сковородино (свидетельство о государственной регистрации права серии №).
На данном земельном участке расположен объект незавершенного строительства, а именно фундамент в виде блоков и перекрытий, который в настоящее время пришел в негодность. Доступ к земельному участку, который расположен вблизи МБОУ Средняя общеобразовательная школа № <адрес>, свободный.
Ранее в прокуратуру района по данному факту неоднократно поступали обращения. Так, 13.10.2017 поступило обращение директора МБОУ СОШ № <адрес>, из которого следует, что - «детей и подростков тянет на данное сооружение словно магнитом, при этом объект незавершенного строительства представляет собой недостроенные пролеты, разрушенные блоки, куски торчащей арматуры и неожиданные обрывы, нахождение на которых могут привести к ужасающим последствиям.
Заброшенный строительный объект представляет большую опасность для окружающих, при этом он даже не огорожен забором. Родители обучающихся уже устали от опасного соседства и считают, что в данном случае нарушены и права на комфортный и безопасный путь детей в школу и из нее».
Кроме того, прокуратурой района 08.12.2016, 01.11.2017 по данному факту вносились представления в адрес главы г. Сковородино с требованием демонтировать либо оградить объект, однако фактически администрацией никаких мер предпринято не было.
Объект незавершенного строительства представляет собой бетонные блоки и перекрытия, высотой около 3 метров. В связи с разрушением, повсюду оголены куски арматуры, на земельном участке лежит много битого стекла. В любое время возможно полное разрушение того или иного перекрытия. В тоже время доступ к земельному участку и данному объекту свободный.
Таким образом, в настоящее время данный объект незавершенного строительства, представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья людей, в том числе детей, которые обучаются в МБОУ СОШ №, пришедший в негодность фундамент может стать причиной несчастных случаев и травматизма, образовавшиеся развалины захламляют землю.
В соответствии со ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Положениями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Так, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Положениями ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
Согласно пп. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
Таким образом, ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды, за состояние земель, и частности земельного участка на котором расположен объект незавершенного строительства на территории поселения в данном случае несет администрация муниципального образования город Сковородино.
Вместе с тем согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Однако расположение опасного для жизни и здоровья, объекта незавершенного строительства, в непосредственной близости с образовательным учреждением, каждый день в котором пребывает значительное число детей, прямо наносит им вред в нарушение указанных норм федерального закона.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав является их защита в суде.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4. ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи с изложенным, на основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, 218 КАС РФ, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования город Сковородино Амурской области, выразившееся в
непринятии мер по демонтажу объекта незавершенного строительства,
которое представляет опасность для жизни и здоровья людей. Обязать администрацию муниципального образования город Сковородино Амурской области в течение шести месяцев со дня вступления
решения в законную силу демонтировать объект незавершенного
строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером
28:24:010899:28 и провести рекультивацию земельного участка.
Представитель административного истца помощник прокурора Сковородинского района Вахмянина Е.Ю. на удовлетворении заявленных требований настаивает, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика – муниципального образования города Сковородино Нечиненная К.С., административные исковые требования прокурора Сковородинского района признает в полном объеме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений органа государственной власти подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ст. 218 КАС РФ).
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Поскольку объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:24:010899:28, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования в муниципальном образовании город Сковородино представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья людей, в том числе детей, которые обучаются в МБОУ СОШ №, подтверждается право прокурора Сковородинского района обратиться в суд с данным административным исковым заявлением.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка по обращению руководителя СО по Сковородинскому району СУ СК по Амурской области СК России Р.А. Шкилева по факту свободного доступа на объект незавершенного строительства в районе МБОУ СОШ № <адрес>. Проведенной проверкой установлено следующее.
Согласно информации, предоставленной администрацией г. Сковородино в адрес прокуратуры района информации, земельный участок с кадастровым номером 28:24:010899:28, расположенный на пересечении улиц Красноармейская и Дзержинского, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования в муниципальном образовании город Сковородино (свидетельство о государственной регистрации права серии №).
На данном земельном участке расположен объект незавершенного строительства, а именно фундамент в виде блоков и перекрытий, который в настоящее время пришел в негодность. Доступ к земельному участку, который расположен вблизи МБОУ Средняя общеобразовательная школа № <адрес>, свободный.
Ранее в прокуратуру района по данному факту неоднократно поступали обращения. 13.10.2017 поступило обращение директора МБОУ СОШ № <адрес>.
Кроме того, прокуратурой Сковородинского района неоднократно, а именно 08.12.2016, 01.11.2017 по данному факту вносились представления в адрес главы г. Сковородино с требованием демонтировать либо оградить объект, однако администрацией муниципального образования город Сковородино никаких мер предпринято не было.
Объект незавершенного строительства представляет собой бетонные блоки и перекрытия, высотой около 3 метров. В связи с разрушением, повсюду оголены куски арматуры, на земельном участке лежит много битого стекла. В любое время возможно полное разрушение того или иного перекрытия. В тоже время доступ к земельному участку и данному объекту свободный.
Таким образом, судом установлено, что данный объект незавершенного строительства, представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья людей, в том числе детей, которые обучаются в МБОУ СОШ №, пришедший в негодность фундамент может стать причиной несчастных случаев и травматизма, образовавшиеся развалины захламляют землю.
В соответствии со ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Положениями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Так, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Положениями ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
Согласно пп. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
Таким образом, ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды, за состояние земель, и частности земельного участка на котором расположен объект незавершенного строительства на территории муниципального образования город Сковородино в данном случае несет администрация муниципального образования город Сковородино.
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Однако расположение опасного для жизни и здоровья, объекта незавершенного строительства, в непосредственной близости с образовательным учреждением, каждый день в котором пребывает значительное число детей, прямо наносит им вред в нарушение указанных норм федерального закона.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Применительно к зданиям и сооружениям общие вопросы, посвященные обеспечению их безопасности, регламентированы Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Объектом технического регулирования данного Закона являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, накладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
В силу статьи 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, о том, что выявленные в ходе проведения прокурорской проверки нарушения ответчиком требований действующего законодательства о безопасности зданий и сооружений, подтверждают тот факт, что объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:24:010899:28, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования в муниципальном образовании город Сковородино представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья людей, в том числе детей, обучающихся в МБОУ СОШ №.
Бездействие муниципального образования город Сковородино, выразившееся в неприятии мер по демонтажу объекта незавершенного строительства, может привести к непоправимым последствиям, стать причиной несчастных случае и детского травматизма, так как указанный объект незавершенного строительства представляет реальную угрозу здоровью и жизни людей.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц жителей города Сковородино о признании бездействия администрации муниципального образования город Сковородино незаконным, обязании демонтировать объект незавершенного строительства
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц жителей города Сковородино к администрации муниципального образования города Сковородино о признании бездействия администрации муниципального образования город Сковородино незаконным, обязании демонтировать объект незавершенного строительства удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Сковородино, выразившееся в неприятии мер по демонтажу объекта незавершенного строительства, представляющего опасность для жизни и здоровья людей.
Обязать администрацию муниципального образования город Сковородино Амурской области демонтировать объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 28:24:010899:28 в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу и провести рекультивацию земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. 18 июня 2018 года.
Председательствующий Петрашко С.Ю.