20 июня 2017 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., с участием:
прокурора – помощника прокурора Ширинского района Ильиной И.К.,
при секретаре Падчик Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Блинниковой Нины Григорьевны к Блинникову Валерию Александровичу о выселении,
УСТАНОВИЛ:
Истец, обосновывая заявленные требования, пояснила в исковом заявлении, что она владеет на праве собственности квартирой, расположенного по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении также проживает ответчик, приходящийся ей сыном, который злоупотребляет спиртными напитками и ведет аморальный образ жизни, вследствие чего проживать с ним невозможно. Добровольно выселиться ответчик отказывается. Учитывая, что ответчик нарушает её права, как собственника жилого помещения, истец просит выселить его из принадлежащей ей квартиры.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме, подтвердив их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик в судебном заседании отсутствовал. В ходе досудебной подготовке было установлено, что его местонахождение на текущий момент неизвестно. Суд, руководствуясь ст. 119 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, по последнему известному месту его проживания.
Привлечённый в порядке ст. 50 ГПК РФ к участию в деле в качестве представителя ответчика адвокат Челдышев В.Г. возразил по существу иска.
Участвующим в деле прокурором дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст.8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Часть 2 этой нормы устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Частью первой ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, истец является собственником квартиры, расположенный по адресу: <адрес>
Данное право приобретено на основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьею 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в число которых входит, в частности, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Выбор способа защиты права в судебном порядке принадлежит истцу.
Истец, полагая о наличии нарушения её права со стороны ответчика, обратилась с требованием о его выселении, в качестве обоснования своих требований указав, что ответчиком нарушаются её права собственника жилого помещения.
В силу требований ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Согласно ч.1 ст.30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Часть вторая указанной статьи устанавливает, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ право пользования жилым помещением наравне с собственником данного жилого помещения имеют члены семьи собственника, к которым в силу части первой этой нормы, относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его дети.
Со стороны истца не представлено каких – либо доказательств, подтверждающих, что между нею и ответчиком имеется соглашение об ином порядке пользования квартирой.
При таких обстоятельствах ответчик, как член семьи истца и проживающий с ней в принадлежащем ей жилом помещении, имеет равные с нею права пользования этим помещением.
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент приватизации спорной квартиры) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу приведенных положений закона, поскольку наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены (бывшие члены) его семьи до приватизации данного жилого помещения имеют равные права и обязанности, включая право пользования жилым помещением (части 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации), то и реализация права на приватизацию жилого помещения поставлена в прямую зависимость от согласия всех лиц, занимающих его по договору социального найма, которое предполагает достижение договоренности о сохранении за теми из них, кто отказался от участия в приватизации, права пользования приватизированным жилым помещением.
В случае приобретения жилого помещения в порядке приватизации в собственность одного из членов семьи, совместно проживающих в этом жилом помещении, лица, отказавшиеся от участия в его приватизации, но давшие согласие на ее осуществление, получают самостоятельное право пользования данным жилым помещением.
Как следует из материалов дела, на момент приобретения истцом квартиры в порядке приватизации, ответчик также проживал в данной квартире и дал истцу согласие на её приватизацию.
Изложенное дает основание полагать, что факт прекращения между сторонами семейных отношений также не может влечь утрату права ответчика в отношении пользования оспариваемым помещением.
При таких обстоятельствах суд полагает об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Блинниковой Нины Григорьевны к Блинникову Валерию Александровичу о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - отказать.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 25 июня 2017 года.
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменев