Судья – Нечепуренко А.В. Дело № 33-13958/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июля 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.,
судей Рудь М.Ю., Кудинова А.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре Ушаковой Н.А.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности < Ф.И.О. >7 на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
< Ф.И.О. >5, < Ф.И.О. >6 обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДАТА № НОМЕР в предоставлении общую долевую собственность (по 1/2 доли каждому) за плату земельного участка общей площадью 1006 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР, категория земель – земли населенных пунктов, предназначенного для производственных нужд, расположенного по адресу: АДРЕС; обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края принять решение об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка; обязании департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении < Ф.И.О. >5 и < Ф.И.О. >6 в общую долевую собственность (по 1/2 доли каждому) за плату указанного земельного участка.
Решением Армавирского городского суда от 31 марта 2014 года требования < Ф.И.О. >5 и < Ф.И.О. >6 удовлетворены. Суд признал незаконным решение департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в предоставлении < Ф.И.О. >5 и < Ф.И.О. >6 в общую долевую собственность (по 1/2 доли каждому) за плату земельного участка общей площадью 1006 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР, категория земель – земли населенных пунктов, предназначенного для производственных нужд по адресу: АДРЕС, выразившемся в письме от ДАТА № НОМЕР. На департамент имущественных отношений Краснодарского края возложена обязанность принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 1006 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР, по адресу: АДРЕС, категория земель – земли населенных пунктов, предназначенного для производственных нужд, на вид разрешенного использования земельного участка, предназначенного для административных зданий, и направить его в орган кадастрового учета для государственного кадастрового учета изменений сведений об указанном земельном участке в государственном кадастре недвижимости. На департамент имущественных отношений Краснодарского края возложена обязанность принять решение о предоставлении < Ф.И.О. >5 и < Ф.И.О. >6 в общую долевую собственность (по 1/2 доли каждому) за плату земельного участка общей площадью 1006 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР, по адресу: АДРЕС, категория земель – земли населенных пунктов, предназначенного для административного здания.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности < Ф.И.О. >7 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
В возражениях < Ф.И.О. >5, < Ф.И.О. >6 указывают на несостоятельность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просят решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности < Ф.И.О. >7, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДАТА НОМЕР и НОМЕР, соответственно, < Ф.И.О. >5 и < Ф.И.О. >6 на основании договора купли-продажи недвижимости от ДАТА НОМЕР и договора купли-продажи от ДАТА являются собственниками по 1/2 доли каждый административного здания, литер «Б», общей площадью 616,2 кв.м., кадастровый номер НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС.
ДАТА < Ф.И.О. >5 и < Ф.И.О. >6 обратились в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за плату по 1/2 доли каждому за плату земельного участка общей площадью 1006 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР, категория земель – земли населенных пунктов, предназначенного для производственных нужд, расположенного по адресу: АДРЕС, необходимого для эксплуатации административного здания литер «Б».
Письмом от ДАТА № НОМЕР заявителям отказано в предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка, в связи с тем, что согласно акту обследования земельного участка ГКУ Краснодарского края «Кубаньземконтроль» от ДАТА НОМЕР и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДАТА, на испрашиваемом земельном участке находится административное здание, используемое для размещения офисных помещений, тогда как согласно кадастровому паспорту земельного участка, разрешенное использование земельного участка – для производственных нужд. Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать его фактическому использованию и назначению расположенных на нем объектов.
Как установлено положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Данный Перечень установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».
Вместе с тем, как следует из материалов дела, заявителями при обращении в департамент имущественных отношений Краснодарского края были приложены следующие документы: нотариально заверенные копии паспортов < Ф.И.О. >5 и < Ф.И.О. >6; заключение МБУ «УАиГ» от ДАТА на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР; сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений и сооружений на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР.
Таким образом, как следует из материалов гражданского дела, заявителями был представлен не полный пакет документов, кроме того, представленное сообщение содержало перечень всех зданий, строений сооружений в отношении другого земельного участка, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии поданной документации требованиям Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Согласно положениям ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Удовлетворяя требования заявителей, суд первой инстанции указал, что на территории муниципального образования г. Армавир решением Армавирской городской Думы от 29 июля 2010 года № 70 утверждены Правила землепользования и застройки, в связи с чем, решение об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного указанными Правилами, вправе принять только орган государственной власти, уполномоченный на управление и распоряжение земельными ресурсами.
Вместе с тем, как следует из Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Армавир (п. 9 ст. 3), собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, иных объектов недвижимости, имеют право по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды) использования недвижимости, разрешенные для соответствующих территориальных зон. Порядок действий по реализации указанного права устанавливается действующим законодательством, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами.
Постановлением администрации муниципального образования г. Армавир от 08 августа 2012 года № 2588 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства».
Согласно п. 5 Административного регламента, заявителем при предоставлении муниципальной услуги выступает собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, иного объекта недвижимого имущества. От имени заявителя могут действовать его представители, наделенные соответствующими полномочиями.
В соответствии с положениями п. 28 Административного регламента, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией муниципального образования г. Армавир, ответственным исполнителем при этом является управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Армавир.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, заявителям надлежало обратиться в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Армавир, вместе с тем, в материалах дела отсутствуют соответствующие сведения.
Кроме того, вынося решение о возложении на департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности по принятию решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, и направлению его в орган кадастрового учета для государственного кадастрового учета изменений сведений об указанном земельном участке в государственном кадастре недвижимости, а так же по принятию решения о предоставлении < Ф.И.О. >5 и < Ф.И.О. >6 в общую долевую собственность (по 1/2 доли каждому) за плату указанного земельного участка, при этом, непосредственно указав его предназначение «для административного здания», суд первой инстанции не учел следующее.
Суд не имеет права подменять компетенцию органов власти, разрешая по существу вопросы, отнесенные к их исключительному ведению, поскольку каждый орган власти имеет дискреционные полномочия, являющиеся неотъемлемой частью его публичной правоприменительной деятельности, у каждого органа власти имеется сфера его исключительного усмотрения.
Несмотря на презумпцию всекомпетентности суда в области различных отраслей государственного управления, тем не менее, необходимо иметь в виду ограниченность его познавательных возможностей и вероятность отсутствия всех необходимых документов, в связи с чем, суду непозволительно действовать подобным образом, в противном случае существует вероятность ограничения органа власти судебным постановлением по вопросу, который перед судом фактически не ставился.
Поскольку судом первой инстанции вышеуказанные обстоятельства и приведенные положения действующего законодательства оставлены без внимания и должной правовой оценки, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Армавирского городского суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности < Ф.И.О. >7 удовлетворить.
Решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 31 марта 2014 года отменить
Принять по делу новое решение.
Заявление < Ф.И.О. >5, < Ф.И.О. >6 о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от ДАТА № НОМЕР в предоставлении общую долевую собственность (по 1/2 доли каждому) за плату земельного участка общей площадью 1006 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР, категория земель – земли населенных пунктов, предназначенного для производственных нужд, расположенного по адресу: АДРЕС; обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края принять решение об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка; обязании департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении < Ф.И.О. >5 и < Ф.И.О. >6 в общую долевую собственность (по 1/2 доли каждому) за плату указанного земельного участка – оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: