дело № 2- 298/2018
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 01 марта 2018 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Черноусовой О.А.
с участием представителя истца КГКУ «ЦЗН г. Енисейска» - Алимовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Енисейска» к Мелихову ФИО8 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с указанным иском, Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Енисейска» (далее – КГКУ «ЦЗН г. Енисейска») просит взыскать с Мелихова С.А. денежные средства в размере
77240 рублей, предоставленные ему по договору «О предоставлении единовременной финансовой помощи» № от ДД.ММ.ГГГГ за счёт средств краевого бюджета, для организации предпринимательской деятельности в виде «разведение коров».
Требования мотивированы тем, что указанная финансовая помощь предоставлена ответчику в соответствии с «Порядком, условиями и размером предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечня расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядка подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядка возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении», утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
В соответствии с п. 2.1.4 договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении единовременной финансовой помощи», заключенного с Мелиховым С.А., не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет гражданина, гражданину необходимо представить в Центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (договор, кассовый чек и копия кассового чека, счет-фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки).
Специалисты центра занятости неоднократно звонили ответчику, чтобы предупредить о том, что срок предоставления отчетных документов истекает ДД.ММ.ГГГГ, на что он уверенно отвечал, что документы буду предоставлены в срок. ДД.ММ.ГГГГ специалист снова звонил ответчику, но номер телефона был недоступен.
Заказным письмом ему было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № «О возврате единовременной финансовой помощи», согласно которого ответчик должен добровольно вернуть финансовые средства в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления, в противном случае они будут взысканы в судебном порядке.
Отчетные документы (товарный чек и накладную от ИП ФИО1)
Мелехов С.А. представил в центр занятости ДД.ММ.ГГГГ, то есть в нарушение п. 2.1.4 договора № от ДД.ММ.ГГГГ «о предоставлении единовременной финансовой помощи» несвоевременно выполнил обязанность по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи. При этом согласно выписке из ЕГРИП, ИП ФИО1 не занимается продажей техники и запасных частей к ней, что вызывает также сомнения в подлинности представленных отчетных документов.
ДД.ММ.ГГГГ специалисты центра занятости организовали по предварительному согласованию посещение гражданина по адресу д. Борки для установления фактического наличия или отсутствия оборудования, приобретенного на средства единовременной финансовой помощи. Но встретиться с ответчиком не удалось, калитка была заперта, на стук никто не отвечал.
ДД.ММ.ГГГГ повторно было организовано посещение Мелихова С.А. по его приглашению, ответчик обещал показать оборудование. В этот раз специалистам центра занятости удалось встретиться с ответчиком, но оборудование, приобретенное на средства единовременной финансовой помощи, ответчик показать не смог.
В соответствии с п.п. «б» п.3.1 договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении единовременной финансовой помощи» гражданин обязуется возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в случае невыполнения обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Алимова Т.В., заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Мелихов С.А., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом (путем направления извещения заказным письмом с уведомлением, которое возвращено в связи с истечением срока хранения), в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ходатайств об отложении не заявлял.
В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
С учетом изложенного, суд признаёт бездействие ответчика, уклонившегося от получения судебных извещений, как волеизъявление последнего, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Выслушав представителя истца Алимову Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (далее - Закон о занятости населения).
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, которая, в частности, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
В соответствии со ст. 7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся в том числе, содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Установление порядка, условий и размера предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края от 01.12.2011 г. N 13-6604"О содействии занятости населения в Красноярском крае", относится к полномочиям Правительства Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 г. N 429, утвержден Порядок, условия, размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечень расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, условия ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи.
Предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации осуществляется получателям центрами занятости населения за счет средств краевого бюджета в пределах доведенных до них главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п.1.2). Получатель имеет право на получение единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации один раз в течение 5 лет. (п.1.3).
В соответствии с п. 2.1 Порядка единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации составляют единовременную финансовую помощь и предоставляются в следующих размерах:
единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, установленного законодательством Красноярского края; единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, и фактически понесенных расходов на подготовку учредительных документов и оплату нотариальных действий, но не свыше 7000 рублей.
Единовременная финансовая помощь предоставляется получателю на основании договора, заключаемого между центром занятости населения и получателем. Договор оформляется центром занятости населения в 2-х экземплярах, один из которых направляется получателю для рассмотрения. В случае отсутствия у получателя замечаний к тексту договора договор заключается в течение 10 дней со дня получения центром занятости населения положительного экспертного заключения по бизнес-плану.
В договор включается условие, устанавливающее обязанность получателя осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.5).
Получатель, с которым заключен договор, в течение 30 дней со дня его подписания регистрируется в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.6). После регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства получатель представляет в центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек) (п. 2.7).
Выписки из ЕГРИПа или выписки из ЕГРЮЛа, содержащие сведения о государственной регистрации предпринимательской деятельности, запрашиваются центром занятости населения в Федеральной налоговой службе либо предоставляются по желанию получателя. Если с даты внесения записи о государственной регистрации в ЕГРИП или ЕГРЮЛ не истекли 30 календарных дней, центр занятости населения не позднее 10 календарных дней издает приказ о выплате единовременной финансовой помощи с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства и размера единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации согласно подтверждающим документам.
Согласно п. 2.8 Порядка единовременная финансовая помощь перечисляется получателю на лицевой счет, открытый в кредитной организации Российской Федерации, при поступлении из Федеральной налоговой службы выписки из ЕГРИПа или выписки из ЕГРЮЛа, содержащей сведения о государственной регистрации предпринимательской деятельности или ее предоставлении получателем, на основании приказа центра занятости населения и не позднее 15 календарных дней с момента его принятия.
Подпунктом 5 пункта 4.1 Постановления Правительства Красноярского края установлено, что в случае фактического неосуществление предпринимательской деятельности без прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ "Центр занятости населения г. Енисейска" и Мелиховым С.А. заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи №, предметом которого является предоставление Мелихову С.А. финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 77240 руб.
По условиям договора Мелихов С.А. принял на себя обязательство в течение
30 дней со дня заключения договора зарегистрироваться в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства по видам деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в представленном им бизнес-плане – ОКВЭД 01.21 – «Разведение коров» и представить в Центр занятости населения выписку из ЕГРИП или из ЕГРЮЛ, а также документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек); осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации по указанному виду деятельности; произвести целевое расходование средств единовременной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом на приобретение (изготовление, производство, сборку, установку) основных средств оборудования, мебели (в том числе офисной), инструментов, электро-вычислительной техники и иного оборудования для обработки информации, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, контрольно-кассовой техники, факса); не позднее 90 календарных дней, с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет, представить в ЦЗН копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (договор, кассовый чек и копия кассового чека, счет фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ, расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки) (пп. 2.1.1 - 2.1.4).
В свою очередь, Центр занятости населения обязался не позднее 10-ти календарных дней после предоставления Мелиховым С.А. в Центр занятости населения или поступления из ФНС выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, издать приказ о выплате единовременной финансовой помощи, с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо фермерского хозяйства и размера единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации согласно подтверждающим документам; не позднее 15-ти календарных дней с момента издания приказа о выплате единовременной финансовой помощи перечислить на лицевой счет Мелихова С.А., единовременную финансовую помощь за счёт средств краевого бюджета, в размерах, указанных в приказе (пункты 2.2.1-2.2.2).
ДД.ММ.ГГГГ вр.и.о. директора КГКУ «ЦЗН г. Енисейска» Хапугиной ЖВ., был издан приказ № о предоставлении Мелихову С.А. единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 76440 руб. Одновременно с этим, также издан приказ
№ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной финансовой помощи на подготовку документов для советующей государственной регистрации в размере 800 рублей. С данными приказами Мелихов С.А. был ознакомлен и согласен.
Во исполнение принятых на себя обязательств КГКУ «ЦЗН г. Енисейска» ДД.ММ.ГГГГ перечислило на лицевой счет Мелихова С.А. денежные средства в общем размере 77240 рублей, их которых: 76440 руб. - в качестве единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и 800 рублей – как единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, что подтверждено копиями платежных поручений № и №.
Согласно п.п. "б" п. 3.1 договора Мелихов С.А. обязуется возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в случае невыполнения обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи.
Исходя из положений ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей усматривается, что Мелихов С.А. зарегистрирован в МИФНС России № 23 по Красноярскому краю качестве индивидуального предпринимателя с 26.06.2017 года, основным видом его экономической деятельности является <данные изъяты>, в настоящее время имеет действующий статус.
Между тем, свои обязательства по предоставлению копий документов, указанных в п. 2.1.4 договора, подтверждающих целевое расходование полученной финансовой помощи в течение 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на его лицевой счет, Мелихов С.А. до настоящего времени не исполнил, что подтвердила в судебном заседании представитель истца Алимова Т.В.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика заказным письмом было направлено уведомление о возврате единовременной финансовой помощи.
ДД.ММ.ГГГГ Мелиховым С.А. в центр занятости населения представлена накладная № и товарный чек № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым им у
ИП ФИО1 приобретено ПКУ-0,8 (КУН), стоимостью 86000 руб. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом ее экономической деятельности является деятельность по коду ОКВЭД 02.20 «Лесозаготовки». Как усматривается из выписки, ИП ФИО1 продажей техники и запасных частей к ней, не занимается. Таким образом, представленные Мелиховым С.А. чек и товарная накладная не могут быть признаны отчетными документами, кроме того они представлены по истечении срока, предусмотренного договором «О предоставлении единовременной финансовой помощи».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд признаёт установленным факт того, что Мелихов С.А. получив единовременную финансовую помощь для осуществления предпринимательской деятельности по разведению молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока в сумме 76440 руб., в нарушение условий договора не представил документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что единовременная финансовая помощь предоставляется из краевого бюджета в целях реализации мероприятий, направленных на защиту граждан от безработицы, а Мелихов С.А. в нарушение условий договора не представил документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи, суд приходит к выводу, что единовременная финансовая помощь, предоставленная Мелихову С.А. в размере 76440 руб. и 800 руб., предоставленные на подготовку документов для соответствующей регистрации подлежат возврату в бюджет Красноярского края.
Согласно пп.8 п.1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).
В силу пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиковосвобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положения ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ, с ответчика Мелихова С.А. в доход бюджета муниципального образования г. Енисейска подлежит взысканию государственная пошлина размере 2517 руб. 20 коп.
Руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Енисейска», удовлетворить.
Взыскать с Мелихова Сергея Анатольевича в пользу бюджета Красноярского края сумму единовременной помощи 77240 рублей (семьдесят семь тысяч двести сорок рублей).
Взыскать с Мелихова Сергея Анатольевича в доход бюджета муниципального образования г. Енисейска государственную пошлину в размере 2517 рублей 20 копеек.
Ответчик вправе подать в Енисейский районный суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение изготовлено 05 марта 2018 г.
копия верна, решение не вступило в законную силу
подлинник решения суда находится в Енисейском районном суде Красноярского края в гражданском деле № 2-298/2018
Судья Н.М. Ларионова