Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4156/2013 ~ М-4015/2013 от 05.09.2013

Дело № 2-4156/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2013 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Космачевой О.В.

при секретаре: Вороновой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Е.В. к Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области о признании приказа о лишении премии незаконным, взыскании невыплаченной премии, средств материального стимулирования и компенсации морального вреда,    

            

установил:

Макарова Е.В. обратилась в суд с иском (в редакции уточненных требований) к Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области о признании п. 2 приказа ИФНС от ДД.ММ.ГГГГ в части невыплаты премии за апрель 2013 года незаконным, взыскании невыплаченной премии за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> признании незаконным и подлежащим отмене решение Заседания Комиссии ИФНС по оценке эффективности федеральный государственных служащих ИФНС и распределении средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в части признания причины ее увольнения неуважительной; о взыскании средств материального стимулирования ДД.ММ.ГГГГ взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> (т.2 л.д. 4-7). В обоснование заявленных требований указала, что до ДД.ММ.ГГГГ состояла с ответчиком в трудовых отношениях, была уволена по собственному желанию, а ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по Смоленской области. Указала, что указанные выплаты входят в состав оплаты труда, однако за отработанное время выплачены не были.

Макарова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца по ордеру Шунаев Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в уточненном исковом заявлении. Указала, что у работодателя не имелось оснований для признания причины ее уволнения неуважительными.

Представители ответчика Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области Евстафьева В.Ю., Мацуева В.В. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным представленных письменных возражениях и пояснениях к произведенному расчету (т.1 л.д. 31-32, 87-91). Указали, что в связи с увольнением истицы оснований для начисления указанных выплат не имелось.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

По правилам ст.2 ТК РФ обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На основании ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Этому праву корреспондирует обязанность работодателя выплачивать работнику в полном размере причитающуюся ему заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст.22 ТК РФ).

В соответствии с нормами ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) включает в себя вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся, в том числе, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Судом установлено, что Макарова Е.В. работает в Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области с 1993 года, с ДД.ММ.ГГГГ на должности начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками, с ней ДД.ММ.ГГГГ заключен служебный контракт (т.1. д. 42-48).

Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с Макаровой Е.В. и она уволена с гражданской службы по основаниям п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( по собственной инициативе). т.1 л.д. 63.

На основании приказа начальника ИФНС от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам ИФНС произведена выплата премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением возложенных на Межрайонную ИФНС России № 6 функций ДД.ММ.ГГГГ; пунктом 2 приказа предусмотрено, что указанная премия выплате Макаровой Е.В. не подлежит в соответствии с требованиями п. 2.6 Положения в связи с расторжением трудовых отношений на момент выплаты (л.д. 58-61).

Приказом Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 6 по Смоленской области.

Согласно Положению… премирование федеральных государственных гражданских служащих Инспекции, (далее - гражданские служащие) осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на налоговые органы Смоленской области (п. 2.1).

В качестве расчетного периода для премирования гражданских служащих принимается месяц, квартал или иной срок. (п.2.2).

Выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств в Инспекции (п. 2.7).

Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, и максимальными размерами не ограничивается (п.2.8).

Решение о выплате премии начальникам отделов Инспекции принимается начальником Инспекции по представлениям заместителей начальника Инспекции, координирующих деятельность соответствующих отделов, и оформляется приказом Инспекции. (п. 2.9). т.1 л.д. 33-41.

Пунктом 26 Положения … установлено, что по гражданским служащим, расторгнувшим трудовые отношения на дату принятия решения о выплате премии, вопрос о выплате премии решается персонально.

Исходя из смысла указанной нормы, последняя императивный запрет на выплату премии в отношении уволенного на момент выплаты работника не устанавливает. Следовательно, произвольное, по усмотрению работодателя лишение права работника на выплату недопустимо, что обязывает работодателя решать вопрос о выплате премии работнику с учетом конкретных обстоятельств.

Как установлено по делу, фактически работодателем персонально в отношении Макаровой Е.В. вопрос о выплате ей премии за работу в апреле 2013 года не рассматривался, ее трудовая деятельность не анализировалась. Доказательств наличия оснований, установленных Положением (в частности наличие дисциплинарного взыскания) для лишения Макаровой Е.В. премии, ответчиком суду по правилам ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

Приведенные ответчиком доводы о непредоставлении курирующим заместителем начальника Инспекции служебной записки о выплате Макаровой Е.В. премии за качественное выполнение особо важных и сложных задач суд находит несостоятельными, поскольку исполнение работодателем обязанности по назначению причитающихся ему в связи с выполнением трудовых функций не ставится в зависимость от действий иных лиц, находящихся в подчинении работодателя.

При приведенных обстоятельствах оснований для лишения Макаровой Е.В. в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем п. 2 Приказа начальника ИФНС от ДД.ММ.ГГГГ о лишении истицы премии ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене с выплатой истицей премии..

В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ размер подлежащей сотрудникам премии определен в размере должностного оклада.

Учитывая, что расчетный для начисления премии период Макаровой Е.В. в связи с увольнением отработан не полностью (с 01 по 26 апреля), период нахождения в очередном отпуске с 11 по ДД.ММ.ГГГГ согласно подлежит включению в расчетный период (2.3. Положения) в пользу истицы подлежит взысканию премия, размер которой за фактически отработанное время судом определяется в сумме <данные изъяты>

Макаровой Е.В. также заявлены требования о выплате ей средств материального стимулирования ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что на Заседании Комиссии Межрайонной ИФНС № 6 по Смоленской области по оценке эффективности федеральный государственных служащих ИФНС и распределении средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных гражданских служащих за ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (п.1) и за ДД.ММ.ГГГГ на Заседании от ДД.ММ.ГГГГ (п.1) и за ДД.ММ.ГГГГ на Заседании от ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения об отказе в назначении выплаты в связи с признанием в соответствии на п.5.4 и 5.5. Методики причину ее увольнения неуважительной. (л.д. 50-57).

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти", предусмотрено осуществление с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу и др.

Материальное стимулирование, указанное в пункте 1 настоящего Постановления, осуществлять в Федеральной налоговой службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов. (п. 3 Постановления).

Во исполнение указанного Постановления, был разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, который утвержден Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 90н.

Пунктом 2 данного Порядка установлено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 настоящего Порядка, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы. Согласно п. 2 Приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 90н материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Решение о размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов (п.4 Порядка); решение по вопросам материального стимулирования принимаются начальниками Инспекций на основании решения Комиссии, которая определяет оценку эффективности деятельности конкретного работника в налоговом органе за неопределенный период для достижения более высоких результатов в последующем. (п.5).

Для проведения оценки эффективности деятельности и обеспечения выполнения задач, предусмотренных Порядком, в каждом налоговом органе создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности.

Во исполнение указанного Порядка, была разработана Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов и распределение средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 4 квартал 2012 года, утвержденная Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (далее Методика), утвержденная приказом от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 92-159,160- 244).

Разделом 2 (Цели и задачи разработки Методики) предусмотрено, что качественность исполнения обязанностей государственных гражданских служащих налоговых органов определяется на основе критериев (показателей) оценки эффективности их деятельности и находится в зависимости от соответствия их работы критериям оценки эффективности и значимости направления деятельности, определяемой специальными коэффициентами (весами), устанавливаемыми на соответствующий период.

Согласно п. 5.4 Методики при ротации гражданского служащего в системе ФНС России, переводе (переходе) гражданского служащего на работу в Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г. Москва), а также при увольнении, в том числе в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением и другим уважительным причинам, материальное стимулирование за расчетный период с учетом фактически отработанного осуществляется в том налоговом органе, с которым он состоял в трудовых отношениях в расчетном периоде, в пределах средств материального стимулирования, доведенных до этого налогового органа

При увольнении гражданского служащего налогового органа Комиссия вправе в каждом конкретном случае признать причины увольнения уважительными и принять решение о выплате СМС. (п.5.5 Методики).

По делу установлена, что Макарова Е.В. была уволена из Межрайонной ИФНС № 6 по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принята на должность главного специалиста отдела приема, регистрации и архивного хранения Филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по Смоленской области. (л.д. 62-63, 17).

Согласно ст. 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ротация является одним из принципов формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе.

Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданских служащих.

Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. (ст. 60.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-Ф).

Принятие на работу в филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по Смоленской области было произведено не в порядке ротации и не в порядке перевода.

Макарова Е.В. была уволена по собственной инициативе, на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", то есть не по уважительной причине, т.к. препятствий для продолжения ее трудовых отношений и оснований для прекращения трудовых отношений по причине достижения пенсионного возраста не имелось. Приведенные стороной истца в судебном заседании мотивы увольнения истицы по причине необходимости ухода за совершеннолетней дочерью и членами ее семьи об уважительности причины увольнения свидетельствовать не могут.

При таких обстоятельствах Комиссия по оценке эффективности деятельности Инспекции обоснованно не признала причину увольнения Макаровой Е.В. уважительной и приняла решение об отказе ей в выплате средств материального симулирования ДД.ММ.ГГГГ Указанное решение соответствовало требованиям действующего законодательства, было принято в пределах компетенции Комиссия по оценке эффективности деятельности Инспекции.

Приведенные стороной истца доводы о незаконности принятых в отношении Макаровой Е.В. решений о невыплате ей средств материального стимулирования суд находит необоснованными.

В связи с вышеприведенным исковые требования Макаровой Е.В. в части незаконности решений Комиссии и выплаты ей средств материального стимулирования за указанные периоды удовлетворению не подлежат.

По правилам ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Применительно к норме ст. 237 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

С учетом установления факта нарушения трудовых прав Макаровой Е.В. в связи с необоснованным лишением ее выплаты премии ДД.ММ.ГГГГ, исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера причиненных ей нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости размер компенсации морального вреда судом определяется сумме <данные изъяты>

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 6 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 6 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░             ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.12.2013.         

2-4156/2013 ~ М-4015/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Макарова Елена Викторовна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №6 по Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Космачева О.В.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
05.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2013Передача материалов судье
09.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.10.2013Предварительное судебное заседание
12.11.2013Судебное заседание
25.11.2013Судебное заседание
04.12.2013Судебное заседание
20.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2014Дело оформлено
03.04.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее