Решение по делу № 2-204/2015 ~ М-160/2015 от 01.04.2015

Дело № 2-204/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.06.2015г. г.Армянск

Армянский городской суд Республики Крым

в составе председательствующего судьи Лихачевой Л.А.,

при секретаре Чижовой Л.Э.,

с участием прокурора Хоменко Н.В.,

представителя ответчика - школы Коваленко Е.С.,

представителя ответчика - администрации Петренко В.В.,

представителя третьего лица - отдела образования Ужитчак В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Армянского городского суда Республики Крым гражданское дело по иску Прокурора города Армянска Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и инвалидов, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Специальная коррекционная школа №5», Администрации города Армянска Республики Крым, третьи лица Министерство финансов Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации города Армянска Республики Крым, о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор г.Армянска Республики Крым 01.04.2015 года обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и инвалидов, в том числе несовершеннолетних, в котором просит обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная школа №5» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп граждан путем оборудования пандусом и поручнями входа в помещение школы, а также обязать Администрацию г. Армянска за счет бюджета Муниципального образования городской округ Армянск выделить денежные средства на оборудование пандусом и поручнями входа в помещение школы. В обоснование иска прокурор указал, что при проведении проверки исполнения Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» было выявлено, что вход в помещение объекта социальной инфраструктуры Специальной коррекционной школы №5 не оборудован пандусами и поручнями, что ограничивает доступ в здание инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски.

В судебном заседании прокурор поддержал иск.

Представитель ответчика - Специальной коррекционной школы №5 в судебном заседании иск не признал, пояснив, что школа является казенным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджета, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, проведение строительных работ не относится к компетенции образовательной организации, кроме того, школе не выделены денежные средства на выполнение работ по обустройству здания школы пандусом.

Представитель ответчика – Администрации г.Армянска иск не признал, пояснив, что бюджетом муниципального образования на 2015 год не предусмотрены денежные средства на финансирование расходов по оборудованию объектов социальной инфраструктуры пандусами и поручнями, Советом Министров Республики Крым утверждена Государственная программа «Доступная среда», реализация которой предусматривает проведение мероприятий по созданию архитектурной доступности для инвалидов, Специальная коррекционная школа №5 включена в указанную программу. Денежные средства подлежат предоставлению в рамках программы «Доступная среда» из бюджета Республики Крым, также подлежит приведению в соответствие с нормами законодательства проектно-сметная документация.

Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица -Муниципального казенного учреждения Отдел образования администрации г. Армянска Республики Крым в судебном заседании считает иск необоснованным, указывает на отсутствие неправомерного бездействия ответчиков относительно оборудования входа помещения школы пандусами, денежные средства на проведение строительных работ подлежат выделению Министерством финансов Республики Крым в рамках утвержденной Государственной программы «Доступная среда». После предоставления целевых денежных средств, внесения соответствующих изменений в бюджет городского округа, договорные отношения относительно строительных работ подлежат оформлению в виде договора, сторонами которого будут выступать школа, администрация города, подрядная организация.

Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица - Министерства финансов Республики Крым надлежаще извещен о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, каких-либо заявлений, в том числе возражений против иска, не подал.

Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав материалы дела, считает необходимым иск удовлетворить частично.

Судом установлено, что в ходе проведенной Прокуратурой г.Армянска проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что вход в здание Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная коррекционная школа №5» не оборудован пандусом или иными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в учреждение инвалидов. Отсутствие пандусов и поручней для инвалидов в здании школы также подтверждается сообщением главы Администрации г.Армянска от 25.03.2015г. № 10-23/1256.

Данное обстоятельство не оспаривается представителями ответчиков.

Согласно п.1.3-1.5,1.9 Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная коррекционная школа №5» учреждение является юридическим лицом, учредителем и собственником имущества является муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Армянск на основании бюджетной сметы. Отдел образования администрации города Армянска при недостаточности денежных средств несет субсидиарную ответственность по обязательствам школы и осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетних средств, в ведении которого находится учреждение.

В соответствии со ст.ст.7,39 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст.ст.2,9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В силу ст. 15 ч. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу п. 1 ст. 296 ГК Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ст.123.22 п.4 ГК Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Удовлетворяя исковые требования частично, суд исходит из того, что школа является объектом социальной инфраструктуры, в которой в нарушение требований действующего законодательства, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы, чем существенно нарушены права данной категории лиц, в связи с чем приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание общеобразовательного учреждения путем оборудования входа в здание специальными приспособлениями должна быть возложена на ответчиков – Администрацию города Армянска и Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная школа №5».

Отсутствие в настоящее время целевых денежных средств не освобождает ответчиков от выполнения предусмотренной законом обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы путем оборудования входа в образовательное учреждение специальными приспособлениями.

С учетом необходимости освоения денежных средств, предоставленных в рамках программы «Доступная среда», а также учитывая возможность не предоставления средств и необходимости включения выполнения работ при утверждении бюджета муниципального образования на 2016 год, с учетом объема, характера, сложности работ, суд считает возможным определить срок исполнения обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования в части понуждения Администрации г.Армянска за счет бюджета выделить денежные средства на оборудование пандусом и поручнями входа в помещение школы не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Руководствуясь ст.ст.195, 196, 198 ГПК Российской Федерации, на основании ст.ст.7,17-19,132 Конституции Российской Федерации, ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора города Армянска Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и инвалидов, в том числе несовершеннолетних, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Специальная коррекционная школа №5», Администрации города Армянска Республики Крым, третьи лица Министерство финансов Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации города Армянска Республики Крым, о понуждении к совершению действий, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Армянска Республики Крым г. Армянск, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная школа №5» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп граждан к объекту социальной инфраструктуры путем оборудования пандусами и поручнями входа Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная коррекционная школа №5», расположенного по адресу Республика Крым, г. Армянск, ул.Гайдара 3-А, установив срок исполнения обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Крым через Армянский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.

СУДЬЯ Л.А.Лихачева

2-204/2015 ~ М-160/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г.Армянска Республики Крым
Ответчики
Муниципальнное образование городской округ Армянск Республики Крым в лице администрации города Армянска
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная коррекционная школа №5"
Другие
Муниципальное казначейское учреждение Отдел образования Администрации города Армянска
Министерство Финансов Республики Крым
Суд
Армянский городской суд Республики Крым
Судья
Лихачева Лариса Алексеевна
Дело на странице суда
armyanskiy--krm.sudrf.ru
01.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2015Передача материалов судье
03.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2015Подготовка дела (собеседование)
29.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2015Судебное заседание
22.06.2015Судебное заседание
22.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2015Дело оформлено
23.07.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее