РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2014 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Алексеевой Т.В.,
при секретаре Егоровой С.А.,
с участием представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН г. Тулы – Фесак Н.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1963/2014 по иску Воробьевой О.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, предоставить и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета как ветерану труда,
установил:
Воробьева О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о возложении обязанности назначить ей ежемесячную денежную выплату с 10.02.2014г., предусмотренную для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", предоставить и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета как ветерану труда. Свои требования мотивировала тем, что является ветераном труда, а потому имеет право на получение указанной денежной выплаты и справки, однако Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в назначении указанной денежной выплаты ей отказано.
В судебное заседание истец Воробьева О.В. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Фесак Н.В. в судебном заседании просила в иске Воробьевой О.В. отказать, поскольку истец не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с достижением которого Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" связывает предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки, право на получение ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст. 7 указанного Закона Тульской области, истец не приобрела.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Судом установлено, что Воробьева О.В. является ветераном труда, что подтверждается выданным ей ДД.ММ.ГГГГ. удостоверением серии №.
Согласно трудовой книжке истец работает в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, имеет стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ года.
Меры социальной поддержки ветеранов труда в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" на территории Тульской области определены Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".
Ветераны труда имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (ст. 7 указанного Закона Тульской области в редакции Закона Тульской области от 31 октября 2009 года № 1352-ЗТО).
Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы», полномочное устанавливать и начислять указанные выплаты, куда Воробьева О.В. обратилась, полагая, что имеет право на получение ежемесячных денежных выплат, предусмотренных для ветеранов труда ст. 7 указанного Закона Тульской области, в предоставлении этих мер социальной поддержки ей отказало решением от ДД.ММ.ГГГГ года.
При этом указанное Государственное учреждение исходило из того, что Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" связывает предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки с достижением возраста, дающего право на назначение им пенсии, независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Поскольку истец этого возраста не достигла, право на получение ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст. 7 указанного Закона Тульской области, как считает указанное Государственное учреждение, не приобрела.
Между тем, с такой позицией Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» согласиться нельзя.
Исходя из буквального содержания ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты законодатель связывает лишь с приобретением лицом статуса ветерана труда и не ставит в зависимость от каких - либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого - либо вида пенсии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Воробьева О.В. имеет право на получение ежемесячных денежных выплат, предусмотренных для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".
Нарушенное отказом Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» право истца на предоставление этих мер социальной поддержки подлежит судебной защите путем возложения на указанное Государственное учреждение обязанности назначить истцу указанные ежемесячные денежные выплаты.
В силу п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 года № 201, ежемесячная денежная выплата, предусмотренная ст. 7 Закона, должна быть назначена ветерану труда со дня обращения за ней в орган социального развития с заявлением установленной формы и другими необходимыми документами, перечисленными в п. 4 указанного Порядка.
Воробьева О.В. обратилась в орган социальной защиты населения за указанной ежемесячной денежной выплатой с заявлением установленной формы и другими необходимыми документами ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, указанная выплата должна быть ей назначена с этой даты.
Обоснованными суд считает и требования Воробьевой О.В. о предоставлении ей права на получение единого месячного льготного проездного билета.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Анализируя изложенное, принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем города Тулы и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ей неправомерно было отказано в предоставлении вышеназванных льгот.
В связи с чем суд считает, что исковые требования Воробьевой О.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о возложении обязанности назначить ей с ДД.ММ.ГГГГ. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" и возложении обязанности по выдаче ей справки на приобретение льготного проездного билета подлежат удовлетворению.
В силу положений ст.ст. 88,98 ГПК РФ, в связи с удовлетворением исковых требований Воробьевой О.В. взысканию в ее пользу с ответчика подлежат судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Воробьевой О.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, предоставить и выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета как ветерану труда удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» назначить Воробьевой <данные изъяты> ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда статьей 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области" с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Воробьевой Ольге Владимировне справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Взыскать с ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Воробьевой О.В. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г.Тулы в течение месяца дня со дня вынесения.
Председательствующий: