Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4138/2015 ~ М-3556/2015 от 11.06.2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    22 июня 2015 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бетиной Г.А.,

при секретаре Черных М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4138/15 по заявлению Прокурора г.Тольятти о признании бездействия Думы г.о.Тольятти незаконным,

установил:

Прокурор г.Тольятти обратился в суд с заявлением о признании бездействия Думы г.о.Тольятти незаконным, указав, что прокуратурой г.Тольятти проведена антикоррупционная экспертиза решения Думы г.о.Тольятти от 22.01.2014г. (в ред.от 04.03.2015) «О положении о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти». В ходе вышеуказанной экспертизы установлено, что указанный нормативный правовой акт содержит коррупциогенный фактор. Так, ст.14 Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти содержит формулировку «имеют право». Понятие компетенция подразумевает единство прав и обязанностей органа власти и должностного лица, их разделение дает возможность использовать полномочие как право (то есть не осуществлять его или осуществлять, но в определенных условиях) и тем самым позволяет применять избирательный подход при реализации полномочий. Таким образом, в правовых актах недопустима подмена терминов, обозначающих одновременно возможность и обязательность действий субъекта правоприменения, терминами, отражающими одну лишь возможность решения или действия («имеют право», «может», «вправе»). Оспариваемая норма содержит коррупциогенный фактор - определение компетенции по формуле «вправе», то есть диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций (подп. «б» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010). В соответствии с п. 2 ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Так, в связи с выявленными нарушениями прокуратурой города Тольятти в адрес Думы г.о. Тольятти внесено требование «Об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов».

Решением Думы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ указанное требование прокурора г.о. Тольятти отклонено.

Коррупционная составляющая в Положении о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 04.03.2015), создает условия для волевых, а не управомачивающих действий должностных лиц Контрольно-счетной палаты при осуществлении их полномочий, тем самым провоцирует проверяемых лиц на коррупционные действия.

Просит признать незаконным бездействие Думы г.о.Тольятти по не исполнению требования прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении коррупциогенного фактора из ст. 14 Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 04.03.2015), выразившегося в определении компетенции должностных лиц контрольно-счетной палаты по формуле «вправе».

Обязать Думу г.о. Тольятти внести изменения в Положение о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденное решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 04.03.2015) путем исключения коррупциогенного фактора.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Представитель Думы г.о.Тольятти ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что оспариваемая статья Положения о КСП воспроизводит требования статьи 14 «Права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьи 13 «Права, обязанности и ответственность должностных лиц Счетной палаты. Федеральные законы в обязательном порядке проходят антикоррупционную экспертизу, соответственно, не могут содержать коррупциогенные факторы. В связи с чем, воспроизведение в муниципальных правовых актах положений федеральных законов не может расцениваться как коррупциогенный фактор.

Полагает, что со стороны Думы не допущено бездействия при рассмотрении требования прокурора г.Тольятти. В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

Требование прокурора поступило в Думу 05.05.2015г. Согласно планам деятельности Думы в мае 2015 году было запланировано заседание Думы – ДД.ММ.ГГГГ г., которое и являлось ближайшим после получения требования прокурора.

Просит в удовлетворении требований прокурора города Тольятти отказать.

Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону.

Судом установлено, что прокуратурой г.Тольятти проведена антикоррупционная экспертиза решения Думы г.о.Тольятти от 22.01.2014г. (в ред.от 04.03.2015) «О положении о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти».

В обоснование требований заявитель указывает, что в ходе вышеуказанной экспертизы установлено, что указанный нормативный правовой акт содержит коррупциогенный фактор, а именно:

Согласно статьи 14 Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденного решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ «должностные лица контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые объектами контроля, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц объектов контроля и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций, в отношении которых контрольно-счетная палата вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц объектов контроля представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов контроля документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля и хранящейся в электронной форме в базах данных объектов контроля, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Самарской области».

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Частью 2 ст.1 указанного Федерального закона определено, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), <данные изъяты>

Согласно п. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов регулируется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 96 (ред. от 27.11.2013) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утверждающим Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и "Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов").

Согласно подп. «б» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является: определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.

Вместе с тем, осаприваемая статья Положения о КСП воспроизводит требования статьи 14 «Права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьи 13 «Права, обязанности и ответственность должностных лиц Счетной палаты. Отдельные обязанности должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Самарской области» Закона Самарской области от 30.09.2011 № 86-ГД «О Счетной палате Самарской области и отдельных вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Самарской области».

В частности, часть 1 статьи 14 Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» устанавливает: «должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации».

Федеральные законы в обязательном порядке проходят антикоррупционную экспертизу, соответственно, не могут содержать коррупциогенные факторы. В связи с чем, воспроизведение в муниципальных правовых актах положений федеральных законов не может расцениваться как коррупциогенный фактор.

Глава 3 Положения о КСП закрепляет компетенцию и порядок деятельности контрольно-счетной палаты, статья 8 отражает основные полномочия КСП: контрольно-счетная палата осуществляет полномочия по внешнему муниципальному финансовому контролю: контроль за исполнением бюджета г.о.Тольятти; аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертиза проектов муниципальных правовых актов г.о.Тольятти о бюджете, иных нормативных правовых актов Думы, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; внешняя проверка годового отчета об использовании бюджета.

Статья 14 Положения о КСП закрепляет полномочия должностных лиц КСП при проведении контрольных мероприятий.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96, к коррупциогенным факторам относит определение компетенции, а не полномочий, по формуле "вправе".

Из материалов дела следует, что в связи с выявленными нарушениями прокуратурой города Тольятти в адрес Думы г.о. Тольятти внесено требование «Об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов».

Решением Думы г.о. Тольятти от 20.05.2015 г. указанное требование прокурора г.о. Тольятти отклонено.

Из пояснений представителя Думы г.о.Тольятти следует, что в связи с тем, что коррупциогенные факторы в Положении о КСП отсутствуют, требование прокурора города было отклонено. По итогам рассмотрения требования прокурора Думой принято решение от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании изложенного, принимая во внимание, что оспариваемая статья Положения о КСП воспроизводит требования статьи 14 «Права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьи 13 «Права, обязанности и ответственность должностных лиц Счетной палаты, бездействия со стороны Думы не допущено, таким образом, заявление Прокурора г.Тольятти не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Прокурора г.Тольятти о признании незаконным бездействие Думы г.о.Тольятти по не исполнению требования прокурора г.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об исключении коррупциогенного фактора из ст. 14 Положения о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденного решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 04.03.2015), выразившегося в определении компетенции должностных лиц контрольно-счетной палаты по формуле «вправе»; обязании Думы г.о. Тольятти внести изменения в Положение о контрольно-счетной палате городского округа Тольятти, утвержденное решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 04.03.2015) путем исключения коррупциогенного фактора – отказать.

Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Самарский областной суд в течение одного месяца через Центральный районный суд г.Тольятти.

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2015г.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья

Секретарь

2-4138/2015 ~ М-3556/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г.о. Тольятти
Другие
Дума г.о. Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Бетина Г. А.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
11.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2015Передача материалов судье
16.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2015Подготовка дела (собеседование)
19.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2015Дело оформлено
02.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее