Дело №2-47\2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>
Илимпийский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Губенко Н.Ф.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства РФ по <адрес>, Отделу МВД по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по <адрес>, Отделу МВД по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, он содержался в ИВС Отдела МВД по <адрес>, в камере № в не человеческих условиях унижающих его достоинство, а именно в камере отсутствовал унитаз, умывальник, нужду справлял в пластмассовое ведро, негде было умыться и помыть посуду, по этой причине ел из грязной посуды. В камере отсутствовало дневное освещение, вентиляция не работала, содержали в ИВС свыше месяца, в связи с чем, просит суд взыскать за каждый день нахождения в ИВС компенсацию морального вреда по 10 000 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей (л.д.4).
В судебное заседание истец не явился, отбывает наказание по приговору суда в исправительной колонии, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ определено рассмотреть дело в отсутствие истца (л.д.1-2,16,71-74).
Представитель ответчика Отдела МВД по <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.75).
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, представила суду отзыв, в котором просила суд применить последствия пропуска срока обращения в суд и в удовлетворении иска отказать (л.д.11-14, 54, 55-57, 60).
В соответствии с ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено без участия не явившихся сторон.
Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно - процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу ст. 15 указанного Федерального закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлении, содержащимся под стражей.
На основании ст. 7 Закона N 103-ФЗ местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу ст. 17 указанного Закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.
Положениями ст. 23 названного Федерального закона установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно пункта 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Судом установлено, что ФИО2 в связи с предварительным следствием на основании постановления следователя был доставлен в ИВС ОВД по <адрес> плановым конвоем, где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15,18). Таким образом, истец содержался в ИВС 43 дня в камерах №,2,3, (л.д. 31-39,61).
Вместе с тем, камерные помещения были оборудованы индивидуальным спальным местом, столом и скамейками по лимиту мест в камере, бачком для питьевой воды. ФИО2 был обеспечен трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством РФ. В камерах имеется естественная вентиляция, емкость (ведро) для справления естественных нужд, приватная перегородка, вешалка для верхней одежды, тумбочка для хранения продуктов и личных вещей, искусственное освещение соответствовало требованиям СанПиН, имеется радиодинамик. В помещении ИВС имеется санитарный узел, где находятся стиральная машина- автомат, душевая кабина, два унитаза и раковина (л.д.18-27).
Согласно технической документации помещение ИВС как самостоятельное, обособленное и надлежащим образом оборудованное помещение не строилось, под ИВС оборудовано несколько комнат в приспособленном здании Отдела МВД. Само здание ОМВД, 1967 года постройки. В помещении ИВС не предусмотрен водопровод и канализация, поскольку в <адрес> отсутствует централизованная система подачи воды и канализации (л.д.40-42).
При ежедневном обходе руководством ИВС, руководством ОМВД России по <адрес>, прокурором по надзору, жалоб от ФИО2 на условия содержания, не поступало (л.д.62-69).
При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что в камерах, где он содержался были нечеловеческие условия унижающие его достоинство, в судебном заседании не нашли своего подтверждения. Каких-либо доказательств подтверждающих данные обстоятельства истцом суду представлено не было.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Указанная норма конкретизируется в ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Между тем, судом признается существенное нарушение срока нахождения ФИО2 в ИВС по <адрес>, предусмотренного ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 103 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. ДД.ММ.ГГГГ) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", из которой следует, что «подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца», что является соответственно основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Таким образом, ФИО2 содержался в ИВС в спорный период свыше установленного законодательством срока, следовательно, установлен факт содержания истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, в связи с чем, суд приходит к выводу, что истцу были причинены страдания или переживания в степени, превышающие неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы.
Требования представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства РФ по <адрес> ФИО6 о необходимости применения срока исковой давности не основаны на законе. В силу ст. 208 ГК РФ исковая давность на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ не распространяется. Кроме того, данный спор не может быть рассмотрен в порядке Главы 25 Гражданско-процессуального Кодекса РФ, поскольку имеется спор о материальном праве и дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Доводы ответчика Отдела МВД по <адрес> о том, что конвоирование лиц, содержащихся под стражей осуществляется примерно раз в месяц, планирование конвоирование лиц, подлежащих отправке из ИВС в СИЗО <адрес> осуществляется отделом организации охраны и конвоирования спецучреждений полиции ГУ МВД по <адрес>, суд находит не состоятельными, поскольку указанные нарушения причинили истцу физические и нравственные страдания, тогда как ч.1 ст. 21 Конституции РФ предусматривает, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (т.1, л.д.46).
В соответствии со ст. ст. 150, 151 ГК РФ здоровье и иные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину в силу закона, защищаются в соответствии с законами и Гражданским Кодексом РФ. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо принадлежащие ему нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Согласно ст.ст. 1069, 1070 ГК РФ государство может отвечать за счет казны Российской Федерации только в том случае, когда вред причинен в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов; действий органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, повлекших незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное осуждение, незаконное применение ареста, подписки о невыезде в качестве меры пресечения и т.д. (ч.1 ст. 1070 ГК РФ), либо когда вред причинен незаконной деятельностью органов дознания, следствия, прокуратуры, не повлекших последствий, указанных в ч.1 ст. 1070 ГК РФ. Только в этих случаях в соответствии с п.1 ч.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени Российской Федерации в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета в судах выступает Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства и его территориальных органов.
При определении размера денежной компенсации суд принимает во внимание, что надлежащие условия содержания в ИВС в большей мере не были обеспечены ввиду объективных причин: нахождения ИВС ОВД в приравненных районах Крайнего Севера, отдаленности СИЗО, расположенного в <адрес>, что перевод спец.контингента из СИЗО в ИВС осуществляется единственным доступным на данной территории транспортным средством - авиацией, перевозка арестованных в спорный период не обеспечивалась не по вине Администрации Отдела МВД по <адрес>.
Исходя из требований ст. 151, 1101 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда, суд учитывает длительность нахождения истца (43 дня) в ИВС, фактические обстоятельства при которых был причинен моральный вред и индивидуальные особенности истца, требования разумности и справедливости, и полагает необходимым взыскать с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по <адрес> за счет средств казны РФ в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> за счёт казны Российской Федерации в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия районным судом решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья: Губенко Н.Ф.